ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ ПО ПРОГРАММЕ "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ"
На этой странице можно посмотреть терминологические словари по РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ, СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ, СКУЛЬПТУРЕ, а также для обучающихся 1-2 уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарь по Композиции, рисунку | 46 КБ |
Словарь по Живописи | 38 КБ |
Словарь для 1-2 уровня обучения в изостудии | 32 КБ |
Словарь по Скульптуре | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПО ПРЕДМЕТАМ РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЯ
все года обучения
АБРИС – предельно обобщённое, как правило, контурное, лаконичное изображение, общий вид, предварительный набросок.
АБСТРАГИРОВАНИЕ – один из основных способов мышления. Его результат – образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций).
АНСАМБЛЬ – взаимосвязь, взаимная согласованность, гармоническое единство частей, каждая из которых представляет собой законченное целое. Понятие ансамбль близко к понятию композиция, однако, оно имеет более широкий смысл, так как может объединить несколько отдельных композиций.
АВТОПОРТРЕТ – портрет художника, выполненный им самим. Особая разновидность портретного жанра. В автопортрете художник даёт оценку собственной личности, выражает своё самосознание, своё отношение к жизни.
Лучшие автопортреты советских художников (С.Т.Коненкова, М.С.Сарьяна, П.П.Кончаловского) выражает единство личного и общенародного, раскрывают связь художника со своим временем, ого общественную позицию человека и творца.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР – жанровая разновидность изобразительного искусства. В произведениях анималистического жанра изображаются животные. Художник – анималист передаёт внешний облик животного, его повадки, среду обитания.
АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) – искусство строить здания, сооружения и их комплексы, неразрывно решая практические и идейно-художественные задачи. В архитектурных сооружениях должны гармонически сочетаться целесообразность и красота.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК - сооружение прошлых эпох, признанное художественно-ценным, достойным сохранения для последующих поколений. К архитектурным памятникам чаще всего относятся различные здания, сооруженные в предшествующие периоды истории, храмы, монастыри, а также усыпальницы, дворцы, триумфальные памятники, некоторые частные дома и др. сооружения.
БЫТОВОЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека.
ГАРМОНИЯ (связь, стройность, созвучие, соразмерность) – стройная согласованность частей единого целого. В архитектуре и в изобразительных искусствах гармония - согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ – разновидность портретной живописи, изображение двух (парный портрет) или нескольких персонажей, например: некоторые групповые портреты, выполненные голландскими мастерами XVII века. На этих портретах изображены члены ремесленных цехов, купеческих гильдий. Лучшие образцы группового портрета мы находим у великих голландских художников XVII века Франса Хальса и Рембрандта. Герои этих произведений всегда объединены живым внутренним взаимодействием, общностью переживаний. Характерный пример группового портрета в советском искусстве – «Портрет художников Кукрыниксы» (1957) работы П.Д.Корина.
ДЕКОР (украшение) – система художественного оформления жилых помещений и парадных зал, украшения различных предметов обихода.
ДЕКОПРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные предметы быта: мебель, посуда, ковры, декоративная ткань, кружева, вышивки, ювелирные изделия и многое другое. Обязательным признаком, свидетельствующим о принадлежности предмета к произведениям декоративно-прикладного искусства, является неразрывная связь художественно-образного содержания с утилитарной функцией вещи.
ИНТЕРЬЕР (внутренняя часть) – в архитектуре внутреннее пространство здания (зал, комната и т. п.). Кроме того, интерьер – особый жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению внутренних архитектурных пространств: комнат, залов и т. п. Как правило, человеческой фигуре в интерьере отводится подчинённая роль. Интерьер нередко играет большую роль в картинах на бытовые и исторические сюжеты.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО – один из основных компонентов техники и технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приёмами их обработки. К изобразительным средствам относятся: точка, линия, штрих, пятно, плоскость, объём, форма, пропорции, свет, цвет, пространство.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ (установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Инсталляция – форма искусства, широко распространённая в ХХ веке.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР – один из жанров изобразительного искусства, посвящающийся изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном, обращается к историческому прошлому,, но может показать и недавнее событие, если историческое значение их признано современниками.
КЛАССИКА (образцовый) – в истории искусства эпоха высшего подъёма античного искусства в V-IV в.в. до н.э. Классическое искусство – искусство древней Греции и Древнего Рима, времени их расцвета, а также искусства европейского Ренессанса и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции.
КОЛЛАЖ (приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, заключающееся в создании живописных или графических изображений путём наклеивания на какую-нибудь основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, верёвка, кожа, кружево, дерево, бусы, кора, фольга, металл и др.).
КОМПОЗИЦИЯ (составление сочинения) – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются, во многом благодаря чёткому композиционному построению.
КОНТРАПОСТ (противоположность) – в изобразительном искусстве приём контрастного расположения симметричных или противостоящих частей человеческого тела (рук, ног, верхней и нижней половины тела). Так, В.И.Мухина при помощи контрапоста сумела придать фигурам девушек, входящим в скульптурную группу «Хлеб», особую непринуждённость и изящество.
КОНТУР (очертания) – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. В пространственном смысле контур – это видимая поверхность края объёмной формы.
МОТИВ – в изобразительном искусстве – единичное явление (чаще всего, картины природы), служащие предметом изображения. Термин «мотив» относится как к самой натуре, так и к её изображению художником.
НАБРОСОК – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом. В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения.
НАТЮРМОРТ (мёртвая природа, натура) – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди, цветов, различных атрибутов искусства и др. Специфика натюрморта определяет повышенное внимание художника к структуре и деталям изображаемых предметов, к передаче поверхности предметов, их взаимного расположения в пространстве.
ОРНАМЕНТ (украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов; геометрический, растительный, зооморфный и атропоморфный.
ОБРАЗ (художественный) – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно конкретным, наглядным выражением идеи.
ПЕРСПЕКТИВА – в изобразительных искусствах способ изображения объёмных тел на плоскости.
ПЕЙЗАЖ – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, виды местности, ландшафты. Пейзажем называют также произведения этого жанра.
ПЛЕНЭР (открытый воздух) – в живописи термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и воздуха.
ПОЛИПТИХ (многократно сложенный) – произведение, состоящее из нескольких частей, исполненных на отдельных досках или полотнах и связанных общим назначением или темой, а также цветовым и композиционным решением.
ПОРТРЕТ (изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
ПРОПОРЦИИ (соразмерность) – в изобразительном искусстве и в архитектуре соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определённое соотношение с целым.
ПРОФИЛЬ – в широком смысле: вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.
РАКУРС – перспективное сокращение живых и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т.д.), а также самим положением натуры в пространстве.
РЕПРОДУКЦИЯ (воспроизведение) – в применении к изобразительному искусству массовое воспроизведение художественного оригинала фотографическим или полиграфическим способом, преимущественно в уменьшенном масштабе.
РЕФЛЕКС (отражение) – отражение цвета и света, падающего на предмет или какую-либо его часть (преимущественно затенённую), от соседних с ним освещённых предметов, от неба и пр. Термин «рефлекс» применяется как к самой натуре, так и её изображению.
РИТМ – одна из особенностей композиционного построения. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т.д.)
СИММЕТРИЯ (соразмерность) – одна из форм построения гармонически уравновешенной композиции. Особое значение симметрия приобретает в архитектуре и в искусстве орнамента. Нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
СТИЛИЗАЦИЯ (стиль) – имитация внешних формальных особенностей художественных стилей или художественных приёмов прошлых эпох.
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО – термин, которым обозначают произведение живописи, скульптуры и графики, имеющее самостоятельное значение.
СЮЖЕТ (предмет) – в изобразительном искусстве определённое, конкретное художественное воплощение явления или события, в котором проявляются характеры действующих лиц, их взаимоотношения и противоречия. В этом значении термин «сюжет» применяется, в основном, к произведениям исторического и бытового жанра.
СЮРРЕАЛИЗМ (сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XXв., сложившееся в 1920 –х г.г. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша на бумаге).
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (творчество)- процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до нго воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ.
ТЕМА (то, что положено в основу) – основной круг жизненных явлений, которые отражены автором в его произведениях; тему не следует смешивать с сюжетом, в котором она конкретизируется. Тема имеется у каждого художественного произведения, будь то памятник архитектуры, статуя или живописная картина.
Предварительный просмотр:
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
по предмету живопись
все года обучения
АКВАРЕЛЬ (вода) – краски на растительном клее, который разводится водой, а также работы, сделанные такими красками.
АЛЛА ПРИМА (сразу , с первого раза) – способ живописного произведения сразу, за один приём или сеанс. В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства.
АКЦЕНТ (ударение) – в изобразительном искусстве приём подчёркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, деталей изображения, на какую нужно обратить особое внимание зрителя.
БЛИК (взгляд) – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещённой, главным образом, глянцевой или блестящей поверхности. Обычно это пятно по своей яркости чрезвычайно резко отличается от общего тона предмета.
ГАММА ЦВЕТОВАЯ – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие его живописное решение (напрмер, картина написана в холодной гамме и т.д.)
ГРИЗАЙЛЬ (серый) – однотоновая, монохромная живопись. Техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно чёрной или коричневой) ; изображения создаются на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).
ГУАШЬ (водяной) – непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой. Произведение искусства, выполненное такими красками, тоже носит название гуашь. Гуашевая краска изготавливается из пигментов (красителей) клея с добавлением белил.
ЖИВОПИСЬ (живо писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и правдоподобно отражающих действительность.
ЖИВОПИСНАЯ ОСНОВА – материал, на котором выполняется живопись. Станковые произведения чаще всего пишутся на полотне (льняной холст), на картоне, реже – на бумаге (главным образом, акварель).
ЖУХЛОСТЬ – в живописи – изменение в красочном слое, вследствие которых часть поверхности картины или этюда делается матовой. Теряет блеск и звучание красок. Жухлость возникает от недостатка в краске связующего вещества – масла, впитывающегося в грунт, или от чрезмерного разведения красок растворителем, а также от нанесения красок на не вполне просохший красочный слой.
ЗАКОНЧЕННОСТЬ – такая стадия в работе над произведением, когда достигнуто наибольшая полнота воплощения творческого замысла или, в более узком смысле, когда выполнена определённая изобразительная задача.
ИДЕЯ (понятие, представление) – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.
ИМПРЕССИОНИЗМ (впечатление) – художественный стиль в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХ в. в., оказавший огромное влияние на всё последующее искусство. Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивое состояние природы живописными средствами.
КАРТИНА – станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершённым произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Картина воплощает глубину замысла и образного содержания.
КИСТЬ – инструмент художника, главным образом, живописца., представляющий собой ручку с ворсом на конце. Кисти для живописи обыкновенно изготавливают из волоса: щетинные (из белой свиной щетины), колонковые (из волоса красной куницы – колонка), беличьи, хорьковые и др.
КОЛОРИТ – (цвет) – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определённому художественному образу. Колорит в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков.
КОНТРАСТ (резкое различие, противоположность) – в изобразительном искусстве широко распространённый художественный приём, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст.
КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ – живопись, выполненная плотными, густыми мазками: её красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.
КРАСКИ – в технологии изобразительного искусства специально приготовленные жидкие, тестообразные или твёрдые вещества, обладающие окрашивающей способностью и достаточной устойчивостью к внешним воздействиям.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (местный) – 1. Цвет, характерный для окраски данного предмета. Локальный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т.д.; 2. Цвет в живописи, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.
МАЗОК – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне и т.д.) Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.
МОДЕЛИРОВКА (лепить) – в художественной практике: передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная цветовая сторона неразрывно связана между собой.
МОДЕЛЬ (объект, предмет изображения) – большей частью живая натура, главным образом, человек.
МОНОХРОМНЫЙ – одноцветный (см. Гризайль). Выполненный оттенками одного цвета. Монохромным может быть произведение графики и живописи.
МОНОХРОМИЯ (один цвет) – одноцветность.
МОНОТИПИЯ (один отпечаток) – вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипия заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.)
НЮАНС – очень тонкий оттенок цвета или очень лёгкий переход от света к тени.
ОТНОШЕНИЯ – взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например: отношения цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (в рисунке), пространственные отношения и отношения, передаваемые в произведениях искусства, определяются методом сравнения. Тональные и пространственные отношения, могут быть контрастными, резкими или лёгкими, нюансными.
ОТТЕНОК – 1. Изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2. Небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону. Н-р: красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари – более тёплый оттенок; 3. Различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к тёплому и наоборот.
ПАЛИТРА – 1. Доска, чаще всего деревянная, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2. Характер цветовых сочетаний, типичный для данной картины, для данного произведения или художественной школы. Говорят: богатая палитра, блёклая палитра, однообразная палитра.
ПАСТОЗНОСТЬ (тестообразность) – приём живописного письма, когда краска наносится густыми, рельефными мазками.
ПЛАНЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – 1. При наблюдении натуры условно разделённые участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя.; Части картины, различные по степени удалённости в глубину изображаемого в ней пространства.
ПЛАСТИКА (ваяние) – 1. Искусство лепки формы в рисунке. Живописи, скульптуре; 2. Выразительность живописных приёмов, артистичность, свобода и лёгкость в работе кистью в живописи; 3. Выразительность формы в живописных произведениях.
ПЛАСТИЧНОСТЬ – в произведениях разных видов искусства: особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатства цветовых и тональных переходов, а также гармоническая связь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.
ПОЛУТЕНЬ – один из элементов светотени (см.) . Полутень, как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
ПОЛУТОН – тон переходный между двумя соседними, малоконтрастными тонами в освещённой части предмет. Использование полутона способствует большей тонкости моделировки форм, большей мягкости перехода тона в тон.
ПУАТИЛИЗМ (писать точками) – художественный приём в живописи: письмо раздельными чёткими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников ), наносимые на холст чистые краски в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре.
СВЕТ – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства, термин служит для обозначения наиболее освещённых частей поверхности.
СВЕТОСИЛА – степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам.
СВЕТОТЕНЬ градации светлого и тёмного, соотношение света и тени на форме.
СЕАНС – время, проводимое за каким-либо занятием, период непрерывной работы художника над одним произведением.
ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ. – см. Цвет.
ТОН – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведениях искусства.
Предварительный просмотр:
Словарь терминов.
(в порядке изучения по программе)
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА – красный, синий, жёлтый (несмешиваемые цвета).
СМЕШАННЫЕ ЦВЕТА – цвета, получаемый путём смешивания основных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – цвета, соседствующие друг с другом в цветовом круге.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – цвета чёрно-белой гаммы.
АППЛИКАЦИЯ – работа из цветной бумаги (вырезание, приклеивание).
КЛЯКСОГРАФИЯ – получение изображение произвольным расположением цветовых клякс с последующей доработкой.
РАЗВЕРТКА – точный чертёж на плоскости объёмной фигуры.
ЭСКИЗИРОВАНИЕ – предварительный рисунок.
РИТМ – определённая последовательность.
КОМПОЗИЦИЯ - сочинение или составление своего рисунка к произведению.
НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – изготовление каких-либо изделий народного искусства в определённой местности, приносящее доход производителям.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – рисунок или фотография в книге.
ПАЛЬЧИКОВАЯ КУКЛА – театральная кукла, управляемая рукой (голова надевается на указательный палец, большой и безыменный – в руки).
ДЕКОРАЦИЯ – искусственно сделанное на сцене изображение природы, домов, улиц для театрального спектакля.
АФИША – красочное объявление о театральном представлении.
НАТЮРМОРТ – изображение предметов.
ПЕЙЗАЖ – изображение природы.
ПОРТРЕТ – изображение человека.
АРХИТЕКТУРА – искусство градостроительства.
ГАРМОНИЯ – сочетание всех частей в целом.
Предварительный просмотр:
Словарь терминов
предмету Скульптура
все года обучения
Анималистический жанр – это скульптура, изображающая животного. В ней передаётся образ, характерные особенности внешнего вида. Движение, пластика. Грация, ловкость или стремительность.
Античное искусство – искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира. Культура которых развивалась под влиянием древнегреческой традиции.
Бюст – портретный жанр, отражающий характер человека. Отношение скульптора; посадкой головы передано движение. Характер. Это может быть только голова, маска.
Барельеф – фигуры выступают на одну треть, не более половины объёма.
Горельеф – изображения (фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего объёма и даже могут восприниматься почти как полнообъёмные, лишь соприкасающиеся с плоскостью.
Группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием. Одни композиции вызывают чувства покоя, другие – лёгкости, изящества, третьи – силы, мощи. В зависимости от движения, обработки материала, пропорций создаётся разный образ.
Скульптурные группы могут изображать конкретные бытовые сценки или обобщённые образы.
Станковая скульптура предназначена для украшения зданий, интерьера, часто можно увидеть фигуры, бюсты в нишах зданий.
Исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий.
В России в 18-19 веках создавались скульптурные портреты и памятники, посвящённые событиям Отечественной войны 1812 года.
Керамика (гончарное искусство, глина) – изделия из глины и их смесей, закреплённые обжигом.
Основные виды керамики обусловлены технологией её изготовления, составом массы: фарфор, фаянс, майолика, терракота и др.
Особенно популярна керамика в народном искусстве (Гжель, Скопин и др.)
Классика (образцовый) – античное искусство 5-4 вв. до н. э.
Классическое искусство – искусство Древней Греции и Древнего Рима.
Классицизм (образцовый) – художественный стиль европейского искусства 17-19 вв.
Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э. Фальконе, Ж. Гудон)
Лепка, пластика – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом – глиной, пластилином, воском. В процессе лепки пластике формы, выражающейся в мягкости, текучести, плавности переходов от одной её части к другой, придаётся большое значение.
Мелкая пластика, малая пластика – скульптура малых форм.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям; эти символы эпохи, прославляющие великих людей – поэтов, художников, композиторов, учёных, полководцев и др. монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся силуэт. Материалы твёрдые, на века: различные породы камня, мрамор, бронза, сталь и пр.
Монументально-декоративная парковая скульптура – это и фонтаны, и вазы, и разнообразные фигуры.
Рельеф (приподнимать) – один из видов скульптуры. Располагается на плоскости и рассчитан на фронтальное восприятие. Рельеф бывает высокий – горельеф, низкий – барельеф, контррельеф – углублённый рельеф. На рельефе можно наблюдать целые сцены, это как «скульптурные картины». На барельефе фигуры выступают на одну треть, но не более половины объёма.
Скульптура (вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.
Скульптура – это объёмное изображение, выполненное в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине, и пр.
Скульптура делится на два вида: круглая, рельеф. Скульптуру круглую можно рассмотреть со всех сторон, обойти её вокруг.
По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт.
Станковая скульптура – отличается соразмерностью человеку, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль.
Статуя – изображение отдельной фигуры во весь рост или полуфигуры.
Скульптура малой формы (или малых форм) – вид станковой скульптуры. Материал: воск, глина, фарфор, дерево, стекло и пр. предназначена для украшения помещений разного назначения. Она вызывает желание подержать её в руках, полюбоваться. Из всех видов скульптуры она ближе всего к человеку. Это отдельные образы человека, животных, жанровые сцены.