система патриотического воспитания
В статье представлены: концепция патриотического воспитания детей дошкольного возраста, условия реализации основных принципов работы, показаны отношения, складывающиеся между субъектами образовательного процесса, взаимоотношения с окружающей средой, особенности управления данной системы, система мониторинга, план работы по результатам анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система патриотическоговоспитания | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция системы по патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
В основе концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста лежат идеи народности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи патриотизма, интернационализма (В. И. Вернадский, Д. С. Лихачев), познавательный аспект патриотического воспитания(Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, М. И. Богомолова и др.).
Проблема патриотизма в современном мире актуальна и сложна.
Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своему Отечеству, малой Родине, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи, уважении к истории, народной памяти, традициям.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».
Основной целью концепции системы по патриотическому воспитанию ДОУ является создание условий для становления основ патриотического сознания детей.
Задачи:
- воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать умение любоваться своей страной, своим краем, городом, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;
- формировать представление о героизме;
- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
- систематизировать и закреплять знания детей о природе страны, края, города;
- формировать интерес у семьи к созданию условий по нравственно- патриотическому воспитанию ребенка.
Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:
* родители активные участники образовательного процесса;
* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;
* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.
Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);
* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;
* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;
* взаимодействие с семьей.
Система по патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.
I – «Мое имя»;
II - «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);
III – «Моя малая Родина» (город, микрорайон);
IV – «Широка страна моя родная».
Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы
Основой взаимодействия педагога с детьми является демократический стиль. Основанный на сотрудничестве и уважении личности ребенка.
В основе взаимодействия с родителями лежит структурно – функциональной модели, которая состоит из трех блоков:
I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.
II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
Формы сотрудничества с родителями:
- «Познавательное» сотрудничество(консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
- Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;
III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, письменные отзывы в визитационном журнале, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.
В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта - к совместному планированию и реализации намеченного.
Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:
I – прямое участие родителей в воспитательном процессе(«Встречи с людьми интересных профессий»);
II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.);
III – участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).
Методы включения родителей в совместную деятельность:
- личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
- опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
- умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».
Взаимоотношения с окружающейся средой
Система по патриотическому воспитанию дошкольников предполагает укрепление внешних связей ДОУ с предприятиями и организациями на основе единого планирования, четких, открытых связей и обмена информацией. Социальными институтами ДОУ:
1. Административные структуры:
- Администрация;
- Комитет по образованию;
- ИМЦ.
2. Средства массовой информации:
- Редакции газет;
- Кабельное телевидение (информирование местного населения об опыте работы дошкольного учреждения);
3. Культура:
- Библиотека;
- Музей;
- Театр;
- Музыкальная школа;
- Центр детского творчества.
( методическая и практическая помощь в проведение мероприятий);
4. Бизнес:
- Предприятия;
- Предприниматели;
- Банк.
(оказание материальной помощи);
5. Образование и наука:
- Школы;
- ДОУ города
(преемственность в вопросах патриотического воспитания);
6. Социальные учреждения:
- Комитет социальной защиты.
(профилактическая работа с родителями, педагогами).
Особенности управление воспитательной системой
Основной целью системы управления патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование воспитательной системы, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.
Система руководства патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы:
- Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;
- Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;
- Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
Руководство работой по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется по этапам:
I – диагностический.
а) изучение литературы (психолого – педагогической, научно – популярной, нормативно – правовой);
б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;
в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;
г) изучение уровня патриотического воспитания детей;
д) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.
II – практический(создание условий)
а) издание приказов;
б) разработка положений;
в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;
в) проведение тематического контроля;
г) заполнение тетрадей педагогов.
III – аналитический(итоговый)
а) анализ анкет;
б) сбор отзывов;
в) анализ работы педагогов;
г) презентация проектов.
Формы активизации педагогов:
Традиционные.
- семинары;
- семинары-практикумы;
- консультации;
- дни открытых дверей;
- творческие группы;
- обмен опытом;
- педагогические советы;
- тренинги;
- деловая игра;
- повышение квалификации.
Инновационные.
- проектная деятельность;
- мастер – классы;
- создание банка инновационных идей;
- участие в творческих конкурсах;
- издательская деятельность.
Ресурсные составляющие системы руководства патриотическим воспитанием дошкольников:
Нормативно – правовые.
Методические.
Концептуальное.
Способы достижения целей работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Методические подходы к реализации основных принципов работы:
- осознание своего «Я»;
- отождествление себя с другим человеком, группой людей;
- формирование чувства собственного достоинства;
- формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
- осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
- формирование чувства гордости за свой город, свою страну;
- формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в городе, стране.
Средства реализации основных принципов работы:
* устное народное творчество;
* декоративно – прикладное искусство;
* музыка;
*художественная литература;
* игра;
* самостоятельная детская деятельность.
Условиями реализации основных принципов работы являются:
- комплексный подход;
- знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;
- правильно подобранный материал ( по принципу доступности и понятности);
- тематическое построение материала;
- взаимодействие детского сада и семьи.
Этапы реализации.
I блок - «Здравствуй, это Я!» - младший возраст;
II блок – «Вместе дружная семья» - средний возраст;
III блок - «Моя малая родина» -старший возраст( старшая группа);
IV блок - «Широка страна моя родная» - старший возраст ( подгот. к школе группа).
Цель работы с детьми младшего возраста – помочь осознать собственную индивидуальность. Понять собственную значимость.
Формы работы:
- составление эссе «Мое имя» (маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка.
- д/игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»;
- коллаж: «Это я» ( от рождения до настоящего дня).
Цель работы с детьми среднего возраста – помочь ребенку понять историю своей семьи, ознакомить с понятием семья.
Формы работы:
- уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности.
- В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями, эссе;
- Макет « Мой детский сад» ( детский сад с прилегающими улицами).
Цель работы с детьми старшей группы – ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей.
Формы работы:
- эссе о природе, профессиях родителей;
- альбомы с изображением экскурсий по интересным местам города;
- макет: «Природа родного края»;
- экскурсия в городскую Думу.
Цель работы с детьми подготовительной к школе группы – дать знания о том, что мы живем в России, ознакомить детей с государственной символикой.
Формы работы:
- генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи;
- карта России. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками места, где живут их родственники;
- экскурсии в исторический музей;
- участие в конкурсе плакатов.
Родители- активные участники в формировании у детей нравственных основ, в воспитании и уважении к близким людям, малой родине, уважении к традициям своего народа.
Схемы осуществления работы по нравственно – патриотическому воспитания
Данные схемы позволяют поэтапно и последовательно организовать воспитание и обучение детей, с учетом их возрастных и индивидуальных интересов, способностей, социального опыта ребенка и включает в себя специальные занятия, дидактические игры, упражнения, а также другие виды деятельности.
Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей II младшей группы
Раздел программы | Виды деятельности |
Сюжетно-ролевые игры | «Мой дом», «Моя семья», уголок ряженья, атрибуты для игры: «Поездка к бабушке». |
Социальные игры | Беседы: «Кто Я?», «Моя семья», «Мой папа», зеркала разного размера для осознания себя, семейное фото, уголок уединения, эссе «Моя история». |
Речь и речевое общение, худ. литература | Формирование словаря за счет слов, связанных с семьей, детским садом. Беседы: «Хочу как папа», «Хочу быть как мама». Сказки: «Теремок», «Репка».Л. Квитко «Бабушкины руки». |
Изобразительная деятельность | Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки». Аппликация: «Моей мамочке», «Строим дом». Рисование: «Дом, в котором ты живешь», «Чашка для кукол». Конструирование: « Макет улицы». |
Развивающие игры | Д/и: «А ты кто такой?», «Кому что надо», « У кого какой дом». |
Трудовая деятельность | Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. |
Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей в средней группы
Раздел программы | Виды деятельности |
Сюжетно-ролевые игры | «Моя семья», «Мой детский сад», «Почта», «Строители», «Поездка к бабушке». |
Социальные игры | Беседы: «Кто я?», «Моя семья», семейное фото, уголок уединения, эссе «Моя семья». Экскурсии: по улицам города, на автостанцию, в парк, лес, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии. |
Речь и речевое общение, худ. литература | Расширение словаря за счет терминов из истории города, жизни города. Альбом «Наш город». Занятия: «Наш детский сад», «Знакомые профессии», «Что я знаю о городе». Чтение Д. Мамина – Сибиряка « Аленушкины сказки». |
Изобразительная деятельность | Лепка: «Животные в моем доме». Аппликация: «Улица, на которой я живу», «Мой дом». Рисование: «Дом, в котором ты живешь». Конструирование: «Макет детского сада с прилегающими улицами». |
Развивающие игры | д/и: «А ты кто?», «Кому что надо», «Кем быть», «Машины едут по городу». |
Трудовая деятельность | Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек. |
Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группы
Раздел программы | Виды деятельности |
Сюжетно-ролевые игры | «Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра-викторина «Знаешь ли ты город Березовский». |
Социальные игры | Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Основы избирательного права», «Памятники города». Экскурсии: по улицам города, в городскую Думу, библиотеку, пожарную часть, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии. |
Речь и речевое общение, худ. литература | Составление словаря слов, терминов из истории города. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение: П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотая дайка». |
Изобразительная деятельность | Лепка: «Животные в моем доме». Аппликация: «Мой город». Рисование: «Улицы моего города», « Городской парк осенью», «!Зимний лес». Конструирование: Макет «Старый город», «Природа родного города». Коллекция камней. |
Развивающие игры | д/и: «Путешествие по г. Березовскому», «Собери из частей целое», «Интервью», «Я –фотограф». |
Трудовая деятельность | Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек. |
Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Раздел программы | Виды деятельности |
Сюжетно-ролевые игры | «Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра-викторина «Знаешь ли ты город Березовский», «Профессии наших родителей». |
Социальные игры | Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Основы избирательного права», «Памятники города». Экскурсии: по улицам города, в городскую Думу, библиотеку, пожарную часть, к памятникам, музей старая шахта. Акция «Просто так». Беседы по итогам экскурсии. |
Речь и речевое общение, худ. литература | Словесная копилка. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение: П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотая дайка», Д. Мамин – Сибиряк « Аленушкины сказки», «Емеля – охотник». |
Изобразительная деятельность | Лепка: «Мои друзья». Аппликация: «Мой город», «Зимний лес». Изготовление открытки для родителей на презентацию проекта. Конструирование: «Карта. Путешествие по родному городу». Коллекция камней. |
Развивающие игры | д/и: «Путешествие по г. Березовскому», «Собери из частей целое», «Интервью», «Я –фотограф». |
Трудовая деятельность | Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек. |
Мониторинг
Система мониторинга включает в себя:
- Два контрольных среза: диагностика на начало учебного года и диагностика на конец учебного года;
- Один промежуточный срез: диагностика в середине учебного года
На основе полученных результатов обследования, анализа деятельности педагогов, отношения родителей делается вывод об уровне сформированности знаний, умений, навыков и компетентностей детей. На основе полученных данных определяются цели, задачи и разрабатывается план в трех направлениях: работа с воспитателями, работа с детьми, взаимодействие с родителями.
План системы работы:
Дети | Родители | ||
Семья | |||
- генеалогическое дерево - эссе - проект: «День рождения моего родного города» - беседы по теме(диагностика) | - генеалогическое дерево - эссе - анкетирование ( уровень знаний родителей) - проект: «День рождения моего родного города» - информационный материал(родительские уголки) - памятки по теме | - консультации по составлению эссе, генеалогического дерева, уголков уединения -анкетирование (уровень готовности к взаимодействию с родителями) - тренинги - составление проекта | |
Город | |||
- экскурсии: * в парк * по городу * к строительству нового дома * исторический музей школы *изучение энциклопедии | - участие в экскурсиях - участие в совместном труде с детьми - участие в конкурсе плакатов | - консультация по планированию, проведению мероприятий | |
Праздники | |||
- участие в праздниках | |||
Геральдика | |||
- составление фотоальбома - макет города - карта города - карта области - карта страны - в групповых комнатах – уголки патриотического воспитания - беседы - НОД - экскурсия - изготовление поздравительных открыток - участие в конкурсе плакатов - игра «Копилка слов» | -оформление фотоальбома -предоставление материала для уголков по патриотическому воспитанию - участие в конкурсе плакатов - изучение толкового словаря и пополнение в группах «Копилки слов» | - консультации по планированию и проведению мероприятий по теме - консультация по созданию предметно-развивающей среды в группах - консультация по проведению и планированию правового воспитания с детьми и родителями. |