Главные вкладки
Орлова Светлана Викторовна
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников на тему «Дары осени».
Грибы
Учитель: Ребята, тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете из загадки.
Загадка1
Я под шапкой цветной,
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
2
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это? Правильно - гриб.
Наступила осень, и лесная скатерть-самобранка разложила на своих светлых опушках и под кронами вековых деревьев, в зарослях кустарников и на моховых болотах свои осенние подарки под разноцветными шляпками. Это – грибы.
На доске нарисован рисунок (гриб с грибницей).
Учитель: Ребята, посмотрите, из каких частей состоит гриб. Шляпка, ножка, грибница.
Скажите, пожалуйста, что у гриба есть такое, что есть и у человека. Правильно, ножка. Только у человека их две, а у гриба - одна. А какой люди иногда носят головной убор, как у этого грибочка? Правильно – шляпа. А еще у гриба есть грибница (показываю на рисунке) она нужна для того, чтобы обеспечивать гриб питательными веществами из почвы, из земли.
Во время сбора грибов, грибочек нужно аккуратно срезать и тогда на его месте из грибницы вырастет новый гриб. А если вырвать вместе с грибницей, то гриб на этом месте больше не вырастет.
Грибов на планете насчитывают больше 100 000 видов.
Вопрос: как вы думаете много это или мало?
Конечно, много, но мы сегодня с вами обо всех упоминать не будем.
Вы сейчас внимательно послушайте некоторые названия съедобных грибов. Я буду говорить тихо, а вы за мной повторяйте чуть – чуть громче.
Белые грибы, волнушки, подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички, сморчки.
(учитель произносит тихо, а ребята повторяют за ним названия грибов, одновременно на доске поочередно учитель открывает картинки с изображением грибов.)
Белый гриб (рядом прикрепляем бумажный белый квадратик)
Волнушка (морские волны)
Подберезовики (дерево береза)
Подосиновики (дерево осина)
Грузди (изображение детей, взявшихся за руки)
Опята (пенек)
Лисички (животное – лиса)
Сморчки ( лицо дедушки с морщинками)
(Морские волны, пенек, лиса, деревья и т.д. нарисованы на бумаге и вырезаны. Пособия из бумаги прикрепляются для лучшего запоминания названий грибов).
Учитель; А теперь давайте повторим, в названии, каких грибов слышатся названия деревьев?
Подосиновик - значит, грибок растет под осинами.
Подберезовик - значит, грибок растет под березками.
Опенок - любит расти на пне, отсюда и название.
Оказывается, с давних времен деревья дружат с грибами. Тонкие, длинные, белые нити грибницы под землёй тянутся к корням деревьев, оплетают их и срастаются с ними. Грибница - помогает дереву больше впитывать воды и минеральных солей, а дерево отдаёт грибам питательные вещества, которые образуются в листьях дерева (сахар). Получается, что дерево и грибы помогают друг другу.
Вопрос: как вы думаете, почему люди издавна очень любят собирать грибы и употреблять их в пищу?
Во - первых, они очень вкусные.
Во- вторых, из них можно приготовить много разных блюд.
В третьих грибы очень полезны по своим пищевым качествам. В них содержатся белки, жиры, а также микроэлементы необходимые человеку - железо, кальций, фосфор, йод, цинк.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, где можно найти грибы?
Конечно, в лесу.
Ну а сейчас послушайте сказку В. Даля «Война грибов с ягодами».
Война грибов с ягодами (сказка)
________________________________________
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки: Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. Набрала его полным - полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
________________________________________
Учитель: ну, что же ребята вы очень хорошо послушали сказку, а сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)
Игра «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята. (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
- Грибочков набрали? Набрали. И на место побежали, побежали. После игры рассаживаемся по местам.
А сейчас к нам в гости пришел старичок – боровичок, он хочет нам кое-что рассказать.
Старичок - боровичок: Здравствуйте, ребята! Я вам расскажу один секрет! А вы знаете, бабушка Варвара из сказки не все грибы в лесу собирала, а некоторые из них она обходила стороной. Нужно быть очень осторожным и внимательным с грибами, а иначе в нашу корзинку залезут не прошеные гости – ядовитые грибы. Угадайте какие?
Загадки.
1. В лесу есть гриб, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать
Яд в них опасный. Это... поганки!
2. Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый … (мухомор)
1. У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его не украсил,
Ты не трогай этот гриб,
Учти, он очень ядовит!!!
Смотри не тронь его с полянки
Его называют…. (Бледной поганкой)
Эти грибы собирать нельзя, ими можно отравиться. Даже если вы подержите его в руках и после руки не помоете, то поев что-нибудь этими руками тоже можно отравиться. Посмотрите на них внимательно. (Показать картинки с ядовитыми грибами).
Старичок-боровичок: И еще запомните ребята, любые грибы которые вы не знаете, лучше оставить на поляне, но только не топчите их ногами и не сбивайте. Потому, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Не будете топтать грибочки? Нет? Ну, молодцы. Тогда я спокоен за лес, и могу уходить. До свидания, ребята!
Учитель: Ну, вот старичок-боровичок ушел, но чтобы мы с вами не забыли съедобные и несъедобные грибы, я вам дам небольшое задание.
Учитель раздает ребятам листки, на которых изображены съедобные и несъедобные грибами . Задание состоит в том, что раскрасить нужно только съедобные грибы , а (ядовитые) не раскрашивать.
После выполнения задания учитель подводит итоги.