Полезные материалы по русскому языку
Полезные материалы для учащихся
Использованы материалы сайта: http://www.gramota.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_otsenki_znaniy_umeniy_i_navykov_uchashchihsya_po_russkomu_yazyku.doc | 72.5 КБ |
pamyatka_dlya_raboty_nad_oshibkami.doc | 80 КБ |
pravila_perenosov.doc | 53.5 КБ |
tipy_diktantov.doc | 37.5 КБ |
zapominalki.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
- 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- 2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Орфография
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Пришла зима.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Коромысло.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Про-гул-ка
Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Соль, мозоль.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Камыши, ширина.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Кочка, борщ, овощной, конечный, каменщик.
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
ЩавЕль, тОрты, бАнты.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Полоскать – полощет.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Оранжевый.
Футбол.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.
Столб – столбы.
Просьба – просить.
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Москва, Светлана.
Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Пью, льёшь, листья.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Окрестный – крест.
Честный – честь
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Подумали, достали, подтянули.
Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К дому, к (какому?) дому, к высокому дому
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Маша достала до лампочки.
Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Подъезд, объёмный, двухъярусный, предъюбилейный.
Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Камыш (м.р.)
Рожь (ж. р., 3 скл.), речь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Паровоз, вертолет.
НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не_знал, ненавидел.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На земле (1 скл., П.п.), у печки (1 скл., Р.п.), нет речи (3 скл., Р.п.)
падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Родительный падеж | –и (–ы) |
| –и |
Дательный падеж | –е |
| –и |
Предложный падеж | –е | –е | –и |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К морю (какому?) синему, в озере (каком?) синем, с цветком (каким?) большим.
Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Играешь (2-е лицо, ед.ч.), пилишь (2л., ед.ч.), чертишь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
Спряжение глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
Все глаголы НЕ на – ИТЬ + исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ | Все глаголы на – ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. |
Личные окончания глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ | –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ |
Колет – колоть (1 спряжение); пилит – пилить (2 спряжение)
Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Играться (что делать?), дуется (что делает?), зажечь, прилечь.
Пунктуация
Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Ура! Разве это трудное задание? Он сегодня не придёт.
Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О | О и О |
О, а О | О да (=и) О |
О, но О |
|
О, да (= но) О |
|
О и О,и О,и О |
Вася достал пакет, завернул в него свёрток. О, О
Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На участке росли разные цветы: колокольчики, пионы, гортензии. О: О, О, О.
Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Катя, отдай это мне. О,
Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
В лесу растут берёзы, на лугу растут цветы. 1 , 2 .
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“Что ты натворил?”– спросил я. “ П ?” - а.
Предварительный просмотр:
Правила переносов
- При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
- Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно | Правильно |
люб-овь | лю-бовь |
дяд-енька | дя-денька, дядень-ка |
реб-ята | ре-бята, peбя-ma |
паст-ух | па-стух, пас-тух |
Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы) желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.
Неправильно | Правильно |
раз-ыскать | ра-зыскать, разыс-кать |
роз-ыгрыш | ро-зыгрыш, розыг-рыш |
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, розо-рять; ра-зуть, ра-зум.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.
Неправильно | Правильно |
под-ъезд | подъ-езд |
бол-ьшой | боль-шой |
бул-ьон | буль-он, бу-льон |
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно | Правильно |
во-йна | вой-на |
сто-йкий | стой-кий |
фе-йерверк | фей-ерверк, фейер-верк |
ма-йор | май-ор |
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно | Правильно |
а-кация, акаци-я | ака-ция |
6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.
Неправильно | Правильно |
по-дбить | под-бить |
ра-змах | раз-мах |
7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Неправильно | Правильно |
прис-лать | при-слать |
отс-транять | от-странять |
8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Неправильно | Правильно |
пятиг-раммовый | пяти-граммовый и пятиграм-мовый |
9.Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно | Правильно |
жу-жжать | жуж-жать |
ма-сса | мас-са |
ко-нный | кон-ный |
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение.
10.Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.
Неправильно | Правильно |
спе-цодежда | спец-одежда |
11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.
Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:
1917/г.
72/м2
53/км
10/кг
14. Нельзя переносить, "наращения", т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:
1/-е
2/-го
15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр., т. е., ж-д., о-во.
16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
Предварительный просмотр:
Типы диктантов
В системе тренировочных упражнений по орфографии большое место занимают диктанты.
Это одна из самых эффективных форм работы, что способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют для формирования пунктуационных навыков, а также и для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.
В методике и практике обучения существует много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается. Разные методисты пользуются неодинаковой классификации диктантов. Удобнее классифицировать диктанты, учитывая следующие три критерия: цель проведения, характер записи навязываемого текста, время объяснения правописания орфограмм в тексте.
По цели проведения диктанты разделяют на контрольные, учебные и контрольно-обучающие. Такое разделение в известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.
По характеру записи текста диктанты разделяют на - дословные (текстуальные), в которых текст (связный, отдельные предложения, слова) записывают без всяких изменений, и диктанты с изменением текста.
Дословно, или текстуальными, могут быть предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста принадлежат выборочный, свободный и творческий.
По времени объяснения орфограмм выделяют предупредительные, комментируемые и объяснительные диктанты. Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил, обсуждение неправильно написанных орфограмм.
Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого текст записывают и проверяют.
Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или подан на доске, плакате или спроектирован на экран. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.
Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.
Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. И в это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово и на основе которого правила. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.
Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут.
Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.
Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.
Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные - в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели.
Выборочный диктант предусматривает выписку из навязываемого текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: с диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной правописанию группы, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с апострофом в три колонки.
Выборочный диктант - довольно ценный вид упражнений, так как, во-первых, требует сознательного, вдумчивого отношения к работе и фактически исключает механический запись, ведь в тексте необходимо распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу; во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой лексической базе .
Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие.
Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.
Свободный диктант - это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.
Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.
Творческий диктант существует в виде нескольких тренировочных упражнений творческого характера, выполняемых в процессе записи текста, предложений, слов. Согласно тому, какое задание ставится перед учащимися, творческий диктант имеет разновидности.
Первая разновидность - расширение предложений за счет введения определений, обстоятельств и т.д. Например, в специально подобранных тексте учитель выпускает определения и без них диктует текст. Текст он читает в замедленном темпе, чтобы ученики успели найти место пропуска определений, подобрать и записать их. Время подают слова для вставок в произведение. Если проводить перевод с установкой на закрепление и проверку правописания типа орфограмм, то следует выбирать текст, максимально насыщенный соответствующими словами, органично обусловлены его содержанием. Конечно, перевод и сочинение как виды орфографических упражнений используют тогда, когда основательно проработаны правила и выработаны необходимые навыки. В этом случае работа по развитию связной речи проконтролирует прочность орфографических навыков и раскроет возможность учащихся пользоваться приобретенными знаниями и навыками в процессе самостоятельного изложения мыслей. Однако переводы и произведения могут осложняться и специальными орфографическими или грамматико-орфографическими задачами: во-первых, учитель ставит перед учащимися задачу видоизменить в пересказе лицо или временную форму глагола, число существительного и т.д., что ведет к изменению орфограмм; во-вторых, необходимо сохранить определенное количество слов с определенными орфограммами. Это касается и произведений, в которые учащиеся по заданию учителя вводят слова, которые пишутся по определенным орфографическим правилам, или изложение материала осуществляют в заданной грамматической форме. Однако злоупотреблять преданиями и произведениями со специальным заданием не следует, так нарушается творческий характер, коммуникативная направленность работы.
Предварительный просмотр:
СПРЯЖЕНИЯ
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
УДАРЕНИЕ
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
***
Срубили ель, сорвали щавЕль.
СвЁкла плакать началА,
До корней намокла:
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла!
(П.Синявский)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно,то искра,
Если ВЕРНО – Искра!
(С. Белорусец)
Доезжай до поворота:
Вот наш дом, вот вход в ворОта!
Красит нам забор малЯр,
Стулья делает столЯр!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
А вот у Аланты –
Есть в горошек бАнты!
***
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
Члены предложения
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
На вопросы: где? Когда? Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ даст тебе всегда!
Признак предмета или явленья
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»
Для верного определения начальной формы глагола:
Вид не менять, -СЯ не терять.
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Непроизносимая согласная
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
ЧЕРЕДОВАНИЯ
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
***
СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
или:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й