Главные вкладки
Донгак Артем Анай-оолович
Использование игровых форм при анализе стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые интересные. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Применение игровой формы на уроках русской литературы в 6 классе не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Оно рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного урока из всего учебного процесса. В то же время игра на уроках русской литературы в национальных классах повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информаций, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Применение игровой формы на уроке русской литературы по теме «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» улучшает отношения между участниками, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тему, и личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов к конкретному делу и проверить свои способности. Применение игровой формы изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снижает страх перед неизвестностью. Оно одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и игровом.
Чтобы достичь ряд важнейших образовательных целей во время урока можно привести такие игры:
В качестве первой игры покажем «Литературное лото». Цель этой игры: каждая группа получит карточки, на которых написаны трехстишья и четверостишья из стихотворения «Бородино». Дети должны в течение определенного времени собрать стихотворение, т.е в правильном порядке собрать все произведение.
1 группа:
Мы долго отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
-Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?...
Таким образом, можно работать с целым стихотворением. В результате игры дети покажут свои знания по целому произведению.
Вторая игра, которую можно использовать, это шарады (шарада – это одна из форм загадки, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов). Использование шарад, приводит к развитию критического мышления и навыков, к развитию принятия решений, к развитию обобщения информации, к развитию готовности к специальной работе. На листочках заранее напечатаны тексты шарад, раздать каждому ребенку. На это отводится тоже определенное время, в итоге игры дети дают точные ответы.
1. Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим посреди,
А предлог вот – позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о)
2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом
Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)
3. Возьмём предлог, местоимение,
Меж ними – место для сражения.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он) и т.д.
При использовании игровых форм на уроках русской литературы решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирования аккуратности и умения доводить начатое дело до конца, умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других участников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей, приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
С помощью игры можно снять психологическое утомление учащихся, игровую форму можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках.
Я, как учитель русского языка и литературы, оцениваю эффективность игровой формы на уроках в усвоении учебного материала таким образом. Если при лекционной подаче материала на уроках русской литературы в национальных классах усваивается не более 20% информации, то игровой форме – до 90%. Поэтому мы настаиваем на применении игровых форм на уроках русской литературы.
Использованная литература:
1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград., 2007.
2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Волгоград., 2009.
3. Занимательные материалы по литературе. 5 класс. Волгоград, 2005.
4. Учебник-хрестоматия для 6 класса национальных школ. С.-Пб.,2002.
5. Г.Ю.Кзенцова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.М.,2008.
6. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.М.,2006.