Вводное занятие «Структура, цели и задачи курса»
Курс, объёмом 9 часов, по теме «Если бы молодость знала…» адресован учащимся 9 класса.
Цель: создание ориентационной основы для осознанного выбора названного профиля обучения.
Курс предусматривает знакомство учащихся с основами геронтологии, науки, занимающейся изучением старения живых организмов, в том числе и человека. Тема актуальна, так как затрагивает многие аспекты проблемы старения населения мира и страны, в частности (медицинские, социальные, гуманистические и др.)
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
Особенностью курса является его междисциплинарный характер, что побуждает к интеграции знаний и подчёркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности.
В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, эколог, социальный работник, картограф, педагог, литературовед, экскурсовод.
План курса.
п/п № | Наименование темы |
1 | Вводное занятие. Структура, цели и задачи курса. |
2 | Геронтология – наука о старении. |
3
| Внешние проявления старения. Практическая работа №1 «Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека». |
4 | Темпы старения и биологический возраст. |
5 | Продолжительность жизни человека.
|
6 | Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.
|
7-8
| Проектная деятельность по теме «Геронтология».
|
9
| Представление и защита проектов «Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия» |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Структура, цели и задачи курса.
2. Лекция. Геронтология – наука о старении. Краткий исторический очерк. Исследования и открытия Мечникова И.И. Общее понятие о старости и старении. Периодизация периода старения
3. Лекция. Внешние проявления старения.Общая характеристика процесса старения. Внешние признаки старения. Старение органов движения.
Практическая работа №1«Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека»
4. Темпы старения и биологический возраст.
Возрастная норма и «норма старения». Биологический возраст в периоде старения и методы его оценки. Преждевременное старение.
Сообщения учащихся на тему «Старение и нервная система», «Старение и эндокринная система», «Старение и иммунная система», «Старение пищеварительной», «Старение дыхательной и выделительной систем», «Органы чувств в старости», «Старение как психологическая проблема», о прогерии и других заболеваниях, при которых проявляются признаки
5. Продолжительность жизни человека.
Продолжительность жизни человека – комплексная биомедицинская проблема.
6. Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.
Демографическое старение – тенденция XXI века. Социально-экономические и медико-психологические аспекты демографического старения.(1ч)
7-8. Проектная деятельность по теме «Геронтология». Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта, разработка проекта, подготовка к представлению и защите. (2ч)
9. Представление и защита проектов «Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия».(1ч)
Примерные темы проектов
- Отношение человека к старости и отражение в человеческой культуре.
- Инфекционные болезни и проблема долголетия.
- География и рекорды долгожительства.
- Гипотезы старения.
- Старики и общество.
- Пора болезней и возраст совершенства.
- В поисках средств побеждающих время.
Проект «Отношение человека к старости и его отражение в человеческой культуре».
Цель: выяснить отношение человека к старости в разные времена на основании знакомства с памятниками культуры.
Этапы разработки проекта.
- Согласование схемы разработки проекта. Выбор источника информации: сказки, пословицы, поговорки, легенды, песни, историческая литература, экспозиции художественных музеев, картинных галерей. Поиск информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
- Формирование культуры отношений к старым людям в процессе развития науки и культуры. Бережное и равнодушное отношение человека к старикам в современных условиях. Собеседование, обмен информации, демонстрация мнений, аргументации выводов за круглым столом (1 ч).
- Оформление и представление результатов исследования в форме фотовыставок памятников культуры, посвященных старикам и старости с письменными и устными комментариями, создание компьютерной презентации к сообщению по названной теме, проекта учебной таблицы, диафильма, другого учебного пособия (1 ч).
Защита проекта (1 ч).
Проект «Инфекционные болезни и проблема долголетия».
Цель: Ознакомиться с влиянием инфекционных заболеваний на продолжительность жизни.
Этапы разработки проекта.
- Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
- Группировка причин, влияющих на продолжительность жизни по разным основаниям: инфекционные заболевания – основная угроза для жизни в развивающихся странах. Пандемия СПИДа. Вирусные гепатиты. Факторы, препятствующие искоренению инфекционных болезней. Приоритетные направления по сокращению инфекционных заболеваний (полное искоренение таких инфекций, как полиемелит, дракункулёз, проказа; «энергетическая» атака на туберкулёз и малярии; осуществление контроля за вспышками инфекций, которые ранее не были известны (например, СПИД)). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
- Предъявление результатов исследования. Защита проекта с демонстрацией фото – отчётов, презентации (1 ч).
Проект «География и рекорды долгожительства».
Цель: Определение центров долгожительства и ознакомление с результатами медико-антропологических исследований долгожителей.
Этапы разработки проекта.
1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2ч).
2. Долголетие – социально – биологическое явление. Высший уровень долголетия – долгожительство. Примеры долгожительства. Основные центры долгожительства в мире и на территории бывшего СССР. Знакомство с картой «Уровень долголетия населения в крупных экономических районах СССР в 1970 году». Долгожительство и этнос. Результаты медико-антропологических исследований долгожителей. Основные причины и факторы долголетия (генетические, экологические, личностно-социально-психологические, трудовые, традиции питания и др.) Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
3. Защита проекта. Предъявление результатов исследований с устными или письменными комментариями (1 ч).
Проект «Гипотезы старения».
Цель: Ознакомиться с различными гипотезами старения.
Этапы разработки проекта.
- Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
- Знакомство с разными гипотезами старения (гипотеза износа, молекулярно – генетическая гипотеза, гено-регуляторная, гипотеза ошибок и др.). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
- Защита проекта (1 ч).
Проект «Старики и общество».
Цель: Выяснить причины демографического старения. Ознакомиться с социально – экономическими и медико-психологическими аспектами старения.
Этапы разработки проекта.
1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2 ч).
2.Демографическое старение. История и причины. «Демографически старые, зрелые, молодые» страны. Знакомство с картами, схемами, таблицами.
Положение пожилого человека в обществе. Проведение социологического опроса, интервьюирование разных категорий граждан и др. Здоровье и адаптация в старости. Старость – важнейшая психологическая проблема. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
3. Защита проекта (1 ч).
Проект «Пора болезней и возраст совершенства».
Цель: Выяснить возможность сохранения активной жизни в старости.
Этапы разработки проекта.
- Согласование схемы разработки проекта, источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
- Философские высказывания великих людей о радостях старости. Примеры активного долголетия в истории человечества. Написание эссе. Совместное обсуждение, обмен информацией. Выводы (2 ч).
3. Защита проекта. Предъявление результатов исследований, сопровождаемое демонстрацией схем, таблиц, рисунков, фотографий, компьютерной презентации по названной теме (1 ч).
Проект «В поисках средств побеждающих время».
Цель: разработка рекомендаций, способствующих сохранению здоровья и активного долголетия.
Этапы разработки проекта.
1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации. Экскурсия на кафедру геронтологии СГМУ, анатомический музей. Встреча со специалистами данной области (2 ч).
2. Широкий спектр мер профилактики преждевременного старения. Факторы, ускоряющие процесс старения (нерациональный образ жизни, вредные привычки, стрессы). Трудовой фактор, двигательная активность, питание и другие важнейшие факторы. Разработка рекомендаций. Видеофильм, беседа со специалистом (2 ч).
3. Оформление результатов исследования в виде письменного отчёта, электронной версии презентации, таблиц, фотографий. Защита проекта (1 ч).
Литература
1. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987
2. Величковский Б.Т, Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда, М.:»Новая школа», 1997
3. Гигиена окружающей среды /Под ред.Г.И. Сидоренко. - М.: Медицина, 1985
4. Загрядский В.П., Суммо-Сасуйло З.К. Физические нагрузки современного человека.
5. Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. - М.: Медицина, 1986
6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1983
7. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. - М.: Мир, 1982
8. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Советская Россия, 1986
9. Лисицын Ю.П., Сахио А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1989
10. Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983
11. НТР, здоровье, здравоохранение /Под ред. А.Ф.Серенко, О.А. Александровой. - М.: Медицина, 1984
12. Обухова Л.Е. Человек и научно-технический прогресс: Антропоэкологический аспект. - М.: Наука, 1977
13. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. - 2-ое издание. - М.: Агропромиздат, 1987
14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988
15. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: Пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф, 2003
16. Цафрис Г.П. Действие природных факторов на человека. - М.: Наука, 1982
18. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии М.: Владос, 1999
19. Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Человек, 2003
20. Янес Х.Я. Приемные часы для здоровых. - М.: Медицина, 1987.
21. Интернет ресурсы.