Программа дополнительного образования
Программа дополнительного образования 5-7 класс "Юный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhok_yunyy_issledovatel.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г. Камешково Владимирской области
Согласовано Зам. директора по ВР ______________ (Е.М. Савватеева) «____»_____________ 2013 г. |
Утверждено Приказом директора №________ от «___»_________ 2013 г. _____________ (Е. В. Тимакова) |
Программа дополнительного образования
НОУ «ЖиРаФа»
Естественно-научный цикл
«Юный исследователь»
5-7 класс
Срок реализации – 1 учебный год
1 ч /нед. – 34 часа
Автор программы:
учитель химии и биологии Кочеткова Н. Е.
г. Камешково 2013
Пояснительная записка
Направленность: Программа дополнительного образования «Юный исследователь» составлена для поддержки практической части курса биологии 6-7 классов и курса природоведения 5 класс (программы основного общего образования по биологии, 6-9 классы, авт.: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, 2010 г).
Актуальность, педагогическая целесообразность: знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов биологических наук. Занятия проводятся в разновозрастных группах.
Цель программы: Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.
Задачи программы: Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания; освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований; развитие исследовательских навыков; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению природы.
Особенности данной программы: реализация эколого-биологического образования
Возраст детей, участвующих в программе: 12-14 лет (5-7 класс)
Срок реализации: 1 учебный год
Формы и режим занятий: Практические лабораторные работы с элементами исследовательской деятельности, экскурсии, игры на местности, моделирование чрезвычайных ситуаций, работы на УОУ, поиск информации в литературных источниках.
Режим занятий – 1 ч/нед., всего 34 часа.
Ожидаемые результаты: знать (понимать): признаки биологических объектов – клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; многообразие и сложность строения живых организмов;
-уметь: изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группы; проводить самостоятельный поиск биологической информации, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Способы определения результативности: оформление рабочих тетрадей и дневников наблюдений, записи результатов опытов, заполнение бланков биоиндикации, приготовление микропрепаратов, подготовка презентаций, создание тематических гербариев и коллекций насекомых.
Формы подведения итогов: выставка подготовленных коллекций и гербариев, защита презентаций, участие в учебно-исследовательской конференции.
Учебно-тематический план
№ пп | Название раздела, темы | Общее кол-во часов | Теорети-ческие занятия | Экскурсии | Лаб. и практич. работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и УОУ | 1 | 1 | ||
2 | Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период | 2 | 2 | ||
3 | Осеннее обследование пришкольной территории | 2 | 2 | ||
4 | Изучение биоценоза озера | 2 | 1 | 1 | |
5 | Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндексация | 2 | 1 | 1 | |
6 | Микроскопирование | 7 | 1,5 | 5,5 | |
6.1 | Техника безопасности при работе с микроскопом. | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Приготовление временного микропрепарата | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6.3 | Способы окраски препаратов | 1 | 1 | ||
6.4 | Что можно увидеть в микроскоп | 1 | 1 | ||
6.5 | Оформление результатов микроскопирования | 1 | 1 | ||
7 | Микроскопирование разных групп организмов | 7 | 3,5 | 3,5 | |
7.1 | Микроскопирование грибов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.2 | Микроскопирование водорослей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.3 | Микроскопирование мхов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.4 | Микроскопирование папоротников | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.5 | Микроскопирование органов голосеменных растений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.6 | Микроскопирование органов покрытосеменных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7.7 | Микроскопирование тканей животных | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Методика постановки биологических экспериментов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Гербаризация растений. Работа с определителями. Определение растений. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
10 | Монтировка и оформление коллекций насекомых. Определение насекомых | 2 | 1 | 1 | |
11 | Опытническая работа на пришкольном участке в весенний период | 2 | 2 | ||
12 | Весеннее обследование пришкольной территории | 1 | 1 | ||
13 | Итоговое занятие: презентации творческих работ учащихся | 2 | 2 | ||
Итого часов: | 34 | 13 | 9 | 12 |
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю). Из них 13 ч. – теория, 12 – лабораторные и практические работы, 9 ч. – экскурсии.
Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых:
-изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов;
-простейшему мониторингу окружающей среды;
-методам ведения опытнической работы на УОУ;
-методом микроскопирования;
-методам гербаризации, монтировки насекомых и оформление коллекций.
-определению растений и насекомых.
Тематика блока, посвящённого изучению основ микроскопирования, соответствует программе биологии 5-7 классов и служит поддержкой практической части этих курсов. Учащиеся не только развивают навыки работы с микроскопом, но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.
Список используемой литературы
Для реализации программы используется следующая учебно-методическая литература:
- Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко, Е. Ю. Зайцева, А. В. Пахневич – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
- Красная Книга: редкие и охраняемые растения и животные Владимирской области / сост. В. А. Брилёв – Владимир, 1992.
- Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: кН. для учащихся / М. П. Корнелио. – М.: Просвещение, 1986.
- Новиков В. С. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губанов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
Плавильщиков Н. И. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространённых насекомых европейской части России / Н. И. Плавильщиков. – М.: Топикал, 1994 Программой предусматривается контроль основных умений и навыков, приобретаемых в процессе занятий. Формы контроля: отчёты по лабораторным, практическим занятиям и экскурсиям; групповые работы, самостоятельная разработка и постановка опытов, проекты, презентации.