Орлова Светлана Викторовна

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников на тему «Дары осени». Грибы Учитель: Ребята, тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете из загадки. Загадка1 Я под шапкой цветной, На ноге стою одной. У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки. 2 Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. Что это? Правильно - гриб. Наступила осень, и лесная скатерть-самобранка разложила на своих светлых опушках и под кронами вековых деревьев, в зарослях кустарников и на моховых болотах свои осенние подарки под разноцветными шляпками. Это – грибы. На доске нарисован рисунок (гриб с грибницей). Учитель: Ребята, посмотрите, из каких частей состоит гриб. Шляпка, ножка, грибница. Скажите, пожалуйста, что у гриба есть такое, что есть и у человека. Правильно, ножка. Только у человека их две, а у гриба - одна. А какой люди иногда носят головной убор, как у этого грибочка? Правильно – шляпа. А еще у гриба есть грибница (показываю на рисунке) она нужна для того, чтобы обеспечивать гриб питательными веществами из почвы, из земли. Во время сбора грибов, грибочек нужно аккуратно срезать и тогда на его месте из грибницы вырастет новый гриб. А если вырвать вместе с грибницей, то гриб на этом месте больше не вырастет. Грибов на планете насчитывают больше 100 000 видов. Вопрос: как вы думаете много это или мало? Конечно, много, но мы сегодня с вами обо всех упоминать не будем. Вы сейчас внимательно послушайте некоторые названия съедобных грибов. Я буду говорить тихо, а вы за мной повторяйте чуть – чуть громче. Белые грибы, волнушки, подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички, сморчки. (учитель произносит тихо, а ребята повторяют за ним названия грибов, одновременно на доске поочередно учитель открывает картинки с изображением грибов.) Белый гриб (рядом прикрепляем бумажный белый квадратик) Волнушка (морские волны) Подберезовики (дерево береза) Подосиновики (дерево осина) Грузди (изображение детей, взявшихся за руки) Опята (пенек) Лисички (животное – лиса) Сморчки ( лицо дедушки с морщинками) (Морские волны, пенек, лиса, деревья и т.д. нарисованы на бумаге и вырезаны. Пособия из бумаги прикрепляются для лучшего запоминания названий грибов). Учитель; А теперь давайте повторим, в названии, каких грибов слышатся названия деревьев? Подосиновик - значит, грибок растет под осинами. Подберезовик - значит, грибок растет под березками. Опенок - любит расти на пне, отсюда и название. Оказывается, с давних времен деревья дружат с грибами. Тонкие, длинные, белые нити грибницы под землёй тянутся к корням деревьев, оплетают их и срастаются с ними. Грибница - помогает дереву больше впитывать воды и минеральных солей, а дерево отдаёт грибам питательные вещества, которые образуются в листьях дерева (сахар). Получается, что дерево и грибы помогают друг другу. Вопрос: как вы думаете, почему люди издавна очень любят собирать грибы и употреблять их в пищу? Во - первых, они очень вкусные. Во- вторых, из них можно приготовить много разных блюд. В третьих грибы очень полезны по своим пищевым качествам. В них содержатся белки, жиры, а также микроэлементы необходимые человеку - железо, кальций, фосфор, йод, цинк. Вопрос: Ребята, как вы думаете, где можно найти грибы? Конечно, в лесу. Ну а сейчас послушайте сказку В. Даля «Война грибов с ягодами». Война грибов с ягодами (сказка) ________________________________________ Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!» Задумал-загадал боровик войну, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну! Отказалися волнушки: Мы все старые старушки, не повинны на войну. — Идите вы, опёнки! Отказалися опёнки: — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну! — Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну! Отказались сморчки; говорят: — Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: — Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками: — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем! Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается. «Ну, быть беде», — думает зеленая травка. А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. Набрала его полным - полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать. ________________________________________ Учитель: ну, что же ребята вы очень хорошо послушали сказку, а сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес») Игра «Мы идем в осенний лес» Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу) А в лесу полно чудес! Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями) Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши) Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу) И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы) Вот сидят маслята. (Показывают рукой вправо) На пеньке – опята. (Показывают рукой влево) Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком). Украшай осенний бор. - Грибочков набрали? Набрали. И на место побежали, побежали. После игры рассаживаемся по местам. А сейчас к нам в гости пришел старичок – боровичок, он хочет нам кое-что рассказать. Старичок - боровичок: Здравствуйте, ребята! Я вам расскажу один секрет! А вы знаете, бабушка Варвара из сказки не все грибы в лесу собирала, а некоторые из них она обходила стороной. Нужно быть очень осторожным и внимательным с грибами, а иначе в нашу корзинку залезут не прошеные гости – ядовитые грибы. Угадайте какие? Загадки. 1. В лесу есть гриб, что не надо искать, Много растет их на каждой полянке, Но эти грибы нельзя трогать и брать Яд в них опасный. Это... поганки! 2. Ножка белая, прямая, Шапка красная, большая Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка Ядовитый … (мухомор) 1. У него невзрачный вид Воланчик на ножке его не украсил, Ты не трогай этот гриб, Учти, он очень ядовит!!! Смотри не тронь его с полянки Его называют…. (Бледной поганкой) Эти грибы собирать нельзя, ими можно отравиться. Даже если вы подержите его в руках и после руки не помоете, то поев что-нибудь этими руками тоже можно отравиться. Посмотрите на них внимательно. (Показать картинки с ядовитыми грибами). Старичок-боровичок: И еще запомните ребята, любые грибы которые вы не знаете, лучше оставить на поляне, но только не топчите их ногами и не сбивайте. Потому, что все грибы в моем лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Не будете топтать грибочки? Нет? Ну, молодцы. Тогда я спокоен за лес, и могу уходить. До свидания, ребята! Учитель: Ну, вот старичок-боровичок ушел, но чтобы мы с вами не забыли съедобные и несъедобные грибы, я вам дам небольшое задание. Учитель раздает ребятам листки, на которых изображены съедобные и несъедобные грибами . Задание состоит в том, что раскрасить нужно только съедобные грибы , а (ядовитые) не раскрашивать. После выполнения задания учитель подводит итоги.

Добавить запись

Защита от спам-роботов