Работа с родителями
В рамках системной работы с родителями провожу консультационные занятия по проблемным вопросам во взаимоотношениях детей и родителей, отражающихся в поведенческих отклонениях. Провожу анализ листов удовлетворенности родителей несовершеннолетних для коррекции и улучшения работы в этом направлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкета для родителей | 23.52 КБ |
Проект - программа консультативного пункта «Мы вместе» | 568.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
У многих современных родителей отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания и желание разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей .
Для проведения анализа, корректировки и прогнозирования развития работы логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, разработаны критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей:
1. Понимание целей коррекционно-логопедической работы.
2. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом.
3.Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
4. Способность заинтересовать ребенка в систематических занятиях.
5. Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.
6.Наличие устойчивой внутренней мотивации во взаимодействии с логопедом.
7. Адекватность оценки родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
В соответствии с выделенными критериями определены уровни коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Высокий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом. Достаточное представление о нормальном ходе речевого развития ребенка. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. Способность заинтересовать ребенка в систематических занятиях и умение проконтролировать результативность совместной работы. Наличие устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Адекватная оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Неполное понимание необходимости оказания логопедической помощи и ориентирование в логопедической терминологии. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений хаотично. Стараются создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений. Нет устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Низкая оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития
Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Отсутствие желания участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, считают необязательным свое содействие со специалистом. Полное непонимание специфики логопедической работы, специальной терминологии. Не желают самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. При организации самостоятельных занятий с ребенком раздражительны, невнимательны, пассивны, занятия не имеют системы. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации. Завышенная оценка родителями состояния речи своего ребенка в данный период его развития.
Выявляя родительскую компетентность в процессе логопедической коррекции речи, разработан диагностический инструментарий:
1) вопросник, выявляющий родительское отношение к имеющимся у ребенка речевым нарушениям (Приложение 1);
2) анкета для родителей (Приложение 2).
Приложение 1
Прочитайте вопросы и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»
1. Нравится ли вам ваш ребенок? ______________________________
2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш? ____________________
3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит? _________________________
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит? _________
5. Исправляете ли вы речь ребенка? _____________________
6. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки? _________________
7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его? __________________
8. Смеетесь ли вы вместе с малышом? ________________
9. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком? ___________________
10. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях? _____________________
11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры? __________________
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги? ________________________
13. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться? _________________________
14. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги? _____________________
15. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком? ___________________
16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине? ____________________
17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ___________________
18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? ________________
19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? ____________________
20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу? __________________
21. Устраивает ли вас речь малыша? ____________________
22. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком? _________
23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук? ______
24. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов? __________________
25. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу? __________________
За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.
Полученные результаты складываются.
Ключ:
80 баллов – Высокий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
40 баллов – Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Меньше 20 баллов – Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.
Приложение 2
1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
2. Дата рождения __________________________________________________
3. Домашний адрес_________________________________________________
4. ФИО мамы______________________________________________________
Место работы____________________________________________________
5. ФИО папы______________________________________________________
Место работы__________________________________________________
6. Дородовой период
Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность)
________________________________________________________________
Протекание родов (преждевременные, после срока, быстрые, затяжные,
стимулированные, как шел ребенок)________________________________
Какая по счету беременность______________________________________
7. Послеродовой период
Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия)
________________________________________________________________
8. Раннее психомоторное развитие:
Когда появились первые зубы______________________________________
Когда начал:
держать голову__________________________________________________
сидеть_________________________________________________________
стоять__________________________________________________________
До какого возраста сосал соску____________________________________
Перенесенные заболевания ( желудочно-кишечные инфекции, заболевания ЦНС, пневмония, операции, травмы)_____________________________
________________________________________________________________
9. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие)________________________________________________________
Когда появились:
гуление_________________________________________________________
лепет___________________________________________________________
первые слова____________________________________________________
первые фразы____________________________________________________
10.Что беспокоит Вас в речи ребенка?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
__________________________________________________________________
14. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения «____»_________201_г.
Подпись родителей _________________
Приложение 3
План взаимодействия с родителями логопеда
Сентябрь
1. Родительское собрание «Этапы развития и нарушения языка и речи. Организация совместного занятия родителей и детей ».
2.Анкетирование.
3.Занятие-консультация «Проведение с детьми артикуляционной гимнастики дома».
4.Папка-передвижка «Как организовать логопедические занятия дома»
Октябрь
1.Беседа «Играем с пальчиками и развиваем речь».
2.Папка с пальчиковыми играми.
3.Консультации.
Ноябрь
1.Папка-передвижка «Выполняйте трудные упражнения вместе с детьми в игровой форме»
2.Консультация «Учимся слышать звуки» (игры и упражнения).
Декабрь
1.Папка - передвижка «Коррекционно - логопедические задания для выполнения с детьми в условиях семьи».
2.Консультация «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
Январь
1. Родительское собрание Игра «Счастливый случай»
2.Папка-передвижка «Совершенствуем умение произносить потешки, скороговорки, чистоговорки»
3.Консультации.
Февраль
1.Беседа «Вооружитесь хорошими детскими книгами»
2.Папка-передвижка «Воспитание будущего читателя».
3.Консультации.
Март
1.Беседа «Учимся рассказывать: стихи, рассказы, сказки не перегружая ребенка»
2.Папка-передвижка «Подготовка к обучению письму».
3.Консультации.
Апрель
1.Беседа «Расскажи мне о своей работе»
2.Консультации.
Май
1. Родительское собрание. Подведение итогов.
2.Открытое логопедическое занятие.
2.Рекомендации родителям на лето.
Дополнительная работа:
1.Готовим папе подарок методом оригами.
2.Цветы для мамы (оригами).
3.Информационный материал.
4. Развитие мелкой моторики (аудио кассеты, учебное пособие).
5.Беседа «Следим за тем, чтобы ребенок не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности малыша».
6.Обсуждение плана работы с детьми , имеющими речевые нарушения.
9.Совместное оформлении стенда на тему «Расскажи мне о своей работе».
10.Выставка книг «Читаем вместе с ребенком дома».