Внеурочная деятельность преподавателя истории в условиях ФГОС.
Статья посвящена организации внеурочной деятельности по истории в условиях ФГОС. Прилагается сценарий командной игры- «КВН» по теме «Русь в IX – XVI вв.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность преподавателя истории в условиях ФГОС | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность преподавателя истории в условиях ФГОС.
"Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюи.
Новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к образованию, его результатам и поэтому требуют внедрения нового поколения стандартов. ФГОС - основной нормативный акт, обеспечивающий кардинальные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности учащегося, создание атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося.
Требования современности сегодня – это воспитание молодого поколения с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения сегодня является социализация личности обучающегося, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают учащимся сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Внеурочная работа по истории – это организация преподавателем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы обучающегося, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Внеурочная работа по истории предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады , исследовательская деятельность и др.
Мною была разработана и проведена командная игра «КВН» по теме «Русь в IX – XVI вв.». которая успешно состоялась в актовом зале «Лицея сервиса и индустриальных технологий».
Игра проводилась с целью стимулирования интереса у обучающихся к изучению истории своей страны, выявления и развития творческих и познавательных способностей.
В игре приняли участие команды: гр.101(«Варяги»), гр.102 («Славяне»), гр.103 («Русичи»), гр.104 («Русская Правда»).
В ходе командной игры ребята преодолели 6 конкурсов, среди них:
1. «Приветствие»
2. «Разминка (отвечали на вопросы устно)
3. «Интеллектуальный» (выполняли письменные задания)
4. «Реши кроссворд»
5. «Знатоки истории культуры» (рассказывали о картинах, художниках и исторических сюжетах, изображенных на этих полотнах)
6. «Конкурс капитанов» (по словесному описанию надо было узнать историческую личность).
Жюри, в состав которого вошли:
Павлова Н.Н. – Зам. директора по теоретическому обучению;
Рыпаков В.Л.- Зам.директора по УВР;
Блясова Г.Н. – старший мастер;
Русова М.А. – преподаватель;
Зубов Н. – студент II курса;
выявили следующих победителей:
I место – команда «Русичи» (гр.103)
II место – команда «Славяне» (гр.102)
III место – команда «Русская Правда» (гр.104)
Команда «Варяги» получила благодарность за участие в игре.
В номинации «Отличник по предмету» стал Филькин Борис (гр.101)
В номинации «Знаток истории культуры» - Голотин Георгий (гр.103)
В номинации «Самый активный игрок» - Дрогалин Кирилл (гр.103).
Сценарий мероприятия прилагается.
Сценарий проведения КВН по истории
«История Отечества IX – XVI вв.»
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Рада приветствовать вас на исторической игре! В ней принимают участие представители групп № 101, №102, №103, 104. Команды готовы?
Представляю наше уважаемое жюри, которое и определит победителей!
(представление жюри)
Жеребьевка
Итак, начнем нашу встречу с традиционного приветствия. Кто же первый начнет свое выступление? На этот вопрос ответит - жеребьевка. Прошу капитанов команд взять жетон с цифрой, которая будет обозначать очередность выступления команд во время приветствия.
I конкурс – « Приветствие» (макс. оценка-3 б)
Каждая команда, согласно очередности, приветствует присутствующих:
(название команды, девиз, демонстрирует эмблему)
(Жюри подводит итоги 1 конкурса и оглашает результаты.)
II конкурс –« Разминка» ( по 5 вопросов команде)
(максимально – 5 баллов)
(по очереди командам задаются вопросы, на которые они без обсуждения отвечают), каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы первой команде :
1.Бог грома и молнии у древних славян (Перун)
2.Назовите дату образования Древнерусского государства (882г.)
3.Этот князь получил свое прозвище за богатство и кошель с деньгами,
который носил на поясе. (Иван Калита )
Вопросы второй команде:
1.Назовите основателя славянского письма
(Кирилл и Мефодий)
2.Как называлось вновь образованное государство монголо-татар в Поволжье? Столицу этого
государства? (Золотая Орда, Сарай-Бату)
3.Кто установил погосты и уроки (нормы и пункты сбора дани), первым принял крещение?
(княгиня Ольга)
Вопросы третьей команде:
1.Назовите имя первого князя на Руси (Рюрик)
2.Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярослав Мудрый)
3. Как на Руси назывался сбор меда диких пчел? (бортничество)
Вопросы четвертой команде:
1.Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях называются….(былины)
2. При каком князе был создан первый письменный закон на Руси? Как он называл (Ярослав Мудрый, «Русская Правда»
3. Какой князь получил свое прозвище потому, что имел много сыновей?
(Всеволод Большое Гнездо)
Вопросы поочередно:
1. Назовите год принятия христианства на Руси (988г.)
2. Этому князю явилась богородица во сне, повелевшая основать церковь на месте видения. Кто этот князь? (Андрей Боголюбский)
3.Как называли сборщиков дани из Золотой Орды? (баскаки)
4.Назовите основателя нашей столицы – Москвы….(Юрий Долгорукий)
1.Какой город славяне называли «Царьград»? (Константинополь)
2.Кому принадлежат следующие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча
и погибнет?» (Александру Невскому)
3.Какой город монголо-татары назвали «злой»»? (Козельск)
4. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный,
или нищий, или раб – да будет мне враг». Кто автор этого высказывания.
(Владимир Красно-Солнышко).
III конкурс – «Интеллектуальный» (садятся за столы)
«Сопоставь правильно даты и исторические события»
(Команды получают задания в конвертах и выполняют их письменно за
определенное время.)
Задание №1
Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящими перед ними событиями слева. К датам справа цифрами подпишите соответствующие события:
1) «Стояние» на реке Угра а) 1382 г.
2) Первое упоминание о Москве б) 1223 г.
3) Сожжение Москвы Тохтамышем в) 1380 г.
4) Битва на реке Калка г) 1147 г.
5) Куликовская битва д) 1242г.
6) «Ледовое побоище» е) 1558г.
7) начало Ливонской войны д) 1480 г.
Задание № 2
Подчеркни события, совпавшие по времени – одной чертой, двумя чертами
А) Ливонская война
Б) Написание «Поучения» Владимира Мономаха
В) Княжение Всеволода Большое Гнездо
Г) Опричнина
Ваше время истекло. Прошу сдать конверты жюри, предварительно написав на них название своей команды.
(жюри проверяет правильность выполнения заданий – 2 балла за правильный ответ в задании №1, 1 балл – за задание №2 ; в сумме - 3 балла
IV . Реши кроссворд
Представители команд получают кроссворды. За правильное решение кроссворда – 3 б., та команда, которая решит первой ,получает дополнительно 1 б.
Кроссворд
По горизонтали:
2. Главная часть храма.
3. Брат Кирилла.
4. Старославянская азбука.
6. Изображение, сделанное красками.
7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу.
8. На чем писали в Древней Руси?
По вертикали:
1. Город, в котором находятся Золотые ворота.
5. Запись событий русской истории по годам
V. « Конкурс знатоков истории и культуры»
Сейчас вся команда может сразить своего соперника превосходными знаниями русской исторической живописи.
Капитаны, возьмите конверт с репродукцией известной во всем мире картины. Ваша задача:
- Определить, какое историческое событие отобразил в своей работе художник;
- Определить точное ее название;
- Назвать автора картины;
(последние 2 задания оцениваются жюри дополнительно по 1 баллу;
Можно набрать за этот конкурс 3 балла)
Раздать репродукции:
А. Рублев « Троица»
И. Репин « Иван Грозный убивает своего сына»
П. Корин « Александр Невский»
В. Васнецов «Богатыри»
Представители команд по очереди рассказывают о картине, которая им досталась (принимаются дополнения и от других участников команды)
VI Конкурс капитанов (завершающий)
Вам, уважаемые капитаны, предстоит узнать историческую личность по ее словесному описанию.
Ваша задача: по описанию – узнать известного в истории Отечества человека и рассказать о нем все, что вам известно. Чем полнее будет ваш ответ, тем выше балл ( в итоге можно набрать 3 балла),
Итак, слушаем капитанов: кто начнет? Первому 1 балл дополнительно.
1.Летописец Нестор пишет, что перед походом он слал врагам гонцов со словами: «Иду на вы». В походах не возил за собой ни возов, ни котлов, а жарил мясо на углях. Спал, положив седло под голову.Совершил много походов, присоединил земли хазар, булгар, вятичей и т.д.В одном из решающих сражений с греками князь произнес такую речь: « Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут…» (Святослав I Игоревич)
2. Храбрый воин из Вышегородского женского монастыря увез знаменитую икону святой Богородицы, которая потом станет почитаться как великая русская святыня. Путь иконы сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и велела вести икону во Владимир (а не в Ростов, куда хотел князь). Князь так и поступил, а на месте видения построил село и назвал его Боголюбовым. Позже он построил там богатую каменную церковь и терем. Со временем Боголюбово сделалось его любимым местоприбыванием. (Князь Андрей Боголюбский)
3.« Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте от каждого двора по 3 голубя да по 3 воробья – этого будет довольно.
Обрадовались древляне, собрали, собрали то, что у них попросили и с поклоном послали.
И сказал князь: « Вот вы уже и покорились мне и моему дитяти. Идите в город, а я завтра отступлю от него и отойду в свой город. Древляне с радостью вернулись домой и радовались избавлению. Князь же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказал привязать каждой птице трут, завернуть его в небольшие платочки и укрепить ниткой. Когда стало смеркаться, велел князь поджечь трут и пустить голубей и воробьев. Те полетели во свои гнезда: голуби – в голубятни, а воробьи – под стрехи.
И так загорелись, где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. Люди побежали из города, но киевляне хватали их всех». Так отомстила мудрая жена за смерть своего мужа. (княгиня Ольга)
4.« Зимой, в ноябре, князь с дружиной выезжал в земли древлян, дреговичей, кривичей, а в апреле возвращался через Чернигов в Киев с огромным количеством мехов, меда, воска, льна и т.д.В июне лодки под охраной дружины отправлялись вниз по Днепру, а затем морем до Царьграда, где русские товары обменивались на шелк, золото, фрукты»
Однажды князь пошел к древлянам за данью, взял ее и пошел в свой город. Поразмыслив по дороге, сказал князь своей дружине: « Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще. Отпустил он дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.Древляне сказали: « Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их князь. И древляне, выйдя из города против князя, убили его и дружину его, т. к. было ее мало.Князя казнили лютой смертью, привязав к двум склоненным деревьям (князь Игорь)
5 .И обратился князь к послам: « Говорите перед дружиной». Те сказали: « Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети… нет в них веселья, только печаль….не добр закон их. Пришли мы к немцам, и видели в храмах их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой… пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах… Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже пребывать в язычестве». О каком князе идет речь? (Владимир Красно-Солнышко)
6. Этому князю принадлежат следующие слова, произнесенные перед сражением: « Нас мало, а враг силен; но Бог не в силе, А В ПРАВДЕ». В жестоком столкновении ломались копья, «не было видно льда, всюду кровь лилась». Обратились враги в бегство, и « гнали их русские, как по воздуху, били 7 верст по льду» ( князь Александр Невский)
Жюри оценивает конкурс.
Наша встреча завершилась. Жюри – ваше заключительное слово (слово жюри)
Подводятся итоги, награждаются победители.
Поздравляем всех участников встречи.
Всем желаем удачи, глубоких знаний по истории, всего самого хорошего.
До новых встреч на наших исторических олимпиадах!!!!