Сайт кружка "Экзамен на "5"

Сачук Ольга Васильевна

Консультации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика содержания и структуры экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ–2025). Работа с микротекстом: анализ логико-смысловых связей

Слайд 2

СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА 2024 ГОДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЗАДАНИЯ С НАИМЕНЬШИМИ ПРОЦЕНТАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ Задание 12 16 23 3 14 21 27, К8 Средний % выполнения 40% 45% 46% 47% 47% 47% 48% Задание 11 10 20 4 13 Средний % выполнения 50% 52% 52% 53% 57%

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 21 Пунк т у ационный анализ предложений 48 % выполнения Пунктуационных ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок или более 0 ЗАДАНИЕ 27 К8 СОБЛЮДЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ НОРМ

Слайд 4

Условиями успешного решения орфографических задач (задания 9, 10, 11, 12) являются : Владение лингвистической теорией, знание правил орфографии и умение их применить; речевое развитие, богатый и активный словарь; высокий уровень развития аналитико- синтетических умений в области МОРФОЛОГИИ, МОРФЕМИКИ ; необходимый уровень орфографической зоркости; быстрота выполнения умственных операций . Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений обучающихся в применении орфографических правил . Достаточное количество на уроках русского языка заданий, ориентированных на формирование навыков самостоятельной орфографической работы с текстом . Достаточная доля диктантов разных видов и различных орфографических упражнений, предполагающих не формальное нахождение орфограмм и их квалификацию, а отработку навыков использования изученных орфографических правил в практической деятельности, работа над ошибками, контроль и самоконтроль написанного в творческих работах, сочинении с позиции практической (орфографической) грамотности . УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ЗАДАНИЯ 9, 10, 11, 12)

Слайд 5

ПРОВЕРЯЕМЫЕ РАЗДЕЛЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА Текст. Информационно-смысловая переработка текста Функциональная стилистика. Культура речи Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Лексика и фразеология. Лексические нормы Морфология. Морфологические нормы Синтаксис. Синтаксические нормы Орфография. Основные правила орфографии Пунктуация. Основные правила пунктуации В экзаменационной работе отсутствуют задания по языковому материалу, изучение которого выходит за пределы школьного курса, осваиваемого на базовом уровне

Слайд 6

С ЛО ВН И КИ Словники, которые ранее входили в перечень материалов, сопровождающих кодификатор, спецификацию и демоверсию, будут переименованы в списки и перемещены в Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Слайд 7

ОТДЕЛЬНЫЕ УТОЧНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАНИЙ В задании 5 добавлено как обязательное требование при записи ответа соблюдать нормы современного русского литературного языка В задании 6 добавлено как обязательное требование при замене слова подбирать такое, которое было бы близким по значению к употребленному неверно слову В задании 8 такой вид грамматической ошибки, как неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом, представлен в новой, обобщенной формулировке «неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова», соответствующей требованиям ФОП СОО и предполагающей более широкий охват языковых явлений

Слайд 8

ОТДЕЛЬНЫЕ УТОЧНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАНИЙ Единообразно представлены задания 15, 17–20 вне зависимости от количества ответов и количества предложений в данном языковом материале

Слайд 9

ОТДЕЛЬНЫЕ УТОЧНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАНИЙ Из формулировки пунктуационных заданий 16–20 исключена преамбула «Расставьте знаки препинания»: предполагается, что данное учебное действие – это внутренний, естественный процесс, который не подвергается контролю и осуществляется как само собой разумеющееся

Слайд 10

БЫЛО

Слайд 11

С Т А ЛО

Слайд 12

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ НОВОГО ЗАДАНИЯ 22 Максимальное количество первичных баллов составляет 2 балла, а система оценивания аналогична той, что принята при оценивании задания 8 2 балла – 0 ошибок 1 балл – 1 или 2 ошибки 0 баллов – другие варианты

Слайд 13

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЯ 27 2024 г. 2025 г. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами- иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?» . Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция . Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и пояснит е смыслову ю связ ь межд у приведённым и примерами- иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. ( Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра. ) Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка .

Слайд 14

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШЕНЫ? Задание приобрело больший дифференцирующий потенциал Осуществлен некоторый уход от шаблонизации Выставлены ограничения на ряд аргументов, затрудняющих работу экспертов Снято возможное социальное напряжение по поводу сложностей в понимании текстов

Слайд 15

ПЕРЕХОД НА ДЕСЯТИКРИТЕРИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ Исключён критерий, связанный с самостоятельным поиском экзаменуемым проблемы, так как само задание 27 теперь содержит формулировку проблемы Исключён был также обновлённый в 2024 г. критерий «Богатство речи» (критерий К6). Однако подходы, связанные с оцениванием речевых повторов в рамках исключённого критерия, будут сохранены при оценивании соблюдения речевых норм (критерий К10), по которому, как и по критерию К9, увеличено количество баллов с 2 до 3

Слайд 16

ПЕРЕСМОТР СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПО КРИТЕРИЮ К3 (СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ) Применена политомическая шкала оценивания (2 б. – 1 б. – 0 б.). Предполагается, что тем самым будет в большей степени поощряться весомая аргументация, используемая экзаменуемыми Недопущение в сочинении обращения к графическим жанрам.

Слайд 17

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ ОЦЕНИВАНИЯ Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» переименован в «Логичность речи» Критерий «Соблюдение фактологической точности» переименован в критерий «Фактическая точность речи» и перемещён на позицию К4 Критерий «Соблюдение этических норм» сохранён, но перемещён на позицию К6 и скорректирован Увеличен порог с 69 до 99 слов, при котором экзаменационное сочинение не проверяется (по всем критериям ставится 0 баллов) Первичный балл за развёрнутый ответ увеличен с 21 балла до 22 баллов. Первичный балл за выполнение работы в целом сохранен и составляет 50 баллов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дощинский Р.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией русского языка и литературы ФГБНУ «ФИПИ» Лексические нормы современного русского литературного языка (задание 6) © АО «Издательство «Просвещение», 2024 © АО «Издательство «Просвещение», 2024

Слайд 2

Варианты задания 6 © АО «Издательство «Просвещение», 2024

Слайд 3

Оформление ответов очень © АО «Издательство «Просвещение», 2024 одержать; усилие; усилия

Слайд 4

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Тавтология (ненужное повторение слова, обычно повторение однокоренных слов). Проливной ливень, побежать бегом. Плеоназм (употребление слов, ничего не прибавляющих к тому, что уже сказано) = речевая избыточность Народный фольклор, памятный сувенир, в ноябре месяце.

Слайд 5

Упражнение © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Найдите речевые ошибки. Объясните их и исправьте. Мы очень долго спускались вниз по лестнице. Бурными овациями приветствовала публика своего любимца. Облокотившись руками на перила, Марина сделала красивую фотографию на фоне парадной лестницы дворца.

Слайд 6

Упражнение © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Найдите речевые ошибки. Объясните их и исправьте. Мы очень долго спускались вниз по лестнице. Бурными овациями приветствовала публика своего любимца. Облокотившись руками на перила, Марина сделала красивую фотографию на фоне парадной лестницы дворца.

Слайд 7

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости: разрушение фразеологизма; изменение лексического состава фразеологизма («отдать себе отчёт» вместо «отдавать себе отчёт»); сокращение или расширение фразеологизма («обратиться не по правильному адресу» вместо «обратиться не по адресу»)

Слайд 8

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости: неразличение синонимов; Сравните: храбрый (внешнее проявление признака); смелый (внешнее и внутреннее проявление признака). ! воин смелый (и храбрый), решение смелое

Слайд 9

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости: неразличение близких понятий подорожали цены = подорожали товары + повысились цены

Слайд 10

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости: смешение паронимов; принимать меры – предпринимать шаги

Слайд 11

Причины речевых (лексических) ошибок © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости: использование разностилевой лексики. Я очень хотел спать, мои очи просто закрывались.

Слайд 12

Актуализируем изученное © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Фонетика – звуки Пунктуация – знаки препинания Лексика – ?

Слайд 13

Актуализируем изученное © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Фонетика – звуки Пунктуация – знаки препинания Лексика – лексические значения слов ?

Слайд 14

Актуализируем изученное © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Фонетика – звуки Пунктуация – знаки препинания Лексика – лексические значения слов и правила, по которым эти значения реализуются в контексте

Слайд 15

Наблюдаем за языковым материалом © АО «Издательство «Просвещение», 2024 свежий хлеб = чёрствый хлеб свежий торт = ?

Слайд 16

Наблюдаем за языковым материалом чёрствый человек (чёрствый друг?) © АО «Издательство «Просвещение», 2024 глубокая ночь (глубокий день?)

Слайд 17

Выводы по итогам наблюдений © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Нарушение лексической сочетаемости ведёт к речевой (лексической) ошибке. Сочетаемость слов можно проверить по «Учебному словарю сочетаемости слов русского языка» под редакцией П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.

Слайд 18

Упражнения © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Укажите, с какими существительными сочетаются приведённые прилагательные. закадычный (друг, человек, враг) трескучий (холод, шум, мороз) карие (платья, глаза, волосы)

Слайд 19

Упражнения © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Укажите, с какими существительными сочетаются приведённые прилагательные. закадычный ( друг , человек, враг) трескучий (холод, шум, мороз ) карие (платья, глаза , волосы)

Слайд 20

Упражнения © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Выберите правильные варианты употребления слов с точки зрения норм современного русского литературного языка. сделать решение, принять решение оказать поддержку, дать поддержку делать поступки, совершать поступки приобрести уважение окружающих, заслужить уважение окружающих учёный выдвинул гипотезу, учёный сделал гипотезу иметь значение, играть значение, играть роль в поле зрения, в центре внимания, в поле внимания

Слайд 21

Упражнения • • • учёный выдвинул гипотезу , учёный сделал гипотезу иметь значение , играть значение, играть роль в поле зрения , в центре внимания , в поле внимания © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Выберите правильные варианты употребления слов с точки зрения норм современного русского литературного языка. сделать решение, принять решение оказать поддержку , дать поддержку делать поступки, совершать поступки приобрести уважение окружающих, заслужить уважение окружающих

Слайд 22

Упражнения • расправлять крылья © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Как вы понимаете значение приведённых фразеологизмов? Сделайте предположение о возможных речевых (лексических) ошибках при употреблении этих фразеологизмов. браться за ум делать большие глаза открыть Америку бросаться в глаза от всей души схватывать на лету стирать грани

Слайд 23

Упражнения Как вы понимаете значение приведённых фразеологизмов? Сделайте предположение о возможных речевых (лексических) ошибках при употреблении этих фразеологизмов. браться за ум = становиться благоразумным делать большие глаза = удивляться, выражать крайнее недоумение открыть Америку = делать открытия, на самом деле давно и всем известные, и громко заявлять об этом бросаться в глаза = останавливать на себе чьё- либо внимание от всей души = абсолютно искренне и с большим чувством схватывать на лету = понимать, усваивать очень быстро, легко, сразу стирать грани = устранять имеющиеся различия расправлять крылья = начинать в полной мере проявлять свои способности, с и © л А О ы « , И з з д н а т а е л н ь с и т в я о , « П у р м о с в е е н щ е и н и я е», 2024

Слайд 24

Упражнения © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Как вы понимаете значение приведённых фразеологизмов? Сделайте предположение о возможных речевых (лексических) ошибках при употреблении этих фразеологизмов. браться за ум, браться за голову делать большие глаза, делать большие брови открыть Америку, открыть Китай бросаться в глаза, кидаться в глаза от всей души, от целой души схватывать на лету, схватывать на бегу стирать грани, вытирать грани расправлять крылья, раздвигать крылья

Слайд 25

Упражнение © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Найдите речевые ошибки. Объясните их и исправьте. В парке заложили 30 деревьев. Руководитель должен показывать образец своим подчинённым. Они смогли сохранить сильную дружбу, несмотря на расстояние, разделяющее их.

Слайд 26

Упражнение © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Найдите речевые ошибки. Объясните их и исправьте. В парке (заложили) посадили 30 деревьев. Руководитель должен показывать (образец) пример своим подчинённым. Они смогли сохранить (сильную) крепкую дружбу, несмотря на расстояние, разделяющее их.

Слайд 27

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Ландшафт местности поражал воображение своим великолепием.

Слайд 28

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Ландшафт местности поражал воображение своим великолепием. местности

Слайд 29

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Обнаружить неполадку в работе холодильного оборудования смог только профессиональный специалист, услуги которого оплатила фирма.

Слайд 30

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Обнаружить неполадку в работе холодильного оборудования смог только профессиональный специалист, услуги которого оплатила фирма. профессиональный

Слайд 31

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Критика прохладно отнеслась к спектаклю, выдвинутому на соискание ежегодной премии «Золотая маска», зрители же более благосклонны: каждый день в зале полный аншлаг.

Слайд 32

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Критика прохладно отнеслась к спектаклю, выдвинутому на соискание ежегодной премии «Золотая маска», зрители же более благосклонны: каждый день в зале полный аншлаг. полный

Слайд 33

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В январе 1895 года в Мариинском театре Петербурга состоялась долгожданная первая премьера балета «Лебединое озеро».

Слайд 34

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В январе 1895 года в Мариинском театре Петербурга состоялась долгожданная первая премьера балета «Лебединое озеро». первая

Слайд 35

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Два раза Долина горячих гейзеров подвергалась серьёзным опасностям, которые могли стереть её с лица земли: сначала на неё покушался тайфун «Эльза» в 1981 году, потом (в 2007 году) сель, внезапно сошедший со склона сопки.

Слайд 36

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Два раза Долина горячих гейзеров подвергалась серьёзным опасностям, которые могли стереть её с лица земли: сначала на неё покушался тайфун «Эльза» в 1981 году, потом (в 2007 году) сель, внезапно сошедший со склона сопки. горячих

Слайд 37

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Кадры из документального фильма помогут нам, зрителям, получить мнение о первом крупном русском учёном- естествоиспытателе Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Слайд 38

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Кадры из документального фильма помогут нам, зрителям, получить мнение о первом крупном русском учёном- естествоиспытателе Михаиле Васильевиче Ломоносове. составить <или> информацию <или> данные <или> сведения <или> знания

Слайд 39

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Благотворительный проект «Мечтай со мной» выполнил мечту юной Вероники из Рязани, и девочка наконец- то обрела долгожданную игрушку.

Слайд 40

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Благотворительный проект «Мечтай со мной» выполнил мечту юной Вероники из Рязани, и девочка наконец- то обрела долгожданную игрушку. исполнил <или> осуществил <или> воплотил <или> реализовал <или> желание <или> пожелание <или> просьбу

Слайд 41

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Весной, когда опасность заморозков прошла, азалии были вынесены на улицу в затенённое место.

Слайд 42

Тренируемся © АО «Издательство «Просвещение», 2024 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребленное неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Весной, когда опасность заморозков прошла, азалии были вынесены на улицу в затенённое место. миновала

Слайд 43

Спасибо за внимание! © АО «Издательство «Просвещение», 2024


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дощинский Р.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией русского языка и литературы ФГБНУ «ФИПИ» Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (задание 4)

Слайд 2

Место задания 4 в структуре экзаменационной работы

Слайд 3

Формулировка задания 4 Снято полужирное выделение Формулировка задания всегда одинаковая и нацеливает на поиск слов с правильно обозначенным ударением Задание предполагает работу с отобранным языковым материалом (словами разных частей речи)

Слайд 4

Оформление ответов 145 Перед нами типичное задание со множественным выбором ответов Ответами являются цифры В ответе может быть от 2 до 4 цифр Цифры записываются без пробелов и запятых

Слайд 5

Теория, необходимая для выполнения задания 4 Согласно какому принципу устроен список? Слов каких частей речи больше всего и меньше всего? Какие условные обозначения приняты?

Слайд 6

Обратите внимание на сноски в Орфоэпическом списке! У слов, которые могут произноситься с побочным ударением, в орфоэпическом словнике и в контрольных измерительных материалах отмечается только одно ударение – основное. Например, вероисповЕдание . В контрольных измерительных материалах наряду с формой 3-го лица единственного числа может быть использована любая личная форма глагола. Например, вручИт .

Слайд 7

Общие ресурсы для запоминания 1. Мнемонический орфоэпический словарик

Слайд 8

Общие ресурсы для запоминания 2. Электронный словарь рифм для запоминания ударений

Слайд 9

Общие ресурсы для запоминания 3. Аудиословарь

Слайд 10

Освоение орфоэпических закономерностей 1. «Закон сохранения гласной». бАнт – бАнты тОрт – тОрты кУхня – кУхонный слИва – слИвовый звонИть – звонИшь повторИть – повторИшь

Слайд 11

Освоение орфоэпических закономерностей 2. Нарушение «закона сохранения гласной». дешЁвый – дешевИзна нОготь – нОгтя – ногтЕй мозАика – мозаИчный Оптом – оптОвый

Слайд 12

Освоение орфоэпических закономерностей 3. «Закон ударного А».

Слайд 13

Примеры глаголов

Слайд 14

Примеры причастий

Слайд 15

Алгоритм выполнения задания 4 Пр о ч и т а йт е ( ж е л а тель н о а р ти к у ли р у я) с л о в а, пр е дл о ж е н н ые для орфоэпического анализа. Определите часть речи каждого слова. Вспомните, какие существуют закономерности в произношении слов разных частей речи. Отметьте ВСЕ слова, в которых ударение поставлено ВЕРНО. Запишите цифровой ответ (в ответе может быть от 2 до 4 цифр).

Слайд 16

У пр а жне н ие Работа от класса к классу

Слайд 17

У пр а жне н ие Работа от класса к классу

Слайд 18

У пр а жне н ие Работа от класса к классу

Слайд 19

У пр а жне н ие Работа от класса к классу

Слайд 20

У пр а жне н ие Орфоэпические карточки Бориса Александровича Панова, учителя русского языка школы-интерната «Интеллектуал».

Слайд 21

У пр а жне н ие Кр о с с в о р ды

Слайд 22

У пр а жне н ие Кр о с с в о р ды © АО «Издательство «Просвещение», 2024

Слайд 23

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. каталОг бантЫ нефтепрОвод жалюзИ аэропОрты Ответ:

Слайд 24

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о выде л ена б у к в а, обо з н а ча ю щая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. каталОг бантЫ нефтепрОвод жалюзИ аэропОрты Ответ: 145

Слайд 25

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. красивЕе ловкА прозОрливый мозаИчный сливОвый Ответ:

Слайд 26

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о выде л ена б у к в а, обо з н а ча ю щая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. красивЕе ловкА прозОрливый мозаИчный сливОвый Ответ: _24

Слайд 27

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. ждалА назвАлась клалА гнАлась послАла Ответ:

Слайд 28

У пр а жне н ие У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о выде л ена б у к в а, обо з н а ча ю щая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. ждалА назвАлась клалА гнАлась послАла Ответ: 15

Слайд 29

У пр а жне н ие Какое слово выпадает из ритма, потому что ударение в нём падает не на третий слог? Запишите это слово. защемит ободрит об о с т рит каталог н о в о с т ей жалюзи сорвала послала нажита Ответ:

Слайд 30

У пр а жне н ие Какое слово выпадает из ритма, потому что ударение в нём падает не на третий слог? Запишите это слово. защемит ободрит о б о с т р и т каталог но в о с т ей жалюзи сорвала послала нажита Ответ: послала

Слайд 31

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) в о спр И няла углУбить занЯв знАчимый понялА Ответ:

Слайд 32

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) в о спр И няла углУбить занЯв знАчимый понялА Ответ: 345

Слайд 33

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) озлОбить отозвАлась нАчавшись локтЯ пр и нЯвши с ь Ответ:

Слайд 34

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) озлОбить отозвАлась нАчавшись локтЯ пр и нЯвши с ь Ответ: 15

Слайд 35

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) гнАла грАжданс т в о лЕкторов сОгнутый зАсветло Ответ:

Слайд 36

Т рени р у емся У к а ж и те в ари а нт ы о т в е т о в , в к о т орых в е р н о в ы дел е н а б у к в а, обо з н а ча ю щ ая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1 ) 2) 3) 4 ) 5) гнАла грАжданс т в о лЕкторов сОгнутый зАсветло Ответ: 345

Слайд 37

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: