Мои наработки для учителей начальной школы.

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса (УМК "Гармония") по теме "Учимся писать безударные окончания глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организация.

 

- Сели, показали посадкой готовность к уроку.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок!

         1 ученик работает по карточке.

-Составить из слов предложения, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

м . ро. ,  тр. щать,   сил?ный

л. жать,  в,  глубокий,  л.су,  сне.

надеть,  белые,  д. рев?я,  ша. ки,  пуш. стые

  1. Словарная работа.

СЛАЙД № 1

Отгадайте зашифрованное слово.

ж                е               л             а                    т                  ь

-- Назовите это слово.   (ж е л а т ь).

-- Что можете сказать о его написании?  ( Безударная гласная е в корне.  )

-- А как о части речи? ( Глагол, обозначает действие, неопределённой формы, несовершенного вида, I спряжения.)

--Подберите синоним. (хотеть)

-- Прочитайте пословицу:

Кто много желает, тот мало имеет.

-- Как вы её понимаете? ( В ней говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)

-- Спишите пословицу, найдите глаголы, укажите их форму.

--Проверяем: - глагол желает настоящего времени, окончание –ет  I спряжения, в ед.

                     - глагол имеет настоящего времени, окончание –ет I спряжения, в единственном числе

                         

III. Сообщение темы и целей урока.

--Что это за часть речи?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт!

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

и хлеб в полях растят.

--Назовите глаголы, прозвучавшие в стихотворении.

-- Что вы знаете о глаголах?

СЛАЙД   № 2

Глагол – это часть речи,обозначает действие предмета, изменяется по временам и числам.

Прошедшее время отвечает на вопросы что делал(-и)?

                            изменяется по родам.

Настоящее время отвечает на вопросы что делает(-ют?)

                          I спряжение –ет,-  ут,--ют

                           II спряжение ит,-ат, - ят

Будущее вр.емя отвечает на вопросы  что будет(-ут) делать?

                                                                что сделает(- ют)?

Сегодня на уроке поговорим о глаголе как о части речи, потому что без глаголов наша речь невозможна.

 

IV. Орфографическая  минутка.

СЛАЙД № 3

Тр.щать, п.м.гать, л.жать, бр.сать, кр.пить.

-- Списать слова, решить орфографические задачи.

-- Проверка с помощью карточек.

-- Что знаете об этих словах? (Глаголы.)

-- Что общего у всех глаголов? (Глаголы неопределённой формы.)

--Что ещё знаете о глаголах неопределённой формы? (Оканчиваются на –ть, --ти, --чь )

V. Исследование.

--Много уже знаете о глаголах.

--А глагол ли слово лежать (ведь действие не происходит, люди ничего не делают. А, значит, это не глагол?)

-- А ходьба (это действие?)

--Как же разобраться?

--Проведём исследование.

--Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?

СЛАЙД № 4

- 1.На какой вопрос отвечает?

- 2.Что обозначает?

- 3.Как изменяется?

Сделайте вывод(Чтобы указать, какой частью речи является слово,недостаточно знать значение слова, нужно задать к нему вопрос, узнать, что обозначает и как изменяется.)

СЛАЙД № 5

Слово лежит  отвечает на вопрос что делает?, несовершенного вида, настоящего времени, II спряжения, 3 лица, в единственном числе.  Значит, это – глагол.

Слово ходьба  отвечает на вопрос что это?, нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1склонения, в единственном числе, в Именительном падеже. Значит, это – имя существительное.

ВЫВОД. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, необходимо задать к нему вопрос, узнать, что обозначает и как изменяется. 

VI. Закрепление пройденного.

СЛАЙД №6

А сейчас мы отправимся в зимний лес. Но прежде чем побродить по лесу, давайте прочитаем строки писателя Н. Сладкова.

а) Работа по учебнику «Русский язык. 1 часть» (автор Соловейчик). (Упражнение №285.)

-- Прочитайте, найдите предложение, которое может быть заголовком.

--Запишите его, решая орфографические задачи.

СЛАЙД № 7

(Природа – друг человека.)

-- Запишите первое предложение, ставя глаголы в форму будущего простого времени.

Природа послужит нам, порадует нас, удивит.

--Чем мы можем помочь природе?

Чтобы природа служила нам, радовала, удивляла, люди должны беречь её, оберегать, заботиться о природном достоянии.

VII. Физминутка.

Картина зимнего леса. (Звучит музыка.)

- Зимний лес – как он красив! Сколько белого пушистого снега!

Так давайте наденем скорее лыжи (наклоны вниз) и прогуляемся по лесу на лыжах (движения лыжника).

VIII. Работа с текстом.

а)  - Наступила зима. И природа ждёт нашей помощи, особенно звери и птицы, то есть живая природа.

-Вы сейчас поработаете корректорами. Этот рассказ нужно срочно отправить в газету, но в нём допущены ошибки.

- Какие? ( неправильно употреблены глаголы, предложения о неживой и живой природе перемешаны.)

-  Давайте их исправим.

-I вариант выпишет предложения о неживой природе, ставя глаголы в форму прошедшего времени.

-II вариант – о живой природе, ставя глаголы в форму настоящего времени.

-Озаглавить получившиеся тексты.

СЛАЙД №8

(Тр.щать) сил?ный м.ро. .Всю зиму р.бята (п.м.гать) птицам.(В)л.су (л.жать) глубокий сне. .Катя (бр.сать) около б.рёзы (на)сн.гу с.м.на. Д.рев?я (надеть) белые пушистые ша.ки. Вася (кр.пить) (к)веткам кусоч?ки сала. Птицы очень рады.

- Прочитайте получившиеся рассказы.

- Проверьте написание глаголов по орфографической минутке.

 

Самопроверка.

Iв. проверяет по индивидуальной доске (работа ученика по карточке)

IIв. проверка с помощью слайда.

СЛАЙД № 9

-Кто из вас помогает птицам? Как?

Птицам сейчас особенно нужна наша помощь, так как они не могут найти себе под снегом корм. Поэтому люди подкармливают их хлебными крошками, зерном, кусочками сала, семечками.

- А кто из вас сделал кормушки?

Не забывайте положить туда корм!

б) Говори правильно!

  1. А вот эти ребята помогали зверькам в лесу.

СЛАЙД № 10

Однажды мы гуляли в лесу. Вдруг из дупла стали вылазить белочки. Мы покормили пушистых красавиц и побегли домой.

- Правильно ли ребята рассказали?

  1. Какие глаголы они употребили неправильно? Как правильно?

Говори правильно!

вылезать

хотим

побежали

- Списать текст, правильно употребляя глаголы, укажите их форму.

-Проверьте свою работу.

в) Работа в парах.

 Прочитайте  ещё один текст.

СЛАЙД № 11

Пернатые друзья.

  Серёжа (с)папой делают к.рму.ку. (В)м.розные дни он кормит св.их пернатых друзей ч.сто. Сытая птица ле.ко переносит хол. .  .

- О ком прочитали? (О Серёже и его папе.)

- Что узнали? (Сытая птица легче переносит холод.)

- А сейчас вы поработаете в парах.

- Спишите текст, изменяя временную форму глаголов, поставив их в прошедшее время.

Взаимопроверка.

IX. Итог урока.

О чём говорили на уроке?

Какая часть речи нам помогала?(Глаголы, так как обозначают действия. А надо действовать, чтобы оказать помощь нашей родной природе.)

- Как отличить глагол от других частей речи?

X. Домашнее задание.

СЛАЙД № 12

Расскажите, как вы помогаете зимой птицам. Напишите сочинение.



Предварительный просмотр:

Цели:  -  познакомить с причинами возникновения пожара, со               степенью их опасности;

         -  научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении, на транспорте, в лесу и др.;

         -  систематизировать знания  учащихся о причинах и последствиях пожаров.

Оборудование:

             компьютер, видеофильм о пожарах, презентация «Нет пожарам!», выставка книг, журналы «Противопожарный и спасательный сервис», игрушечные спасательные машины.

        

Ход внеклассного мероприятия:

     

      Звучит музыка.

  Сегодня мы собрались на внеклассное мероприятие, чтобы поговорить о великом друге и недруге людей – его Величестве Огне и  причинах возникновения пожаров.

    Давайте вспомним немного из истории пожарного дела:

СЛАЙД №2

В Судебнике 1498 года сказано о купцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

С1689 года царь Петр I приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Первая пожарная охрана в Киеве была организована в 1841 году, в неё входило 25 человек.

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

-- Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки.

  1. Без рук, без ног, а на гору ползёт. (Огонь)
  2. Красный кочеток по жердочке бежит. (Огонь)
  3. Это тёмный- тёмный дом. Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
  4. На улице столбом, в избе скатертью. (Дым)

Поговорки об огне:

  1. Огонь не вода - схватит, не выплывешь.
  2. Огню да воде Бог волю дал.
  3. «Спи, царь Огонь!» - говорит царица Водица.

Пожары очень опасны, т.к. может сгореть имущество. Но самое страшное — при пожаре могут погибнуть люди.

Фильм.

Давайте поговорим о том, почему могут возникать пожары. Где может возникать пожар?

(В транспорте, на природе, в домах)

 

Отчего возникает пожар в квартире?

 Безопасных нет вещей,

Если вдруг у малышей

Появляется привычка

Баловаться в кухне  спичкой.

Ни вдвоём и ни втроём

Им не справиться с огнём!

СЛАЙД №3

 

   ---К пожару может привести баловство со спичками;

Телевизор может вдруг

Задымиться. Свой испуг

Ты гони из дома прочь,

А квартиру обесточь!

---Неисправные электроприборы;

Если в Новый год на ёлке

Ватой убраны иголки,

То горящей свечке места

Здесь не может быть! Известно,

Как огонь до ваты зол!

С ёлки спрыгнет вмиг на пол,

А потом - куда придётся –

Пища для огня найдётся!

Вместо праздника тогда

В дом пожалует беда!

- Нельзя дома зажигать бенгальские огни, свечи, фейерверки.

- Нельзя без взрослых подходить к горящей печке, открывать печную дверку.

  1. А как возникают пожары на природе?

Отдыхая на полянке

И пируя у костров,

Не забудь водой из склянки

Сбить лихое пламя с дров!

Присыпь землёй остатки пепелища

Чтобы лишить огонь привычной пищи!

Наметь себе простейшее задание:

Не оставляй источник возгорания!

- люди разжигают костры и оставляют их без присмотра

- жгут тополиный пух, сухую траву, мусорные бачки

И становятся виновниками пожаров, поэтому...

СЛАЙД №4

  1. А сейчас давайте послушаем советы и пожелания:

Аккуратным быть с огнём

Час за часом, день за днем

Нужно каждому учиться,

Чтоб несчастью не случиться.

Жизнь даётся лишь однажды –

Помнить это должен каждый,

Чтобы шалости с огнём

В доме запретить своём!

Хорошо, если каждый мальчишка

Про пожар знает только по книжке.

Цель и у нас и у вас, ребятня,-

Не попадаться в лапы огня!

Эвакуация по плану –

Залог победы над бедой!

Спросите папу или маму

В семье у вас есть план такой?

Ясно всем людям до одного:

Огонь без присмотра страшнее всего!

Щадить не будет никого.

Сожжёт всё вокруг и тебя самого!

Если ты правила не соблюдаешь,

Опасности близких людей подвергаешь!

Итак, какие правила люди должны знать, чтобы не случилось пожара?

СЛАЙД №5

А как нужно вести себя, если вдруг беда произошла?

СЛАЙД №6

Зная эти нехитрые правила, ты всегда сможешь помочь людям, попавшим в беду. Как сделала ученица 6-го класса города Петровска Саратовской области Оля Козлова. Эта девочка, рискуя своей жизнью,  спасла из огня двоих малышей. За такой мужественный поступок Оля представлена к медали «За отвагу на пожаре».

-показ фото (стр.24)

СЛАЙД №7

Давайте с вами вспомним, о чём говорили сегодня.

Так пусть же в нашей жизни всё живет, радуется жизни. И пусть у нас будет так!

СЛАЙД №8

Шумят пусть лес и люди под гармонь,

И ветер пусть шумит, но только не огонь,

 Который тем лишь другом станет нежным,

Кто знает: быть с огнём нельзя небрежным!

Балаковский Комитет образования муниципального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Открытое  внеклассное мероприятие (классный час)

Тема:Нет пожарам!

Учитель начальных классов Кондрашина Ирина Владимировна

        

Балаково 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нет пожарам!

Слайд 2

Из истории 1803 год - организована пожарная охрана в Петербурге. 17 апреля 1918 года - день образования пожарной охраны.

Слайд 5

НЕЛЬЗЯ! - Играть со спичками - Зажигать на ёлке бенгальские огни, свечи, фейерверки - Оставлять незатушенные костры - Поджигать траву, пух, мусор в баках - Сушить бельё над плитой

Слайд 6

Чтобы не было пожара! --Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы и источники открытого огня! -- Не пользуйтесь самодельными и неисправными электроприборами! -- Курение в постели опасно! --Не загромождайте пути эвакуации! --Не перегружайте электросеть!

Слайд 7

При пожаре: 1.Позвонить по тел. «01» и указать точный адрес! 2.Задействовать подручные средства пожаротушения! 3.Нельзя при пожаре пользоваться лифтом! 4.При угрозе жизни необходимо покинуть опасную зону! 5.Встретить службу спасения и указать место пожара !

Слайд 8

Юные пожарные! На вас наша надежда! Думаем, вы сможете Объяснить невежде, Как вести себя с огнём И что надо знать о нём!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В .се .. ие дни г.товил . сь к .тлёту б.льш .. стая белых л . б . дей.

Слайд 3

Кому и в чём подчиняются имена существительные?

Слайд 4

Вошёл ( ВО ЧТО ?) в облако Торчат из (чего?) облака Протыкать (что?) облако Лезть (во что?) в облако Поднялись до ( чего?) облаков куда? куда? откуда? куда? Р. В. Р. В. В.

Слайд 5

ПОМНИ! Им. Р. Д. В. Т. П. кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Слайд 6

Как узнать падеж имени существительного? 1 . Найти главное слово ( X ). 2 . От главного слова поставить падежный вопрос к зависимому . 3. По вопросу определить падеж.

Слайд 7

о/а п . здать на … пут . шествовать п о … п а/о б . жать бе з … Слова для справок: горы, пое.., п.льто, гр.бы, I в. – указать падежный вопрос II в. - указать смысловой вопрос

Слайд 8

О п .здать на о по езд куда? (что?) В. Пут. шествовать по е г о рам (чему?) Д. где? П о б. жать бе з е (чего?) как? п а л ь то Р.

Слайд 9

Птицы – нашы/и друзь/ъя. О/Ани о/ахр. няют п .ля л .са (от) вр.дителей. По/аж .лейте п .рнатых друзей! П .м .гите птицам з .мой! Решить орфографические задачи.

Слайд 10

Домашнее задание. Выписать из словаря 7 слов и записать словосочетания, указать падеж.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подумай! 50 : 5 +26 :6 х15 +10 х2 200 10 36 6 90 100

Слайд 2

Решаем задачи устно! 1. Мяч стоит 10 рублей. Сколько стоят 4 мяча? 10 х 4 = 40(руб.) 2. Три тетради стоят 48 рублей. Сколько стоят 5 таких же тетрадей? 48: 3 х5 = 80(руб.) 3. Хватит ли 250 рублей, чтобы купить 8 конфет, по 20 рублей, и 4 шоколадки, по 18 рублей? 250 – (20х8 +18х4)= 18(руб.)

Слайд 3

16 кг Заполнить таблицу. Цена Количество Стоимость 15 руб. 13 руб. ? руб. 2кг ? руб. 39руб. 96руб. 30руб. ?кг 3кг 6руб.

Слайд 4

Знай! Ц=СТ:К СТ=Ц х К К= СТ : Ц

Слайд 5

Оля Вова Цена Количество билетов Света Карусель Машинки Колесо обозрения 15руб. 23руб. 35руб. 4 1 2 3 -- 4 4 2 5

Слайд 6

Решить задачу. Для детского садика купили 7 мишек, по 35рублей, и несколько кукол, по 29 рублей. За всю покупку заплатили 535рублей. Сколько кукол купили для детского садика?

Слайд 7

Самостоятельная работа. 72:18 +32:16 +96:12 +64:16= 45х5 – (39:13 +85:5) +48:16=

Слайд 8

Геометрическая задача. Длина прямоугольника ABCD 18см, а ширина – в 3 раза меньше. Вычислить площадь и периметр прямоугольника