Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении
Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя диагностика и выявление семей,
находящихся в социально опасном положении
Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
Исследование семьи включает два основных процесса:
а)получение и сбор информации;
б)методы её обработки.
На начало учебного года все классные руководители школы составляют социальные паспорта класса, на основании которых обрабатывается вся информация и составляется социальный паспорт школы. По данным классного руководителя, социальный педагог школы приводит все сведения в систему, проводит консультации, собеседования с детьми, семьями, одноклассниками, учителями-предметниками, посещает уроки, на которых возникают проблемы; посещает семью на дому, составляет акт обследования материально-бытовых условий, ставит социальный диагноз.
Процесс выявления и учета несовершеннолетних из семей СОП в школе рассматривается как комплекс действий, по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Планируя свою работу по выявлению неблагополучных семей, социальный педагог руководствует основными направлениями деятельности школы по выявлению и учету несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, которые включают в себя:
- обследование материально-бытовых условий семьи;
- соблюдение прав ребенка в семье;
- эмоциональное благополучие – неблагополучие детей в семейной сфере;
- содержание и стиль общения родителей и детей;
- организация и содержание семейного досуга;
- отношение детей к семейной общности, к родителям;
- формы и методы наказания и поощрения детей в семье;
- проблемы – трудности родителей во взаимодействии с детьми;
- удовлетворенность родителей условиями обучения и воспитания ребенка в школе и т.д.
Всего в школе на учете состоит 9 семей, находящихся в СОП, в них проживает 10 детей.
-пьянство родителей: 9 семей, в них детей 10 детей (Новикова Светлана 3а, Тулбу Николай 1в, Прибыткова Полина 3б, Романов Илья 2в, Поляков Александр 8в, Мотков Сергей 6в, Торощины Дарья 4а и Мария 2б, Юсупходжиева Лола 6б,Аристов Артем 8б).
-аморальный образ жизни: - 0 семей, в них детей -0
- конфликт в семье: -0 семья, в них детей -0
- невнимание родителей к воспитанию детей: 1 семьи, в них 1 уч-ся (Поддуздов Кирилл).
Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются направления на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики сроки проведения конкретных мероприятий.
Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:
- составление перечня реальных проблем и их причин;
- определение цели воздействия (ожидаемого результата);
- определение участников воздействия ("узких" специалистов);
- определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
- определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
- составление плана работы с семьей.
Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение совместной деятельности с семьей, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения.
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении: беседа, метод поддержки, метод преодоления конфликта, метод социального патронажа, консультирование.