Внеурочная деятельность по математике
Информация по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._naglyadnaya_geometriya.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
для обучающихся 5-6 класса
Направление: общеинтеллектуальное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Письма Минобрнауки "О рабочих программах учебных предметов" и др.
Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач. Математика входит в предметную область "Математика и информатика".Основными целями курса математики основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: осознание значения математики … в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Усвоенные в курсе математики основной школы знания и способы действий необходимы как для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, так и для решения практических задач в повседневной жизни.
Этому способствует решение следующих задач:
- формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
- освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
- овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- формирование научного мировоззрения;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание курса "Математика. Наглядная геометрия 5—6 классы" строится на основе системно-деятельностного подхода. Преподавание курса с учетом авторской наглядно-эмпирической концепции его построения включает одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии, обеспечивая при этом развитие пространственной интуиции; образность и наглядность теоретического и задачного материала, направленных на развитие геометрической зоркости и выполнение требования — практически любая задача под силу каждому ученику, если считать решение задачи многоуровневым; иллюстрирование геометрических фактов примерами из архитектуры и изобразительного искусства, использование цитат из художественных произведений, занимательность и широкий спектр рассматриваемых вопросов,
способствующих развитию интереса к изучению предмета и превращению обучения в эмоционально переживаемый процесс.
В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию ра-
венства фигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7 классе.
При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
Планирование в 5—6 классах составлено из расчета 45 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
обучающийся научится
- оперировать на базовом уровне понятиями: «фигура», «точка», «отрезок», «прямая», «луч», «ломаная», «угол», «многоугольник», «треугольник» и «четырёхугольник», «прямоугольник» и «квадрат», «окружность» и «круг», «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар». Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур;
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников;
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни;
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
обучающийся получит возможность научится
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов;
- работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
- владеть некоторыми основными понятиями геометрии, различать простейшие плоские и объемные геометрические фигуры.
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов некоторых геометрических фигур.
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
- характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- представлять геометрию как науку из сферы человеческой деятельности, ее значимость в жизни человека.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб. Треугольник, виды треугольников. Построение треугольников с помощью транспортира, циркуля и линейки. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых. Построение прямой, параллельной или перпендикулярной данной прямой, с помощью циркуля и линейки.
Граф. Построение графов одним росчерком.
Длина отрезка, длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Вертикальные и смежные углы.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенные измерения площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие и равносоставленные фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур на плоскости. Примеры сечений. Замечательные кривые. Многогранники. Проекции многогранников. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
Понятие объема, единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Поворот, параллельный перенос, центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Координаты точки на прямой, на плоскости и в пространстве.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (23 ч)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
1 | Первые шаги в геометрии | 1 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие |
2 | Пространство и размерность | 1 | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием чертежных инструментов. Различать фигуры плоские и объемные |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 1 | Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов (острый, прямой, тупой, развернутый), вертикальные углы и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира |
4 | Конструирование из «Т» | 1 | Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу |
5 | Куб и его свойства | 2 | Распознавать и называть куб и его элементы (вершины, ребра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развертке. Изготавливать куб из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Расчленять, вращать, совмещать, накладывать фигуры |
7 | Треугольник | 1 | Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо- угольный, равнобедрен- ный, равносторонний, разносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и его элементы (вершины, ребра, грани). Распознавать пирамиду по его развертке. Изготавливать ее из развертки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
8 | Правильные многогранники | 2 | Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера. Изготавливать некоторые правильные многогранники из их разверток |
9 | Геометрические головоломки | 1 | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур |
10 | Измерение длины | 1 | Измерять длину отрезка линейкой. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых линий |
11 | Измерение площади и объема | 2 | Вычислять площади прямо- угольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 2 | Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объема через другие |
13 | Окружность | 1 | Распознавать на чертежах и называть окружность и ее элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать правильный многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира |
14 | Геометрический тренинг | 1 | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы |
15 | Топологические опыты | 1 | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя экспери- мент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задаче |
16 | Задачи со спичками | 1 | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, на- блюдение, измерение и моделирование |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в заданном направлении |
18 | Задачи, головоломки, игры | 2 | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование |
6 КЛАСС (22 ч)
№ п/п | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
1 | Фигурки из кубиков и их частей | 2 | Конструировать тела из кубиков. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного моделирования, определять их вид. Соотносить прост- ранственные фигуры с их проекциями на плоскость |
2 | Параллельность и перпендикулярность | 2 | Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Строить параллельные и перпенди- кулярные прямые с помощью циркуля и линейки |
3 | Параллелограммы | 1 | Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование |
4 | Координаты, координа- ты, координаты... | 1 | Находить координаты точки и строить точку по ее координатам на плоскости |
5 | Оригами | 1 | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи и схемы |
6 | Замечательные кривые | 1 | Строить замечательные кривые (эллипс, окружность, гиперболу, параболу, спираль Архимеда, синусо- иду, кардиоиду, циклоиду и др.) от руки с помощью вспомогательных средств |
7 | Кривые Дракона | 1 | Осуществлять поворот фигуры на заданный угол в заданном направлении, рисовать от руки и по предписаниям |
8 | Лабиринты | 1 | Решать задачи с помощью методов: проб и ошибок, зачеркивания тупиков и правила одной руки. Применять методы прохождения лабиринтов |
9 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 | Применять свойства фигур при решении задач на клетчатой бумаге. Строить фигуры на клетчатой бумаге с учетом их свойств. Использовать клетчатую бумагу как палетку |
10 | Зеркальное отражение | 1 | Наблюдать за изменением объекта при зеркальном отображении. Строить объекты при зеркальном ото- бражении |
11 | Симметрия | 2 | Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Строить центрально-симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигуры |
12 | Бордюры | 1 | Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров |
13 | Орнаменты | 2 | Конструировать орнаменты, изображая их от рукии с помощью инструментов. Использовать геомет- рические преобразования для составления паркета |
14 | Симметрия помогает решать задачи | 1 | Строить фигуры при осевой симметрии, строить рисунок к задаче, выполнять дополнительные построения |
15 | Одно важное свойство окружности | 2 | Решать задачи на нахождение длины отрезка, периметра многоугольника, градусной меры угла, площади прямоугольника и объема куба |
16 | Задачи, головоломки, игры | 2 | Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи |
Темы учебных проектов и исследований
5 класс
1. Развертки и модели куба (деревянные, бумажные, стеклянные, каркасные и др.).
2. Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема.
3. Альбом фигур, которые можно нарисовать одним росчерком.
4. Выставка правильных многогранников.
5. Учимся изображать фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов.
6 класс
1. Выставка фигурок оригами.
2. Выставка бордюров и орнаментов.
3. Фотоальбом "Симметрия в архитектуре и искусстве".
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа
Рабочая программа «Математика. Наглядная геометрия. 5—6 классы» к учебнику И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой // Математика. Наглядная геометрия. 5—6 классы: методическое пособие. Авт. Л. Н. Ерганжиева, О. В. Муравина.
Учебник
Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия. 5—6 классы. Издательство Дрофа. 2014 год
Методическое пособие для учителя
Ерганжиева Л. Н., Муравина О. В. Математика. Наглядная геометрия. 5—6 классы.
Печатные пособия
Комплект таблиц по математике.
5—6 классы. 8 двусторонних таблиц.