Методическая работа

Ринк Татьяна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СТУДИЯ «Я –МУЛЬТИПЛИКАТОР»

Перед определенной группой коллег и мной в том числе стояла задача создать такой курс внеурочной деятельности, который был бы полезным и интересным для учащихся, а также который бы соответствовал всем новым требованиям ФГОС.

Я, как учитель информатики, предложила курс надпредметного проекта общеинтеллектуального направления «Я – мультипликатор. Компьютерные презентации.

Данный курс оказался очень востребованным у детей и родителей, в итоге было сформировано 5 студий мультипликаторов, которые посещают в общем 85 детей.

Так как перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего, свое дальнейшее выступление я бы хотела построить в контексте темы УУД формируемых на занятиях в представленной студии.

 Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у него универсальных учебных действий. У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:

• познавательные

• регулятивные

• коммуникативные

• личностные.

Занятия мультипликацией помогают учащимся увидеть привычное по-новому, приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки и умения, развить специальные и творческие способности. Программа этого курса позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном занятии различные школьные дисциплины: изобразительное искусство, музыку, окружающий мир, литературное чтение.

В состав познавательных учебных действий можно включить:

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например, при планировании собственной деятельности при разработке анимации, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерного моделирования.

На занятиях студии «Я – мультипликатор» обучающимися были освоены следующие компьютерные программы:

  • paint;
  • киностудия;
  • онлайн-редактор мультфильмов – Мультатор;
  • PowerPoint.

Дети научились выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат, работать с Интернет-ресурсами для поиска информации, преобразовывать информацию в различные формы, используя для этого все виды изученного ПО.

 Уже сейчас можно говорить о следующих достигнутых предметных результатах:

  • формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации;
  • освоение практических навыков работы;
  • умение сохранять информацию на ПК;
  • приобретение простейших технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов;
  • приобретение навыков работы с инструментами, позволяющими создавать и редактировать визуальный ряд.

В то же время, на занятиях студии создаётся среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка, предоставляет возможность каждому обучающемуся проявить себя вне школьной учебы, что эффективно для формирования личностных универсальных действий.

Личностные УУД формируются путем создания комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики. У детей формируется адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные УУД формируются при выборе темы и целей создания анимации, планирование работы: осознанный выбор ПО, распределение этапов работы и функций между участниками, а также при представлении и обсуждении готовых анимаций и мультфильмов.

Мультипликация – это групповой творческий процесс и это даёт детям опыт взаимодействия в коллективе. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Таким образом происходит процесс формирования коммуникативных УУД.

На занятиях по внеурочной деятельности мы даём возможность нашим детям радоваться собственному творческому продукту, видеть результат коллективного труда, совершенствоваться в своём интеллектуальном развитии, а это - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата.

Можно было бы сказать, что этот вид деятельности довольно труден в изучении обучающимися на данном этапе, ведь большинство изучаемых программ и принципов работы в урочной деятельности изучается на более старших ступенях или совсем не входит в курс школьной программы, но результаты занятий говорят сами за себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общеинтеллектуальное «Я – мультипликатор. Компьютерные презентации» Все дети обожают мультфильмы! А еще дети любят рисовать и конструировать. Мы дадим детям возможность самим создавать мультфильмы с помощью программы Power Point , а также в видео редакторе Movie Maker с использованием разных видов анимации. Руководитель : учитель информатики и ИКТ I категории Ринк Т.Е.

Слайд 2

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Студии « Я – мультипликатор. Компьютерные презентации »

Слайд 3

Виды УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные

Слайд 4

Познавательные освоены следующие компьютерные программы: paint; киностудия ; онлайн-редактор мультфильмов – Мультатор ; PowerPoint .



Предварительный просмотр:

Ринк Т.Е.

Методика обобщения и распространения педагогического опыта.

Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе

Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса».

Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование  учебно-воспитательного процесса.

Критерием эффективности научно-методической работы является готовность  и способность каждого педагога к инновационной деятельности.

Квалифицированный педагог отличается:

1.высокой профессиональной компетентностью;

2.самостоятельностью суждений;

3.умением прогнозировать (ставить цель);

4. умением проектировать (определять приоритетные задачи);

5. умением программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);

6. умением  планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);

7. анализировать (соотносить продукт деятельности с результатом);

8. оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера  для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у  данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь  такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит  изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к  тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).

После четкого определения темы выбирают объект изучения. Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива  учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное  заведение в целом).

Необходимо определить состав рабочей группы по изучению передового      педагогического опыта, желательно, чтобы в состав группы входил и педагог  – носитель опыта.

Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического  опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его,  провести практическую проверку полученных результатов.

Задача описания передового опыта – показать, чем именно он  полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

Выявленный и обобщенный опыт разумно анализировать коллективно,  гласно, с участием компетентных специалистов.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

  • открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
  • научно-методическая и научно-практическая конференции;
  • педагогическая выставка;
  • педагогические чтения;
  • диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические экскурсии;
  • семинарские занятия по проблемам педагогики;
  • практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
  • педагогические консультации;
  • творческий отчет;
  • самообразование

Формы обобщения:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;

- доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;

 отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);

- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);

- обобщение - описание с методическими выводами.

Методы пропаганды:

- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);

- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);

- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Проблемы распространения опыта

  • Значительная часть полезного интеллектуального ресурса,  имеет форму так называемого «неявного» знания (know-how),  является  самобытным, неотъемлемым продуктом личности педагога. Поэтому существенное число продуктивных идей и способов решения проблем в силу своей специфики плохо поддаются описанию и обобщению.
  • Учителя и  школы - обладатели ценного опыта плохо  приспособлены  к тому, чтобы использовать его в своих интересах. Они не могут надлежащим образом «упаковать» этот опыт, обобщить, выстроить процедуру его  отчуждения», облегчить его адаптацию в ином организационном контексте.
  • В традиционной системе повышения квалификации при «систематизации и обобщении опыта» часто утрачивается его контекст: условия конкретного учреждения, уклад, организационная культура, ценности педагогов и др.
  • Наиболее легко поддаются распространению незначительные преобразования отдельных элементов образования, опыт учителей.

14. Формы внедрения передового педагогического опыта

1. Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

- открытый урок ( показ приемов и методов работы);

- семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

- творческий отчет (показ результатов работы);

- конференции, выставки (показ системы работы);

- написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).

2. Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

- педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

- школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);

- методический плакат (анализ результатов работы);

- рукописи, магнитные записи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).

3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):

- публикации, статьи, сборники, монографии и др.

Конечной целью распространения положительного опыта является внедрение его в практику. Живая диалектика учебно-воспитательного процесса делает эту проблему далеко не простой. Чтобы внедрить тот или иной ценный педагогический опыт в практику, необходимо, как уже было сказано выше, прежде всего донести его до учителя в такой форме, при которой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях. Но самое главное – необходимо пробудить встречный интерес учителей к новому опыту, вызвать у них желание и творческую готовность овладевать этим опытом. Здесь недопустимы администрирование и давление. Руководителям и методистам разного уровня следует искать и применять различные способы стимулирования педагогов к изучению и внедрению положительного педагогического опыта. Весь смысл внедрения опыта заключается в том, чтобы сам учитель увлекся им, вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным педагогическим опытом



Предварительный просмотр:

Ринк Т.Е.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современного образования применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность учащихся.

Термин «компетенция» имеет, как известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Профессиональная компетенция будущих специалистов – это способность реализовать в профессиональной деятельности знания, умения и обобщенные способы выполнения действий. По мнению Э.Ф.Зеера, компетенция обнаруживается и проявляется в конкретных ситуациях, определенных обстоятельствах и представляет интеграцию знания, умения, опыта в социально-профессиональной ситуации

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции учащихся, как:

- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

- планирование действий и времени;

- оценка результатов своей деятельности и т.д.

Очевидно, что перечисленные умения учащихся должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий.

Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у учащихся, а именно:

- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение компетентностного подхода, мной избрана модульная технология, где деятельность учащихся организуется самостоятельно. Привлекательность модернизированной блочно-модульной технологии заключается в том, что она ориентирована на развитие учебной и познавательной деятельности, повышение мотивации к учению, повышение уровня самозанятости на уроке, реализуется также индивидуальный подход к обучению и здоровьесбережение. Блочно-модульная технология позволяет создать относительно унифицированную модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция» (с использованием презентации), «Обучение решению задач», «Самостоятельное решение задач», «Составление интеллект-карты» и «итоговый контроль».

На различных этапах занятия, учащиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики составляют и дополняют «Интеллект карту» в тетрадях. В помощь учащимся для самостоятельного изучения учебных элементов разработаны презентации, которые помогают каждому из них правильно распределить время работы на уроке, выбрать свой индивидуальный темп, изучать и конспектировать содержание учебного элемента в системе.

На уроке, посвященном обучению решения задач, ученики не копируют готовые решения, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предлагаются многоуровневые задания, выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Деятельность учащихся осуществляется в группах по 2 человека. Учащимся позволяется во время работы консультироваться у более сильных и консультировать самим тех, кто пока слабее их разобрался в данном вопросе. В ходе самостоятельного выполнения заданий, проблемных задач на профессиональном уровне формируется профессиональная компетентность. Учащиеся соблюдают соответствующие нормы, требования, предписания и оценивают результаты своей деятельности. У них развивается логическое мышление. Изучая учебный элемент в парах, учащиеся ведут общение, сотрудничество и согласованные действия. При решении производственных ситуаций и подготовке ответов на контрольные вопросы ведут профессиональные дискуссии, достигают взаимопонимания. Так развиваются социальная и коммуникативная компетенции.

Задание на составление «интеллект-карты» позволяет еще раз повторить,  обработать и обобщить теоретический материал. Выбрать основополагающие понятия.

Итоговый контроль проводится с помощью тестирования или контрольных заданий.

Используя данный метод, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у учащегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что профессиональные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия профессиональные компетенции в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для Российского образования, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение ментальных карт на уроках информатики в рамках реализации ФГОС МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада» Учитель информатики Ринк Татьяна Евгеньевна

Слайд 2

Ментальные карты ещё называются: картами ума, интеллект-картами, мыслительными картами, картами структурирования информации.

Слайд 3

Авторство разработки Ментальные карты ( Mind maps ) - это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Слайд 4

Ментальные карты – способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам.

Слайд 5

Правила составления интеллект- карт Центральный образ (понятие) рисуется в центре листа От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

Слайд 6

От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты. Везде , где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Слайд 7

Методика использования карт-схем Использование готовой карты для объяснения нового материала, что придаёт наглядность изложению. Карты - схемы можно использовать для самостоятельного обучения учащихся.

Слайд 8

Организованная таким образом деятельность позволяет: Систематизировать материал. Спрогнозировать конкретные результаты, на которые должны выйти учащиеся по окончании темы. Способствует развитию творческого мышления школьников. Знания усваиваются быстрее и на более длительный срок, так как они приобретаются по разным каналам восприятия (зрительные, слуховые).

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение современного мультимедийного оборудования в кабинете информатики

Слайд 2

Использование мультимедийного оборудования в процессе обучения обусловлено: исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся; широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.

Слайд 3

Интерактивная доска Интерактивная система Mimio Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Слайд 4

Повышается уровень мотивации обучающихся; структурируется деятельность на уроке; созданные уроки с использованием интерактивной доски становятся интерактивными и интересными.

Слайд 5

Это устройство которое совмещает в себе ряд важных функций, в частности, увеличение (приближение) мелких объектов для их изучения, фиксация в цифровом виде (фото и видео) различных этапов изучения или стадий явлений и процессов, демонстрация на большом экране мелких объектов, происходящих в реальном времени процессов и действий с объектами, изучение в реальном времени явлений и постановка учебных экспериментов. Документ-камера.

Слайд 7

Интерактивный кульман Предназначен для автоматизации процесса проектирования. Кульман основан на электромагнитной технологии, которая обеспечивает высочайшую точность ввода данных (0.25 мм ). Для удобства пользователя станция имеет изменяемый угол наклона активной поверхности, поэтому каждый сможет подобрать для себя удобное положение. Станция автоматизированного проектирования, цифрового моделирования и графического дизайна

Слайд 9

Интерактивное мультимедийное оборудование делает занятия интересными и развивает мотивацию. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков . Позволяет использовать различные стили обучения.