Мои публикации
Публикации по теме самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цифровая образовательная среда как конструктор образовательных траекторий обучающихся
Морозкина Г.Г., учитель математики
и информатики МБОУ «Марьяновская СОШ»
«Важно, чтобы педагог нашел вместе со своим учеником тот путь, по которому им вместе захочется пройти. Как выбрать этот путь, как помочь его пройти, где остановиться, оглянуться, взять новое направление? Надо просто взять и пойти!»
А. В. Хуторской
Внедрение в образовательный процесс цифровых ресурсов – это необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся в условиях информационного общества.
Чтобы добиться образовательных результатов школьника XXI века, необходимо наличие цифровой образовательной среды.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность цифровых информационных ресурсов, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.
ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
Именно поэтому цифровая образовательная среда успешно может выступать как конструктор образовательных траекторий обучающихся в условиях ФГОС. Ведь успешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от особенностей восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физического развития воспитанника.
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Вне её нельзя добиться образовательных результатов и формирования универсальных учебных жействий обучающихся в условиях обновленных
Рассмотрим алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Преподаватель: 1) разбивает курс на обязательные и вариативные модули;
Обучающиеся: 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения;
Преподаватель: 2) разрабатывает обязательные и вариативные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля;
Обучающиеся: 2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, родителей, психологов и др.;
Преподаватель: 3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обучающихся по индивидуальной образовательной траектории;
Обучающиеся: 3) формируют деятельностное портфолио.
Индивидуальная траектория формируется из дидактических модулей, ориентированных на индивидуальное содержание по учебной дисциплине в соответствии с личностно-значимыми для учащегося целями обучения. Дидактические модули представляют собой комплект рекомендуемых цифровых образовательных ресурсов (ЭОР), освоение которых осуществляется во внеурочное время на основе информационно-коммуникационных технологий.
В основу разработки положены: принцип соответствия содержания личностно-значимым целям учащегося, принцип динамической оперативной коррекции содержания и методов обучения, принцип адаптивности и индивидуализации.
Технологическая карта описывает этапы формирования индивидуальной траектории обучения учащегося: постановочный, практико-ориентированный и контрольно-оценочный этапы. Дидактическая карта описывает: тему учебной дисциплины, логическую структуру дидактического, материалы для диагностики достижения заявленных целей, варианты коррекции траектории, дозированные задания. Результаты экспериментальной проверки учебных достижений школьников при обучении физике по индивидуальной траектории в ИОС позволили сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования индивидуальной траектории школьника при обучении в ИОС.
Реализация индивидуальной траектории обучения подразумевает использование дистанционного обучения.
Дистанционное обучение рассчитано на:
тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;
учеников, которые желают приобрести новые знания;
участников олимпиад и конкурсов;
детей с ОВЗ.
Востребованность дистанционной формы обучения растёт с каждым годом:
растёт количество учащихся, желающих изучать предмет углубленно.
в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, болезни, когда нет возможности или опасно посещать школу;
весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения;
дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается и квалификацией работников, ее использующих, поэтому особое значение имеет ИКТ-компетентность участников образовательного процесса.
В этой связи чрезвычайно актуальными являются мероприятия, направленные на:
формирование психологической готовности педагогических кадров и администрации образовательных учреждений к деятельности с использованием среды;
обучение педагогов, обучающихся и сотрудников выполнению операций с информационными ресурсами среды;
обучение специалистов, которые будут обеспечивать функционирование отдельных элементов информационно-образовательной среды;
организацию обмена опытом по данному вопросу;
проведение круглых столов, практико-ориентированных семинаров, конференции.
Как написано в профессиональном стандарте педагога «Педагог – ключевая фигура в реформировании образования». Умение работать в цифровой образовательной среде требует от учителей способности помогать учащимся реализовать индивидуальную образовательную траекторию.