Главные вкладки
разработки уроков
Разработка компетентностного урока по предмету "Окружающий мир" в 4 классе (система РО Занкова Л.В.). Тема урока: "Кожа и её значение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 40.1 КБ |
nadyozhnaya_zashchita_cheloveka.pptx | 708.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.
Разработала Сизых Наталья Сергеевна
Тема урока: «Кожа и её значение»
Цели урока для ученика:
1. На основе наблюдений описать свойства кожи.
2. Знать строение кожи.
3. Сделать вывод о значении (функции) кожи для организма человека.
4. Овладевать умениями:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- ставить учебные задачи;
- выделять нужную информации, систематизировать знания;
- планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- проводить рефлексию своёй работы.
Цели урока для учителя:
Предметные:
- познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей;
- формировать умение находить взаимосвязь между особенностями строения кожи, свойствами и функциями кожи;
- организовать работу с информацией - учить систематизировать изученный материал.
Развивающие: развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способностей сравнивать и анализировать; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся к организму человека, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Формирование элементов ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока:
Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая,
Оборудование: презентация учителя «Надёжная защита организма», Карточки с заданиями (по количеству групп – 4), ),школьный толковый словарь, лупы, предметы для игры, зеркало(стёкла), листы с отпечатками пальцев, листы с таблицей, учебник «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков.
Техническое сопровождение урока: мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
I.Организационный | Психологический настрой на урок. | |||||||
II.Ппостановка учебной задачи.
| Постановка проблемы. -Посмотрите, какие вы нарядные! На вас красивая одежда. Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться, а через некоторое время она станет вам мала. -Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет ни промокать, ни мяться, ни станет маленькой. Проблемный вопрос -Как вы думаете, существует ли такая одежда у человека? (Если не смогут сообразить, что это кожа, то загадать загадку): Тело сверху прикрываю, Защищаю и дышу. Пот наружу выделяю, Температурой тела руковожу. Слайд 1 - Действительно кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». -Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм. Определение темы урока -Давайте вместе определим тему сегодняшнего урока. Слайд 2 Обобщить ответы детей и чётко сформулировать тему урока: «Кожа и её значение» | Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленный вопрос. Должны прийти к выводу, что это кожа. Формулируют тему урока: «Кожа и её значение» | ||||||
III. «Открытие» нового знания
| 1)Постановка целей и задач урока Я расскажу вам легенду, которая напрямую связана с темой сегодняшнего урока. -В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. - Что же произошло с мальчиком? -Как вы думаете, что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? - Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и ее функции. Поговорим о том, как надо относиться к своей коже(гигиена), Слайд 3 А также заполним таблицу: (листы с таблицей уже лежат на столах)
Но сначала найдём значение слова кожа в толковом словаре. Определение записать.
Кожа – это наружный покров тела человека. 2) Игра «Угадай, что это?» -Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что это?» (Вызвать3 учеников. Поворачивается спиной к учителю, учитель предлагает ему мешочек, в котором предметы. Нужно на ощупь определить предмет, описать его, назвать свойства объекта.)
-О коже вы знаете как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом органе человека.
3) Работать в группе. У каждой группы своё задание. -Следующее задание вы будете выполнять, работая в группе. Затем представите свои наблюдения. 1 гр. Задание: Рассмотрите кожу. Потрогайте её пальцами, немного потяните на руках, лице. - Что вы можете сказать о коже из этого наблюдения? - Обратите внимание на то, что на коже есть складки. Для чего они нужны на коже? Вывод: кожа мягкая, эластичная, прозрачная, под ней видны сосуды. На сгибах есть складки. Не сковывает наших движений, хорошо растягивается. 2 гр. Задание: Рассмотрите кожу через лупу. - Что вы видите? - Как вы думаете для чего они? Вывод: На коже есть точки – поры. Кожа дышит через поры, выделяет пот и жир. 3 гр. Задание: Проведите по лбу пальцем, а затем приложите его к зеркалу (стеклу). - Что осталось на зеркале? - Что это? Вывод: Это пот, кожное сало. 4 гр. Задание: Рассмотрите внимательно кожу на ладошках? Какая она? - Что еще мы видим на ладошке? - Рассмотрите отпечатки пальцев разных людей.
Вывод: На пальцах есть рисунок, образованный линиями. Отпечатки пальцев людей отличаются. -У каждого человека рисунок, образованный линиями, индивидуален и является своеобразным «паспортом». Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце практически невозможна. Заполнить 1-ый столбик таблицы Описание кожи: мягкая, эластичная, прозрачная, под ней видны сосуды. На сгибах есть складки. На пальцах есть рисунок, образованный линиями. Физкультминутка Слайд 4 Цвет кожи За цвет кожи отвечает меланин. Но количество этого пигмента у всех разное. Если меланина много во всех слоях кожи, то кожа имеет черный цвет. Если меланин присутствует только в глубоких слоях эпидермиса, кожа светлая. Если меланин сочетается с другим веществом - каротином, кожа имеет желтый опенок. Светловолосые люди, кожный покров которых вырабатывает мало меланина, обычно обгорают на солнце, если не защищают кожу специальными средствами. Меланин при этом выполняет функции защиты от ультрафиолетового излучения солнца.
3) Строение кожи Ролевая игра «На приём к врачу». -Рассмотрим такую ситуацию. Слайд 5 - Где мы можем уточнить своё предположение? (словарь иностранных слов) - Работаем с учебником. -Сейчас вы будете работать самостоятельно. Откройте учебник на странице 70 и ответьте на вопросы: 1. Сколько слоёв у кожи? Обсуждение понимания прочитанного. Заполнить 2 –ой столбик таблицы. Первый слой-Эпидермис - Это слово взято из греческого языка, что означает верхний или поверхностный слой. Этот слой очень тонкий и от него все время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно с поверхности кожи отшелушиваются тысячи мертвых клеток и кожа от этого тоньше не становится. На ней все время нарастают новые слои. Полный процесс обновления кожи за всю жизнь происходит примерно 1000 раз. Слой, лежащий под эпидермисом и есть сама кожа. Этот слой называется дерма 4) Функции кожи Вы уже знаете об осязательной функции кожи.
О других функциях прочтёте в учебнике на стр. 70-72. Основные функции кожи: Защитная Терморегуляторная Выделительная Дыхательная
Обсуждение прочитанного Заполнить 3 – ий столбик таблицы -Теперь вы можете сказать: От чего же умер итальянский мальчик? -У него не дышала кожа, поры были закрыты краской и из организма не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла, t-ра его понизилась. Он сильно простыл и умер от воспаления легких. 5) Гигиена кожи Слайд 6 основная функция кожи — защитная. То, как осуществляется эта функция, определяет выполнение всех других. Исходя из этого, цель ухода за кожей можно определить как создание внешних и внутренних условий, которые позволяют коже наилучшим образом выполнять все свои функции и прежде всего защитную. - Обратите внимание, какая чистая, красивая, нежная кожа у детей. -Чтобы этот орган нашего тела всегда был здоровым, о нём необходимо заботиться. Как вы думаете, что нужно для этого делать?
| Раздать листы с таблицей каждому ученику. Находят определение в толковом словаре и записывают в тетрадь Работа в группе. Выступление от каждой группы.
Заполняют первый столбик таблицы
Заполняют второй столбик таблицы. Столбик таблицы – функции кожи Читают текст, обсуждают в группе задание, находят ответ. Заполняют таблицу.
Беседа | ||||||
IV. Первичное закрепление
| - Проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест. Нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву, которая соответствует ответу (каждый выполняет самостоятельно)
а) 5 г) 3 о) 2 2) Кожа – это … ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека 3) можно ли кожу назвать органом дыхания? а) нет д) да г) не знаю 4) Благодаря чему кожа всегда мягкая? ж) потовым железам т) порам м) сальным железам 5) Пот выделяется, когда человеку… з) холодно и) просто так л) жарко 6) Кожу надо мыть… о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть 7) Может ли человек обойтись без кожи? н) конечно е) нет ю) может быть | Выполняют тест. | ||||||
V.Самоконтроль и самооценка результатов.
| -Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодец) -У кого получилось слово молодцы, справился с тестом. | Подвести результаты работы. Сообщают как оценили работу группы. | ||||||
VI.Подведение итогов. 1 мин | Какие задачи мы ставили вначале урока. В процессе работы на уроке смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? (вернуться к слайду2) Что бы вы ещё хотели узнать о коже? На следующем уроке мы продолжим эту тему. Слайд 7 Оцените свою работу и работу своей группы по трёхбальной шкале. 3б –группа работала активно, все участники группы хорошо понял новую тему, хотят узнать больше 2б- группа не всегда активно работала, не все усвоили новую тему 1б – было не интересно работать в группе, совсем не поняли новую тему. | Отвечают на поставленные вопросы. | ||||||
Домашнее задание 1 мин | Слайд 8 Обязательно Учебник стр 69- 75 –читать. Таблица. По выбору. | Выбирают и записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Надёжная защита человека Вес – 4 кг Площадь – 2 квадратных метра Толщина – от 0,5 мм до 5 мм
Тема урока: «Кожа и её значение» Задачи урока: Свойства кожи Строение кожи Функции кожи Уход за кожей
Заполнить таблицу: Свойства кожи Строение кожи Функции кожи Кожа – это наружный покров тела человека.
Почему у людей кожа разного цвета?
ЛОР ОКУЛИСТ ОТОЛАРИНГОЛОГ ДЕРМАТОЛОГ дерма - кожа логос - наука СТОМАТОЛОГ
Строение кожи
Кожа – зеркало здоровья
Оцени работу группы 3балла – группа работала активно, все участники группы хорошо поняли новую тему, хотят узнать больше 2балла- группа не всегда активно работала, не все усвоили новую тему 1балла – было не интересно работать в группе, совсем не поняли новую тему.
Домашнее задание: Обязательно Учебник стр 69- 75 –читать. Таблица в тетради – знать. По выбору. 1.Составить памятку по уходу за кожей. 2. Найти интересные сведения (факты) о коже человека. 3. Подготовить сообщение об особых образованиях кожи(волосы, ногти)