Перенесено с сайта ГБОУ детский сад № 629
Театрализованные игры как средства эмоционально —
личностного развития детей.
На одном из первых мест, как средств эмоционального развития личности стоит театрализованная деятельность, которую организует воспитатель с детьми дошкольного возраста.
Чтобы ребенку усвоить правила и законы взрослой жизни, ему помогает то что, детство проходит в мире ролевых игр. Правильную модель поведения в современном мире, повышение культуры ребенка, знакомство его с детской литературой, изобразительным искусством, музыкой, обрядами и традициями, правилами этикета, помогает театрализованная деятельность. Такие игры воспитывают творческое направление личности, раскрывают творческий потенциал ребенка.
Научиться отражать чувства и состояния других, ребенку помогает режиссерская игра. Вникая во внутренний мир персонажей, действуя в воображаемых обстоятельствах, ребенок учится соотносить себя с положительными и отрицательными героями. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам.=
Что бы дать определение этой деятельности, надо говорить о роли театрализованной игры в жизни ребенка. Она близка к игре по правилам и к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: содержание, роль, ролевое действие, замысел, сюжет, игровая ситуация, правила. Но все же эти виды отличаются друг от друга. В сюжетно-ролевой игре, дети отражают жизненные явления.
Сюжеты из литературных, фольклорных произведений, заранее оговоренной сюжетом реальности, все это присутствует в театрализованной игре.
Костюмы, декорации, предметы или куклы, помогают ребенку принять роль. Содержанием произведения определены переживания, действия, образ героя, его основные черты. В правдивом изображении персонажа проявляется творчество ребенка. Умение анализировать и оценивать действия, представить его состояние, чувства, поступки, для этого надо понять персонаж. Серьезное внимание воспитателю необходимо уделить подбору литературного произведения для театрализованной игры. В ней должно быть понятное для детей динамическое событие, персонажи которые имеют выразительные характеристики.
Упражнения, этюды и мини-игры помогают воспитателю перенестись в волшебный мир эмоций.
Например, проигрывание по ролям различных ситуаций (Встреча двух людей, говорящих на разных языках; «узнай по голосу кто я»; «догадайся, какое у меня настроение» и т. п.)
Для замкнутого, эмоционально зажатого ребенка в мир радостного общения со взрослыми и сверстниками, театрализованная игра может стать хорошим проводником. Она научит правильно выражать свои чувства и раскрепоститься
А понимание, например, такого чувства как страха еще и способно научить правильному реагированию в критических для ребенка ситуациях.
Например: воспитатель разыгрывает с детьми сценку по сказке «Крошка Енот», а потом в обсуждении с детьми раскрывает внешние и внутренние проявления страха. Вспоминает, когда у нас бывает такое состояние, что можно сделать, чтобы эмоция страха перешла в другую, например, радостную или удивленную. Дети могут нарисовать страх на листочках. Затем порвать его на мелкие кусочки и выбросить в урну со словами - «Я больше этого не боюсь».
В восприятии эмоций человека, основных чувств- удивления, радости, страха, грусти, гнева, отвращения, воспитатель может стать хорошим помощником ребенка. Умение правильно относиться и понимать свое состояние, им управлять создает эмоционально-устойчивый психологический фон и помогает развиваться гармоничной личности ребенка.
Как мощный психотренинг, развивающий его участников интеллектуально, эмоционально, духовно и физически, театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. В условиях тигры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход из различных ситуаций, умение делать выбор.
Роль сказки в жизни дошкольника
Бурное развитие воображения происходит у детей в дошкольном возрасте. Оно проявляется в игре и при восприятии художественных произведений. Сказки нравятся детям дошкольного возраста. Некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок», потому что сказка занимает прочное место в жизни ребёнка.
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это произведение искусства; увлекательное, яркое, красочное, живое, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Язык сказки прост и доступен. Сюжет способствует развитию детского воображения , потому что, прозрачен и загадочен. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. У сказок нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий. Почти все дети отождествляют себя с положительными героями. Сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Для детей дошкольного возраста, художественное восприятие является активным процессом. Оно является пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, копируют их характер, проникают во внутренний мир. С помощью воображения вживаются в образ, становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).
В эстетическом развитии детей дошкольного возраста сказка играет большую роль. Без этого не может быть благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. Откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Уверенность в преодолении любых трудностей, оптимизм, все это воспитывается благополучным концом сказки. Пересказывая сказку ребенок развивает мышление, обогащает свой язык.
По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:
- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);
- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).
Связанные картины природы, захватывающие действия сказки, воспринимаются детьми эмоционально. Впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.
Волшебные сказки и сказки о животных, дети очень любят. Всё в сказке тесно связано с реальной действительностью, служит раскрытию жизненной правды. Сказки дают детям знания о природе.
Многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Самые яркие и устойчивые впечатления детских лет. Они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.
В жизни дошкольника, сказка занимает особое место. В сознании детей долго живут эмоционально окрашенные сказочные образы. Сказка учит детей мечтать, усиливает мыслительную деятельность, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказочный вымысел используется как средство воспитания лучших человеческих качеств.