проект
Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А.Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Наши добрые дела" | 50.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
« Наши добрые дела»
«Открой к сердцу дверцу»
Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А.Сухомлинский)
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, формирование этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей. Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знаний правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни.
Участники проекта: воспитатель, специалисты, дети, родители.
Сроки реализации проекта (две недели)
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Целеполагание.
При воспитании нравственных чувств необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).
- Довести до участников важность данной темы.
- Наметить план действия.
- Обсудить план проекта.
- Информировать родителей с планом “Наши добрые дела”.
- Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
- Подбор методической литературы:
1) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3) Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4) Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
6)Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
3-й этап. Основной.
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
4-й этап. Итоговый.
- Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск стен газеты “Наши добрые дела”.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Оформление тематических книжных выставок совместного творчества детей, педагогов, родителей.
- Написание мини – сочинения « Добрые дела – счастливая семья», « Когда все вместе, то и душа на месте»
- Практическая мастерская: “Сердечко”, изготовление стакеров «Открой к сердцу дверцу»
- Музыкально – театрализованное представление «Лягушка – царевна».Сценка « Ежели вы вежливы»
- Оформление уголка для родителей рубрикой “Сотвори добро”.
2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.
4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях “Открой к сердцу дверцу”.
- Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности.
Паспорт проекта.
“Наши добрые дела”.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)
Принципы педагогической деятельности:
- Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
- Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
- Третий - организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.
1-й этап – целеполагание.
Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
2-й этап – разработка плана-проекта.
Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки реализации | |
| Круглый стол (обсуждение проекта) | Привлечь родителей в составлении плана. | Воспитатели, родительский комитет. | 1-я неделя |
| Акция “Кормушка для птиц”. | Совместная работа педагогов детей и родителей по изготовлению кормушек. | Воспитатели. Родители | 1-я неделя |
| Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций | Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение. | Воспитатели. | 1-я неделя |
| Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатели | 1-я неделя |
3 этап – основной.
План реализации третьего этапа проекта:
День недели | Формы и методы работы | Образовательные области по ФГТ | Предварительная работа |
Понедельник | Непосредственно образовательная деятельность (комплексные занятия) на тему “Что такое добро?”:
| “Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”. | Разучивание: пословиц, стихов о добре игр “Я не должен – я должен””, “Мост дружбы”, “Радио”, “Секрет”, “Добрые и вежливые слова”; |
Вторник
| Акция “Открой к сердцу дверцу»” с рецептом счастья.
. | “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”, “Художественное творчество”. “Чтение художественной литературы”. | Изготовление аппликации “Сердечко”
|
Среда | Беседы о добрых поступках и делах. Сотвори добро “Накормим птиц” | “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”. | Изготовление родителями кормушек “Кормушка для птиц”. |
Четверг | Просмотр мультфильмов “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал” (по выбору). | “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”. | Выставка « Аллея добрых книг» |
Пятница | Итоговое мероприятие Концертная программа « Дорогою Добра» |
Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”. |
Рекомендации родителям:
Добро и зло
Основная идея: добро созидает, а зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и к близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.
Содержание темы: Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека). Добро во благо других. Черты доброго человека.
Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».
Ключевые слова: добро, добрый, доброта, доброжелательность.
Практический материал для работы в детском саду: обсуждение житейских ситуаций; тест-шутка; кукольный театр с Петрушкой; игра «Острова», «Следы жизни».
Практический материал для работы дома: постоянно упражнять детей в совершении добрых дел, подсказывая, напоминая, давая поручения.
Литературный ряд для детского сада: Э. Мошковская «Кто самый добрый», «Каждый свое получил» (эстонская народная сказка), К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Пермяк «Самое страшное».
Литературный ряд для домашнего чтения: детская Библия, В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т.А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С.Я Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер « Вредные советы», ненецкая сказка « Айога», В. Осеева «Рыжий кот», « Добрые слова», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок искал друга».
Правила воспитания добротой.
1. Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами— это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. 2. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому. Доброта начинается с любви к маме, природе, к близким и товарищам. 3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. 4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему. 5. Давайте делать добрые и хорошие поступки, дети учатся доброте у нас. 6. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка! Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму». |
В течение всего проекта дети делают Добрые дела: - “Подари книжечку малышам”. - Показ музыкальной сказки для детей и родителей « Царевна – лягушка». - Выступление детей: Концертная программа « Дорогою Добра» |
Вывод: во время реализации данного проекта принимают участие дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.
Должны быть получены следующие результаты:
- В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В.Осеевой, Г. Остер, Е.Благининой о дружбе, о добре.
- Детьми подготовительной группы было подготовлено и показано театрализованное представление музыкальной сказки « Царевна – лягушка», для детей младших групп, родителей.
- Совместное участие в акциях “Кормушка для птиц” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
- Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
- Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку, проявлять заботу, совершать добрые поступки, поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.
- Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
4 этап – итоговый.
- Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск стенгазеты “Наши добрые дела”
Отзывы родителей с комментариями.
«Я желаю, чтобы с вами Чтобы были справедливы
Людям было веселей, И в решениях мудры.
Чтобы добрыми глазами К людям будьте добры вы -
Вы смотрели на людей, Люди будут к вам добры!» А. Татьяничева