проект

Волкова Оксана Юрьевна

 

Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни,  который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А.Сухомлинский)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Наши добрые дела"50.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 « Наши добрые дела»

                

К  проведению акции

«Открой к сердцу дверцу»

Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни,  который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А.Сухомлинский)

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, формирование этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей. Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  1. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
  3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
  5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
  6. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  7. Закреплять знаний правил вежливого общения.
  8. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
  9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
  10. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни.

Участники проекта: воспитатель, специалисты, дети, родители.

 Сроки реализации проекта (две недели)

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Целеполагание.

При воспитании нравственных чувств необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).

  1. Довести до участников важность данной темы.
  2. Наметить план действия.
  3. Обсудить план проекта.
  4. Информировать родителей  с планом “Наши добрые дела”.
  5. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
  6. Подбор методической литературы:
    1)  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    2)  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    3)  Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    4)  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    5) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
    6)Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

3-й этап. Основной.

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

4-й этап. Итоговый.

  • Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта. 

Продукт проекта – выпуск стен газеты “Наши добрые дела”.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

1. Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

  • Оформление тематических книжных выставок совместного творчества детей, педагогов, родителей.
  • Написание мини – сочинения « Добрые дела – счастливая семья», « Когда все вместе, то и душа на месте»
  • Практическая мастерская: “Сердечко”, изготовление стакеров «Открой к сердцу дверцу»
  • Музыкально – театрализованное представление «Лягушка – царевна».Сценка « Ежели вы вежливы»
  • Оформление уголка для родителей рубрикой “Сотвори добро”.

2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.

3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.

4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях “Открой к сердцу дверцу”.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности.

Паспорт проекта.

“Наши добрые дела”.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.  

Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.

(В. Розов)

Принципы  педагогической деятельности:

  1. Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
  2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
  3. Третий -  организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

1-й этап – целеполагание.

Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.

2-й этап – разработка плана-проекта.

Мероприятие

 Цели

Ответственные

Сроки реализации

 

Круглый стол (обсуждение проекта)

Привлечь родителей в составлении плана.

 Воспитатели, родительский комитет.

1-я неделя

 

Акция “Кормушка для птиц”.

Совместная работа педагогов детей и родителей по изготовлению кормушек.

Воспитатели. Родители

1-я неделя

 

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций

Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение.

Воспитатели.

1-я неделя

 

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед.

Создание условий для реализации проекта.

 Воспитатели

1-я неделя

3 этап – основной.

План реализации третьего этапа проекта:

День недели

Формы и методы работы

Образовательные области по ФГТ

Предварительная работа

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность (комплексные занятия) на тему “Что такое добро?”:

 

 

 

“Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.

Разучивание: пословиц, стихов  о добре

игр “Я не должен – я должен””, “Мост дружбы”, “Радио”, “Секрет”, “Добрые и вежливые слова”;

Вторник

 

Акция “Открой к сердцу дверцу»” с рецептом счастья.

 

 

 

 

.

“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”, “Художественное творчество”.

“Чтение художественной литературы”.

Изготовление аппликации “Сердечко”

 

Среда

Беседы о добрых поступках и делах.

Сотвори добро “Накормим птиц”

“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.

Изготовление родителями кормушек  “Кормушка для птиц”.

Четверг

Просмотр мультфильмов “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал” (по выбору).

“Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.

Выставка « Аллея добрых книг»

Пятница

Итоговое мероприятие      

Концертная программа

« Дорогою Добра»

 

Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.

Рекомендации  родителям:

Добро и зло

Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Содержание темы: Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека.

Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Ключевые слова: добро, добрый, доброта, доброжелательность.

 Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».

 Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.

 Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».

 Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С.Я Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер « Вредные советы», ненецкая сказка « Айога», В. Осеева «Рыжий кот», « Добрые слова», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок искал  друга».

Правила воспитания добротой.

 

1. Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами— это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому. Доброта начинается с любви к маме, природе, к близким и товарищам.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5. Давайте делать добрые и хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

 Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».

В течение всего проекта дети делают  Добрые дела:

- “Подари книжечку малышам”.

 - Показ музыкальной сказки для детей и родителей « Царевна – лягушка».

- Выступление детей: Концертная программа « Дорогою Добра»

Вывод: во время реализации данного проекта принимают  участие дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.

Должны быть  получены следующие результаты:

  1. В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В.Осеевой, Г. Остер, Е.Благининой о дружбе, о добре.
  2. Детьми подготовительной  группы было подготовлено и показано театрализованное представление музыкальной сказки « Царевна – лягушка», для детей младших групп, родителей.
  3. Совместное участие в акциях  “Кормушка для птиц” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
  4. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
  5. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку, проявлять заботу, совершать добрые поступки, поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается  через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит  через их участие в проведении совместных мероприятий.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается  по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

4 этап – итоговый.

  • Включает  в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта. 

Продукт проекта – выпуск стенгазеты  “Наши добрые дела”

Отзывы родителей с комментариями.

 «Я желаю, чтобы с вами        Чтобы были справедливы

Людям было веселей,                                       И в решениях мудры.

Чтобы добрыми глазами                                  К людям будьте добры вы -

Вы смотрели на людей,                                    Люди будут к вам добры!»      А. Татьяничева