Материалы для коллег

Кучина Валентина Михайловна

Методические разработки, советы, рекомендации для моих коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2 им. С.И. Руденко г.п. Монино

Урок математики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Учитель математики высшей

Категории Кучина Валентина Михайловна

г.п. Монино, 2012 год

Пояснительная записка

Математика – один из самых сложных предметов школьной программы. Обучающимся приходиться напрягать мышление и много писать, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Без их применения на уроках математики не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока. Одним из обязательных условий организации урока являются физкультминутки. Физкультминутка – минута физических упражнений, направленных на снятие усталости. Усталости чего? Что устает у детей на том или ином этапе урока? На эти вопросы учитель должен ответить прежде, чем предложить детям проведение физкультминутки.

Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник, рассеивается внимание. Ребенок перестает думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается общая усталость. Это самый подходящий момент для небольшого отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Известны приемы гимнастики для глаз, мозга, мышц, позвоночника.

Свои уроки я стараюсь строить в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работы во избежание чрезмерной усталости детей. Тут важен подбор заданий по определенной теме, способствующих развитию операций памяти и одновременно отдыху обучающихся.

Одной из форм организации урока является игра. Почему игра? Потому, что уроки повторения и обобщения пройденного материала подчас становятся скучными для школьников. Особенно это касается учеников 5-6 классов, когда объем изученного материала относительно невелик. К тому же некоторые материалы отрабатываются из урока в урок. В конце изучения определенного тематического блока ученики ждут чего-то нового, новой формы применения полученных знаний. Тогда на помощь приходит игра. Связь с начальной школой еще не прервана, и мы играем.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важное слагаемое здоровьесберегающих технологий, что необходимо учитывать.

Цель таких уроков – закрепление вычислительных и логических навыков на материалах, которые могут помочь детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будут способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.

Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с обучающимися, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения уровня их обучения.

Урок математики с использованием

здоровьесберегающих технологий

Класс: 5 (пятый).

Тема: все действия с натуральными числами (урок-путешествие к острову Натуральных Чисел).

Цели:

1. Повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе.

2. Развивать умение пользоваться теоретическими знаниями на практике.

3. С помощью игровой формы повысить интерес обучающихся к предмету.

Оборудование: интерактивная доска, тесты заданий, музыкальное оформление.

Здоровьесберегающие технологии:

- аквариум настроения – положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд («Веселый урок радионяни»);

- медитация;

- гимнастика мозга;

- физкультминутка;

- гимнастика для глаз и шейного отдела позвоночника «Бинокль»;

- релаксация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Аквариум настроения – положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд (звучит музыка «Веселый урок радионяни»)

Здравствуй мой любимый класс!

Я так рада видеть вас.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовимся все слушать,

Я урок сейчас начну.

Медитация:

Ребята, прикрыли глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Желаю вам всем успеха на сегодняшнем уроке.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на кораблях к острову Натуральных Чисел.

Четыре корабля сейчас спустят на воду, каждая из четырех команд во главе со своим капитаном займет свои места на одном из кораблей: «Викинг», «Добрыня», «Поморы», «Китобой».

Капитаны кораблей представьтесь. (далее представляются капитаны кораблей и главнокомандующий флотилией).

Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – отдельные двойные листы бумаги).

Подпишите свои судовые журналы и поставьте дату отплытия. За каждое правильно выполненное задание на своем корабле вы рисуете звезду.

Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность кораблей.

III. Устранение неисправности кораблей.

На доске записано четыре примера для каждого корабля. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.

«Викинг»

«Добрыня»

«Поморы»

«Китобой»

5328:36=48

340-(23+37)+(49-41)=308

124-48:12+18х5=30

433х109=2797

Учитель: Итак, неисправности устранены, корабли к выходу в плавание готовы.

IV. Проверка готовности капитанов.

На море поднимается шторм. Чтобы проверить готовность капитанов к путешествию, нужно выполнить задание: вместо звездочек вставить нужную цифру.

«Викинг»

«Добрыня»

«Поморы»

«Китобой»

*5*

3*4

738

*48

2*1

58*

5*7

*0*

600

*54

2*6

60*

V. Физкультминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Делаем вперед наклоны –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

VI. Расчет времени, необходимого для путешествия.

Учитель: Итак, мы отплываем. Вычислим сколько времени продлится наше путешествие.

Загадайте любое трехзначное число из различных цифр, умножьте его на 24, то, что получилось, разделите на 12, частное разделите на задуманное число, результат умножьте на 4.

Ответ запишите в карточку и отдайте капитану.

Капитаны докладывают главнокомандующему флотилии.

- Главнокомандующий флотилией, разрешите доложить?!

- Разрешаю.

- До назначенной цели нам плыть 8 часов.

Итак, нам быть в пути 8 часов. Путешествие продолжается.

VII. Определение расстояния до острова.

Учитель: Экипажам предстоит рассчитать, сколько километров должна преодолеть флотилия.

Запланировано плыть 5 часов со скоростью 70 км/ч и 3 часа со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние нам нужно проплыть? (Члены экипажей решают задачу в бортовых журналах).

VIII. Опасность в море.

Учитель: Внимание! В море появились гигантские акулы, которые могут перевернуть корабль Необходимо срочно найти ошибку в примерах. (Примеры записаны на доске, все записывают в судовых журналах правильное решение. Главнокомандующий флотилией исправляет ошибки на доске). Зачеркивать не нужное!

7056х8=6048; 7056х8=57248; 9123:3=3014; 28944:12=4212

IX. Выполнение маневров повышенной сложности.

Учитель: Командам кораблей приготовиться к прохождению трудного участка пути, впереди подводные рифы. Чтобы благополучно их обойти, нужно решить круговые примеры:

«Викинг»

«Добрыня»

«Поморы»

«Китобой»

к) 15+20

б) 20-3

м) 140:7

а) 35х4

з) 51-36

у) 17х3

в) 46+38

к) 2+44

о) 84:7

с) 12х5

о) 36:18

т) 60-24

п) 18х4

у) 128-74

л) 8х16

б) 54:3

а) 72:8

а) 9х2

у) 12х5

а) 3х30

н) 2+10

а) 72:36

р) 60:15

г) 120-48

X. Гимнастика для глаз и шейного отдела позвоночника «Бинокль».

Учитель: Ребята, представьте, что нам необходимо отыскать удобное место для высадки на остров. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, при этом наклоняйте, поднимайте и поворачивайте голову.

XI. Высадка на остров.

Учитель: Итак, путешествие наше подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят наши корабли, а для этого нужно решить такую задачу.

Найдите закономерность в изображении парусников и добавьте еще один. (Ученики рисуют изображения в своих судовых журналах.

















































XII. Итоги путешествия.

Главнокомандующий флотилией: Путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Благодарю всех за службу. (У кого 5 или более звездочек, получают оценку «5». У кого 4 звездочки, получают оценку «4», а у кого звездочек меньше – не получают ничего).

Закройте судовые журналы.

Путешествие завершено.

XIII. Релаксация.

Учитель: Ребята, закройте глаза, расслабьтесь, ни о чем не думайте, посидите так одну минуту.

*             *

*      *      *

*

*

*             *

*      *      *

*      *      *

*



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2 им. С.И. Руденко г.п. Монино

Методическая разработка

экологической викторины

для обучающихся 6-7 классов

«Что вы знаете о птицах?»

Выполнила: учитель математики

высшей категории

Кучина Валентина Михайловна

г.п. Монино, 2012 год

Экологическая викторина

«Что вы знаете о птицах?»

Цели викторины:

1. Формирование широкого экологического мировоззрения школьников, развитие познавательных способностей.

2. Формирование у обучающихся целостного восприятия природы, осознания необходимости чуткого, бережного отношения ко всему живому на Земле.

Участники: команды 6-7 классов.

Рубрики викторины: «Оказывается», «Следопыт», «Законы птичьей статьи», «Наши соседи», «Рассказы коллекционера», «Вести с опушки».

I. Тур.

Вопросы 1 команде:

1. Знаете ли вы птиц, утративших способность летать? Назовите их. (страусы, пингвины, бескрылые гагарки, бескрылые казарки и др.)

2. Объясните значение слова «тотем». («Тотем» – это животное или растение, которых древние люди считали неприкосновенными, во всех частях земного шара жили племена, имевшие тотемами птиц. Из тотемизма возник культ животных, животные из прародителей превращались в божества).

3. О какой птице, представленной в фауне нашей страны 9 видами, в народе говорят: «Птичка невеличка, а лед ломает»? (о трясогузке)

4. Какую птицу в Индии считают священной? (павлина)

5. Назовите перелетных птиц, первыми покидающих наш край осенью. (ласточки)

Вопросы 2 команде:

1. По-вашему, как долго живут птицы? (чем крупнее птица, тем выше ее предельный возраст: совы, орлы, пеликаны доживали в неволе дол 50-60 лет, кур и голуби доживают до 30 лет)

2. Какова температура тела птиц? (от 38 до 45 градусов)

3. Какие из органов чувств лучше всего развиты у птиц? (лучше всего зрение и слух, хуже – вкус и обоняние)

4. Каких птиц в Индии называют «солнечными»? (древние индийцы чтили петухов, как дозорных, охраняющих людей и называли их «солнечными птицами»)

5. Как называется самая многочисленная группа птиц, населяющих территорию Коми? (воробьиные, эта группа птиц насчитывает более 80 видов)

II. Тур.

Блиц вопросы для 2 команды:

1. Что коллекционировал в детстве писатель Николай Сладков, с рассказами которого вы знакомы? (перья птиц)

2. Пухом какой птицы утепляли костюмы полярников и альпинистов? (пухом гаги – гагачий пух)

3. Индейцы американских Великих озер называют эту птицу вещей, посланницей богов, а в их языке имя этой птицы означает «сильный», «гордый». Что это за птица? (гагара)

4. Какая птица взлетает с воды, словно небольшой гидросамолет после длинного разбега? (кайра)

5. Каков, по-вашему, вес самой маленькой птицы, зимующей в наших краях, желторотого королька? (5-6 граммов)

6. Назовите птицу, которая является злейшим врагом воробьиного племени. (ястреб-перепелятник)

7. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)

Блиц вопросы для 1 команды:

1. Самая большая птица, обитающая в степях нашей страны, которая занесена в Красную книгу? (дрофа)

2. Перо какой птицы самое длинное? (у японского петуха – до 7 метров)

3. Сколько лет живут гагары? (20-30 лет)

4. С прилетом каких птиц, обладающих «искусством вокала», в лесу разыгрывается по-настоящему весенний концерт? (это зяблик)

5. Какие птицы не строят гнезд, а единственное свое яйцо кладут прямо на поверхность скалы? (кайры)

6. Какая из зимующих в наших краях птиц самая маленькая? (королек)

7. Какие птицы ночуют в снегу, в «снежной спальне»? (тетерева)

Вопросы по рубрикам

(ответ дает та команда, которая первая находит ответ)

Наши соседи:

О какой птице говорится в этом отрывке?

«Завидный, до трех килограммов вес, двухметровый размах крыльев … Немигающие глаза занимают половину плоского лицевого диска …». (о филине)

«Наукой установлено: на 70 градусов вокруг вертикальной оси эта птица способна поворачивать голову. Подвижность шеи, судите сами, поразительна!». (о филине)

«К чудесным впечатлениям от наблюдений за изумительно красивыми и грациозными птицами примешивается неприятный осадок от их агрессивности, жестокости и бестолковости». (это цапли)

Оказывается:

Каких птиц можно считать рекордсменами долголетия? (ворону и попугая)

Как вы думаете, до скольких лет дожила сама старая гусыня? (до 50)

Сколько раз может петух прокричать «ку-ка-ре-ку» за полчаса? (65 раз в течение получаса прокричал петух Джеймс Стив – чемпион соревнований по кукареканью в Орегоне)

В Америке гордятся своим первым «космическим цыпленком». Что это за цыпленок и для чего нежен был этот эксперимент? («космический цыпленок» вылупился в инкубаторе на борту космического корабля, американскими учеными разрабатывается инкубатор, в котором будут выращиваться цыплята для питания астронавтов во время длительных космических полетов)

О каких домашних птицах говорится в рассказе «Птицефабрика на табурете»? (о перепелах)

Следопыт:

Птицам нравится летать в строго определенное время. Трели каких птиц будят лес еще затемно? (горихвостки)

Самец какой птицы строит сразу несколько гнезд, чтобы самка могла выбрать из них то, которое ей по душе? (самец славки-черноголовки)

Каких птиц автор одного из рассказов в рубрике «Следопыт» называет лесными эльфами? (синиц-гаечек)

Законы птичьей стаи:

О каких птицах рассказывают отрывки:

«Эти птицы переговариваются гудками, долгими стонами или же, когда опасность угрожает птенцам или гнезду, жутко хохочут. Кроме того, у самцов есть прерывистый клич, у каждого свой по силе, высоте и последовательности звуков». (гагары)

«В Соединенных Штатах эта птица очень популярна, ее изображают на майках, кухонной посуде и даже термометрах. В книгах ее называют духом северных озер». (гагара)

«Каждая его песня представляет собой законченное музыкальное произведение: в нем и свое четкое начало, и центральная часть, и окончание. Получается что-то вроде: «Чинь-чинь-тру-ля-ля ви чиц!». (это зяблик)

«Всю осень и зиму они качаются на волнах морских. Здесь они ночуют, отдыхают, ныряют за мелкой рыбешкой, общаются друг с другом. «Вода кипит от тысяч падающих и взлетающих птиц …». (это кайры)

Вести с опушки:

Почему для трясогузок, зябликов и других птиц, кучка перьев, вытаявшая из-под снега, является кладом? (потому, что эти перья используются ими для строительства гнезд)

Как заканчивается народная пословица: «Грачи-зимовщики днем на деревьях отдыхают – к морозу …» (… а в снегу купаются – к оттепели»)

Какая птица использует брачные песни глухаря для завлекания подруги? (ворона)

 

Какую птицу в народе зовут «небесным барашком»? (бекаса)

Рассказ коллекционера:

Какими могут быть перья птиц? (перья бывают «поющие», перья-показательства», «перья-воротнички», «перья-игрушки», «перья-события»)

Бывают ли «перья- невидимки»? У каких птиц? ( у козодоя, вальдшнепа, совы, выпи перья сливаются цветом с опавшими листьями, древесной корой, тростником, куропатки незаметны на снегу благодаря окраске перьев)

У каких птиц «перья-иголки» и «перья-нитки»? («перья-иголки» бывают у шилохвостки и у стрижа-иглохвоста, «перья-нитки» у нитехвостой ласточки)

Эти птицы иногда зимуют в океане на спинах китов, а высиживают яйца и растят птенцов не самки, а самцы. Что это за птицы? (кулики-плавунчики)

У какой птицы есть «перо-убийца»? (у грифа-ягнятника в крыле есть особо крепкое перо, изогнутое, как сабля – «перо-убийца»)

О какой птице, имеющей «бесшумные», мягкие, рыхлые и широкие крылья, говорится в рассказе. Сладков «Неслышные крылья»? (о филине, «ночном разбойнике»)

Журавль – птица мира!

Недаром говорят:

Аж сердце замирает,

Когда они кричат.

Весь белый, хвостик черный,

Головушка красна.

Невольно скажешь шепотом:

«Какая красота!»

Но их ничтожно мало.

И все должны мы знать –

Никто из нас не должен

Леса огнем сжигать!