Классное руководство. (Методические разработки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_dekabrya.ppt | 863 КБ |
test_risunok_semi.docx | 18.77 КБ |
klassnyy_chas_den_pravovyh_znaniy.doc | 51 КБ |
salmonellez.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение «Конституция (от лат. Constitution - устройство) – основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» (определение из Советского энциклопедического словаря.)
В современном правоведении различаются писанные и неписанные конституции. Под писанной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной и государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписанной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии. Виды конституции
По порядку установления конституции подразделяются на октроированные и не октроированные . По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими . По форме закрепления власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США, Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д. Виды конституции
. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Виды конституции
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ Герб Российской Федерации (рисунок учащихся ) Герб Является символом достоинства любой нации. Истории Российского герба идет от оттиснутой в 1497г. красновойсковой печати великого князя московского Ивана III , который принял титул «государя Всея Руси». На лицевой стороне печати был изображен всадник, который колет змия – символ борьбы добра со злом, старинный герб Византии.
Двуглавый орел прижился на Руси, полюбился и утвердился на многие века, став символом России. Орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности, почитался, как птица гордая и независимая. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Востоке. Двуглавый орел, одна голова смотрит на запад, другая на восток, как бы охраняет Россию с двух сторон. Такой символ удачно подошел великому государству, раскинувшемуся на просторах Европы и Азии и соединившему две части света.
При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I , орел высоко поднял крылья. В лапах у орла появились перевитые лентами стрелы – молнии и факел, лавровый венок. Изменилось количество корон над головами – две , одна, три. С XVII века орел стал держать в лапах скипетр, в левой державу. После февральской революции 1917г. Временное правительство упростило герб: орел опустил крылья; ну а потом государственный герб стал совершенно другим, без орла, с серпом и молотом на фоне земного шара . Сегодня государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ Флаг Флаг в любом государстве так же является символом достоинства и независимости нации. Недаром подъем государственного флага – первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Государственному флагу, как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами.
Трехцветный флаг был введен при отце Петра I – Алексее Михайловиче (1629-1676). Красный цвет символизировал отвагу: войну, героизм, огонь; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, правду, благородство. Эти три цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа. Петр I определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый), или (сверху вниз): Вера, Надежда, Любовь.
В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага республики. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями.
Конституция России 1918 года . Принята 10 июля 1918 года. На 5 Всероссийском съезде советов. Состояла из 6 частей: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общие положения. 3. Конструкция советской власти. 4. Активное и пассивное избирательное право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе и флаге РСФСР.
Основной закон ( Конституция ) СССР 1924 года. Принята 31 января 1924 года. 2 Съездом Советов СССР. Состояла из двух разделов: 1. Декларация об образовании СССР. 2. Договор об образовании СССР. Договор состоял из 11 глав: Об определении верховных органов власти СССР. О правах суверенных республик. О съездах Советов СССР. О полномочиях ЦИК СССР. О полномочиях Президиума ЦИК СССР. О полномочиях Совета Народных Комиссаров. О полномочиях Верховного суда СССР. О полномочиях общесоюзных и объединённых народных комиссаров. 9. О работе объединенного государственного политического управления. 10.О структуре органов власти Союзных республик. 11.О гербе, флаге и столице СССР.
Конституция ( Основной Закон ) СССР 1936 года. Принята 5 декабря 1936 года. 8 Чрезвычайным Съездом Советов СССР. Конституция состояла из 13 глав: «Общественное устройство» «Государственное устройство» Высшие органы государственной власти СССР. Высшие органы государственной власти Союзных республик. Органы государственного управления СССР. Органы государственного управления Союзных республик. Высшие органы государственной власти Автономных республик. Местные органы власти. Деятельность суда и прокуратуры. Права и обязанности граждан. Избирательные права. Государственная символика СССР (герб, флаг, столица) 13. О внесении изменений в Конституцию.
Конституция ( Основной Закон ) СССР 1977 года . Принята 7 октября 1977 года. На внеочередной 7 сессии Верховного Совета СССР Девятого созыва. Состояла из преамбулы и девяти разделов. В преамбуле содержалось освещение исторического пути СССР за 60 лет И давалась характеристика «Развитого Социалистического общества»
Конституция РФ Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел,в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и не отчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые закреплены за ним конституцией.
Конституция РФ Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина. В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.
Конституция РФ В четвертой главе Конституции определен статус Президента России. Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания . Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.
Конституция РФ Глава седьмая – «Судебная власть». Глава восьмая – «Местное самоуправление». Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции .
Предварительный просмотр:
Тест «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Цель применения данной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:
№ | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
1 | Общий размер рисунка | |
2 | Кол-во членов семьи | |
3 | Соответствующие размеры членов семьи | |
мать | ||
отец | ||
сестра брат | ||
дедушка бабушка и т.д. | ||
4 | Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними | |
5 | Наличие животных | |
6 | Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии | |
7 | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...) | |
Степень аккуратности исполнения |
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"
На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность обра-
зов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обла-
дает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого классного часа по теме
«Ваши права и права других людей»
Права ребёнка надо знать
Не только знать,
Но соблюдать
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.
- Тематическая дискуссия.
Что такое право?
(Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
Какие основные признаки прав вам известны?
(1.Нормативность. 2.Общеобязательность. 3.Охраняется государством
4.Является регулятором общественных отношений)
На какие две группы можно подразделить все права человека?
(Естественные и гражданские)
Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права.
Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено, что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на:
- Имя
- Гражданство
- Надлежащее питание
- Жилище
- Медицинское обслуживание
- Здоровый рост и развитие
- Защиту от жестокости
- Выражение своих мыслей и др.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 10 класса.
Примеры прав:
- Учащиеся 10 класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
- Учащиеся 10 класса имеют право получать отличные оценки и т.д
Но учтите:
- Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
- Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя
- Советы психолога.
А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.
«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Вы имеете право:
- Иногда ставить себя на первое место
- Просить о помощи и поддержке
- Протестовать против несправедливого обвинения
- Иметь собственное мнение
- Говорить «нет»
- Побыть одному
- На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
- Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
- Быть безупречной(ым) на все 100%
- Следовать за толпой
- Любить людей, приносящих вам вред
- Мириться с неприятной ситуацией
- Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните!
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!
- Телефоны доверия:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сальмонеллёз - острая зоонозная,бактериальная кишечная инфекция, с фекально-оральным механизмом передачи, характеризующаяся поражением органов пищеварения с развитием синдрома интоксикации и водно-электролитных нарушений, реже - тифоподобным или септикопиемическим течением.
Этиология Возбудители сальмонеллеза - грамотрицательные подвижные палочки рода Salmonella семейства Enterobacteriaceae, Бактерии растут на обычных питательных средах, обладают сложной антигенной структурой: содержат соматический термостабильный О-антиген и жгутиковый термолабильный Н-антиген. У многих представителей выявляют поверхностный Vi-антиген.
Эпидемиология Резервуар и источники инфекции .Механизм передачи - фекально-оральный, основной путь передачи - пищевой, водный, контактно-бытовой путь передачи .Доказана возможность воздушно-пылевого пути распространения сальмонелл в городских условиях при участии диких птиц, загрязняющих своим помётом места обитания и кормления. Сезонность- летне-осенний период.
Эпидемиология
Патогенез Сальмонеллы, преодолев факторы неспецифической защиты ротовой полости и желудка, попадают в просвет тонкой кишки, где прикрепляются к мембранам энтероцитов и выделяют термостабильный и/или термолабильный экзотоксины. С помощью факторов проницаемости (гиалуронидазы) возбудители через щёточную кайму проникают внутрь энтероцитов. Взаимодействие бактерий с эпителиальными клетками приводит к дегенеративным изменениям микроворсинок. Интервенции возбудителей в подслизистый слой кишечной стенки противодействуют фагоциты, что сопровождается развитием воспалительной реакции. При разрушении бактерий высвобождается липолисахаридный комплекс (эндотоксин), играющий основную роль в развитии синдрома интоксикации. Липополисахаридный комплекс активирует арахидоновый каскад по липооксигеназному и циклооксигеназному путям. Липооксигеназный путь приводит к образованию лейкотриенов, стимулирующих хемотаксис и реакции дегрануляции, усиливающих проницаемость сосудов, и, опосредованно, уменьшающих сердечный выброс. Циклооксигеназный путь приводит к образованию простаноидов (тромбоксаны, простагландин Е, ПГF2ааи др.). Усиленный синтез простаноидов индуцирует агрегацию тромбоцитов, приводя к тромбообразованию в мелких капиллярах. Развивается ДВС-синдром с нарушениями микроциркуляции-(метаболический ацидоз). Простагландины стимулируют секрецию электролитов и жидкости в просвет кишечника, сокращение гладкой мускулатуры и усиление перистальтики, что в конечном счёте приводит к развитию диареи и обезвоживанию организма.
Обычно (95-99% случаев) сальмонеллы не распространяются дальше подслизистого слоя кишечника, обусловливая развитие гастроинтестинальной формы заболевания. Лишь в некоторых случаях возможно проникновение возбудителей в кровь, при этом наблюдают генерализованную форму сальмонеллёза с тифоподобным или септическим течением. Генерализации инфекции способствует недостаточность клеточных и гуморальных иммунных реакций. При микроскопическом исследовании стенки кишки обнаруживают изменения в сосудах в виде кровоизлияний в слизистый и подслизистый слои кишечной стенки. В подслизистом слое помимо микроциркуляторных нарушений развиваются лейкоцитарная реакция и отёк.
Клиника Выделяют следующие формы и варианты течения: Гастроинтестинальная (локализованная) форма: гастритический вариант, гастроэнтеритический вариант, гастроэнтероколитический вариант. Генерализованная форма: тифоподобный вариант, септический вариант. Бактериовыделение: острое, хроническое, транзиторное. При всех формах и вариантах заболевания инкубационный период составляет от нескольких часов до 2 дней.
Гастроэнтеритический вариант - наиболее распространённая форма; развивается остро, через несколько часов после заражения. Проявляется интоксикацией и расстройствами водно-электролитного баланса. В первые часы заболевания преобладают признаки интоксикации: повышение температуры тела, головная боль, озноб, ломота в теле. В дальнейшем появляются боли в животе (чаще спастического характера), локализующиеся в эпигастральной и пупочной областях, тошнота, многократная рвота. Быстро присоединяется диарея. Испражнения носят вначале каловый характер, но быстро становятся водянистыми, пенистыми, зловонными, иногда с зеленоватым оттенком. Дефекация не сопровождается тенезмами. При осмотре отмечают бледность кожных покровов, в более тяжёлых случаях развивается цианоз. Язык сухой, обложен налётом. Живот вздут, при его пальпации можно отметить небольшую разлитую болезненность и урчание кишечника. Тоны сердца приглушены, отмечают тахикардию, склонность к снижению АД, пульс мягкого наполнения. Выделение мочи уменьшается. В более тяжёлых случаях возможно развитие клонических судорог, чаще в мышцах нижних конечностей.
Гастроэнтероколитический вариант. Начало заболевания напоминает гастроэнтеритический вариант, но уже на 2-3-й день болезни уменьшается объём испражнений. В них появляются слизь, иногда кровь. При пальпации живота отмечают спазм и болезненность толстой кишки. Акт дефекации может сопровождаться тенезмами. Гастритический вариант . Характерны острое начало, повторная рвота и боли в эпигастральной области. Как правило, синдром интоксикации выражен слабо, а диарея вообще отсутствует. Течение болезни кратковременное,благоприятное .
Тифоподобный вариант. Может начинаться с проявлений гастроэнтерита. В дальнейшем на фоне стихания или исчезновения тошноты, рвоты и диареи наблюдают повышение температурной реакции, приобретающей постоянный или волнообразный характер. Больные жалуются на головную боль, бессонницу, резкую слабость. При осмотре отмечают бледность кожных покровов больного, в некоторых случаях на коже живота и нижней части груди появляются отдельные розеолёзные элементы. К 3-5-м суткам болезни развивается гепатолиенальный синдром. АД снижено, выражена относительная брадикардия. Септический вариант. В начальном периоде заболевания проявления гастроэнтерита, в дальнейшем сменяемые длительной ремиттирующей лихорадкой с ознобами и выраженным потоотделением при её снижении, тахикардией, миалгиями. Как правило развивается гепатоспленомегалия. Течение болезни длительное, торпидное, отличается склонностью к формированию вторичных гнойных очагов.
Диф.диагностика Сальмонеллёзы следует отличать от многих заболеваний, сопровождающихся развитием диарейного синдрома: шигеллёзов, эшерихиозов, холеры, вирусных диарейных инфекций, отравлений грибами, солями тяжёлых металлов, фосфор-органическими соединениями и др. Кроме того, в некоторых случаях возникает необходимость в срочной дифференциальной диагностике сальмонеллёза от инфаркта миокарда, острого аппендицита, приступа желчнокаменной болезни, тромбоза мезентериальных сосудов.
Лабораторная диагностика Основу составляет выделение возбудителя посевами рвотных и каловых масс, а при генерализованной форме и крови. Материалом для бактериологического исследования также могут служить промывные воды желудка и кишечника, моча, жёлчь. При септикопиемическом варианте заболевания возможны посевы гноя или экссудата из воспалительных очагов. В качестве методов серологической диагностики применяют РНГА с комплексным и групповыми сальмонеллёзными эритроцитарными диагностикумами при постановке реакции в парных сыворотках с интервалом 5-7 дней. Минимальный диагностический титр антител в РНГА -1:200. Более перспективно экспресс-выявление антигенов сальмонелл в РКА, РЛА, ИФА и РИА. Для установления степени дегидратации и оценки тяжести состояния больного, а также для коррекции проводимой регидратационнои терапии определяют гематокрит, вязкость крови, показатели кислотно-щелочного состояния и электролитного состава.
Осложнения Инфекционно-токсический шок, Отёк и набухание головного мозга Острая почечная недостаточность Острая сердечно-сосудистая недостаточность
Лечение Если позволяет клиническое состояние больного, лечение необходимо начинать с промывания желудка, сифонных клизм, назначения энтеросорбентов (активированный уголь и др.) При дегидратации I-II степени показано назначение глюкозо-солевых растворов типа «Цитроглюкосолан», «Глюкосолан», «Регидрон», «Оралит» внутрь с учётом дефицита воды и солей у больного до начала терапии, восполняемых дробным частым питьём (до 1- 1,5 л/час) в течение 2-3 ч, и дальнейших потерь жидкости в процессе лечения (следует контролировать каждые 2-4 ч). Внутривенное введение макромолекулярных коллоидных препаратов (реополиглюкин, гемодез и др.) для дезинтоксикации можно проводить лишь после коррекции водно-электролитных потерь. Индометацин. Препарат назначают в ранние сроки заболевания по 50 мг 3-кратно в течение 12 ч. При генерализованной форме сальмонеллёза (фторхинолоны по 0,5 г 2 раза в сутки, левомицетин по 0,5 г 4-5 раз в сутки, доксициклин по 0,1 г/сут и др.). Целесообразно назначение комплексных ферментных препаратов (энзистал, фестал, мексаза и др.). Диета больных в острый период заболевания соответствует столу №4 по Певзнеру, после прекращения диареи назначают стол №13.
Профилактика Ветеринарно-санитарные мероприятия Санитарно-гигиенические мероприятия Противоэпидемические мероприятия
Спасибо за внимание!