для родителей

Ермакова Татьяна Владимировна

На этой страницн мини-сайта размещена информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь ребенку в период адаптации к школе


Совет первый:
самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй:
ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий:
ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.
Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…
Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый:
помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый:
помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой:
мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.

В статье использованы материалы с сайта http://www.pravmir.ru/sovety-psixologa-roditelyam-pervoklassnika/



Предварительный просмотр:

Развиваем ребенка, не отрываясь от дел

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какието дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какоенибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а гдето рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.

Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий "вверх" и "вниз", "высоко" – "низко".

Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.

Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: "Вот едет большая красная машина", "А вот белая быстро-быстро догоняет нас". Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как "большой – маленький", "быстро – медленно", "грязная – чистая".

Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как "большая черная собака" побежала за "маленьким рыжим котиком". Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: "поломанные качели", "грязные туфли", дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша "между делом", вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие "между делом" для любимого крохи.

Ребенок на кухне.

Малышей тянет на кухню с первых же самостоятельных шагов. Ведь именно здесь - масса блестящих и непонятных, и тем более притягательных предметов, здесь хранятся разные вкусности, достоинства которых ребенок уже успел оценить, здесь родители проводят значительную часть времени за какими-то таинственными занятиями. Как же, не отрываясь от дел, помочь ребенку освоить кухонные «премудрости»?

Дети обожают возиться в воде. Если у вас есть неограниченная счетчиком возможность лить теплую воду, позвольте ему поплескаться в раковине. Подставьте удобную устойчивую табуретку, защитите его одежду от брызг, а чтобы совместить полезное с приятным - дайте помыть какие-нибудь фрукты. Грязные овощи давать для мытья не стоит - на них слишком много патогенных микробов. Предложите ребенку рассказать о фрукте, который он моет: какой он по цвету, форме? Где растет этот фрукт? Можно попробовать посчитать фрукты: «Я мою первое яблоко, второе яблоко и т. д.». Можно еще предложить детям найти различия между яблоками, грушами и т. д. Все эти не хитрые игры позволят развивать у детей внимание, восприятие, мышление, расширяет его представления о себе и окружающем мире.

Многие дети обожают подавать маме картофель для чистки. Не стоит так уж решительно запрещать ребенку это . Нужно только объяснить ему, что овощи пачкают руки, их не следует брать в рот, а после обязательно вымыть руки с мылом. А заодно можно предложить детям рассказать, на что похожа картофелина? Пусть ваш ребенок, наряду с помощью маме, развивает свое воображение, это ему пригодится. В этом возрасте (или даже еще раньше) приучайте ребенка мыть руки до и после кухонной деятельности. Пусть учится намыливать ладошки, массировать кисти, смывать грязную воду и тщательно вытирать руки полотенцем. Заодно с чистотой рук, ваш ребенок получает самомассаж кистей рук, а это способствует развитию речи и логического мышления.

Предложите ребенку накрыть на стол. Начиная с 3-4 лет ребенок уже должен привыкать к культурному поглощению пищи. Вместе с привитием навыков культурного поведения за столом, ваш ребенок будет развивать у себя пространственную ориентацию и структурно-зрительный анализ.

В этом возрасте дети с увлечением участвуют в приготовлении теста.

И для развития воображения и творческого мышления такая домашняя работапросто клад!!! Предложите своему ребенку самостоятельно придать форму будущему печенью или булочкеи увидите, что это будет произведение искусства!

Позвольте ребенку отмерять и считать «столовые ложки» различных ингредиентов, немного перемешивать жидкие и сыпучие вещества, держать миску, когда вы работаете миксером (если ребенок не пытается трогать руками работающий агрегат). Внимание! Держите все электроприборы, которыми вы пользуетесь на глазах ребенка, в недоступном месте. Вы даже представить себе не можете, как быстро дети схватывают последовательность приведения в действия даже весьма сложных механизмов. Если нет возможности каждый раз убирать на верхние полки всех кухонных помощников, снимайте с них силовые шнуры или включайте защиту от детей. Но, от помощи ребенка в работе с электроприборами есть и польза для ребенка: ребенок повышает познавательную активность, развивает точность движения рук, закрепляет навык счета и многое другое.

Точно так же можно найти и плюсы в совместной уборке квартиры. Здесь вообще полная свободаведь опасных предметов почти нет. Зато есть возможность развивать внимание при работе с пылесосом (показать маме соринки, которые она пропустила), или развивать аналитическую деятельность при попытке разобрать одежду для стирки, можно дать ребенку возможность вытереть пыль с предметов, он заодно и закрепит знания предметов мебели, а значит расширит представления о себе и окружающем мире. Может быть вы позволите малышу протереть пол на кухне? Тогда, помимо физического развития, ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве, планировать свою деятельность.

Ну и пусть вам придется немного переделать за своим ребенком, он ведь только учится! Главное не упустить то время, когда Ваше вниманиеэто то, что ждет ваш ребенок!

А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда вы можете присесть и отдохнуть, дожидаясь закипания супа, то можно с ребенком и поиграть вот в какие игры:

Золушка

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

Юный дизайнер

Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда.

Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Лепка из теста

Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1, 5 чашек муки, 0, 5 столовой ложки соли, 0, 25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0, 25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски.

Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках.

Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

Картины солью

Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными калининградскими художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, неприклеевшиеся остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.

Кот в мешке

Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их. Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Что пропало?

Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Соломинки

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

Холодно-горячо

Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Фокус

Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! (Фокус лучше проводить над раковиной).

Кораблики и подводные лодки

Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

Из пустого в порожнее

Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.

Загадки

Загадайте ребенку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. Можете предложить логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Ею можно есть мясо, но нельзя есть суп» (вилка).

Играя с ребенком таким образом, вы не только приучаете его к труду, развиваете его психическую деятельность, но и даете ему самое необходимое – элементарное общение, душевное тепло и сердечность.

Недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают малыша в замкнутого «буку».