Открытые уроки
Открытый урок по теме " Внутренняя среда организма. Кровь" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии
учитель: Журавлева Л.В.
г.о. Саранск
Тема урока: Внутренняя среда организма. Кровь.
Цель: Создать организационные и содержательные условия для формирования у учащихся опыта самосознания, рефлексии, диалогичности, самостоятельности в творчестве и развития интереса к себе, серьезного и ответственного отношения к своему здоровью, важного общего понятия о внутренней среде организма, значении постоянства внутренней среды и дать первоначальное понятие о составе крови, ее функции, свертывании крови .
Задачи урока:
- Формировать контекстное видение предметного материала.
- Формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
- Сформировать знания о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливания крови;
- Раскрыть материал о необходимости сохранения постоянного солевого состава плазмы крови.
- Научить осмысленно излагать материал, работать с лабораторным оборудованием ,понимать сущность биологических процессов (свертывания крови) .
- Сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь.
- Пробудить интерес к анализу биологического объекта, к себе как биологическому объекту и личности.
- Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью.
- Развивать умения работать индивидуально и в группе и, анализировать ответы товарищей, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический
Оборудование: презентация: «Внутренняя среда организма. Кровь.», электронный атлас для школьника «Анатомия 8-9 классы», дополнительный материал для учащихся по теме. Учебно-наглядный комплекс: учебник Л.В Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс». Лабораторный лист ученика. Составление кластера.
Ход урока:
Организационный момент.
Индукция (создание эмоционального настроя)
Доклад командира класс
Учитель: Класс вольно. Всем доброе утро. Я надеюсь на очень плодотворную работу.
Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься» вьетнамская пословица
Актуализация опорных знаний.
-С понятием среды мы с вами уже встречались при изучении зоологии
- Что же такое среда для животного организма?
-Какие среды жизни животных вы знаете?
-А для человека, что является средой обитания , если мы знаем , что человек относится к царству животных?
-Но ведь человек существо не только биологическое , но и социальное и человек может приобрести черты человека и ощутить себя человеком только находясь в человеческом обществе , наверно недостаточно отнести к среде его жизни только наземно - воздушную и указать влияющие на него компоненты окружающей живой и неживой природы. Есть еще что- то, что является значимым именно для него.
-А что значит среда обитания для вас?
-Я предлагаю вам описать среду своего обитания. Где обитаете вы? В какой среде вы живете? Какая среда для вас самая важная, самая комфортная? Какова среда вашего окружения?
-Скажите, а среда может влиять на жизнь человека, его мировоззрение, его дальнейшую жизнь?
Реконструкция (рынок гипотез)
-Мы все время говорили о среде, в которой живет организм, но целый организм состоит из клеток , ведь клетка является элементарной единицей всего живого
-Что будет , является средой для клеток, из которых этот организм состоит? -С чем граничат клетки, от чего зависит их жизнь?
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА НА ДОСКЕ
- Как вы думаете ,о чем сегодня речь?
-Мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, и запишем тему урока , которую вы сформируете сами.
Изучение нового материала
-Прочитайте пр.№17 Компоненты внутренней среды и найдите ее составляющие. Все данные запишите в схему №1
Обсуждение изученного материала
1.Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь).
2.Тканевой жидкости -около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)
3.Кровь- жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Общее количество крови в организме 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.
Объяснение учителя ( работа с лабораторным листом)
-Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г)
-Внутренняя среда человека постоянна, постоянство внутренней среды называется -Гомеостаз. Параметры гомеостаза или их еще называют биологические константы это- температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д. Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон.
Я обращаю ваше внимание на 3 компонент внутренней среды - это кровь
- Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с нечистой силой, говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу. Кровью скрепляли священные клятвы. Жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что в крови здоровых людей здоровая душа.
ПРИЕМ :Сопоставьте два факта:
- Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
- Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает?
Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
-Вспомните , какие органы относятся к кровеносной системе млекопитающих, какова их функция? Что вы знаете об этом?
Одной из задач нашего урока является изучение клеток крови человека.
- Для решения этих задач нужно выяснить, что такое кровь. Из чего она состоит, какие несет функции, какова ее роль в поддержании здоровья человека?
-Действительно, кровь - самая удивительная жидкость , нашего организма. Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Существует выражение: «Лицо - зеркало души». А вот некоторые медики называют кровь зеркалом здоровья человека.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Просмотр фильма
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
Прием “Удивляй”:
- Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору
- Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
- В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток
-Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы. У вас на столах имеется дополнительная информация
Схема №2Фоменные элементы крови
Физкультминутка.
Первичное закрепление полученных знаний
-Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Анализ крови может быть:
- Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
- Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
- На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
- На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
- На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
- На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов. При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). В крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов амбулатории поликлиники №5 г. Саранска, с учетом медицинской этики Ф.И. людей мы не называем.
Проведем медицинский консилиум
Компоненты крови | Показатели |
Количество эритроцитов (1 мм ) | 4,5 млн |
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) | 7,5 ммоль/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч | 1,3 мм/ч |
Количество лейкоцитов (1 мм ) | 6 тыс |
Концентрация глюкозы (%) | 0,5% |
Анализ крови данного больного выглядит следующим образом. Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:
Компоненты крови | Показатели |
Количество эритроцитов (1 мм ) | 3,5 млн |
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) | 5,5 ммоль/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч | 1,5 мм/ч |
Количество лейкоцитов (1 мм ) | 7 тыс |
Концентрация глюкозы (%) | 0,10 % |
Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз.
Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:
Компоненты крови | Показатели |
Количество эритроцитов (1 мм ) | 4,5 млн |
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) | 7,0 ммоль/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч | 2,5 мм/ч |
Количество лейкоцитов (1 мм ) | 11 тыс |
Концентрация глюкозы (%) | 0,10 % |
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Слово 1 ряд:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/
Слово 2 ряду:
Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/
Слово 3 ряд:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Итог урока.
- Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
- Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены верно
РЕФЛЕКСИЯ
На ваших столах лежат листочки с изображением смешных рожиц ,разного настроения. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему состоянию. На доске у нас с вами сердце человека. Давайте создадим ему настроение.
Что вы чувствовали на уроке
(отметьте нужное)
Домашнее задание:
параграф 17 , желающие могут подготовить сообщение «Что такое иммунитет?»
Урок закончен, всем большое спасибо.
Приложение 1
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Анализ крови здорового человека.
Компоненты крови | Показатели |
Количество эритроцитов (1 мм ) | 4,5 млн |
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) | 7,5 ммоль/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч | 1,3 мм/ч |
Количество лейкоцитов (1 мм ) | 6 тыс |
Концентрация глюкозы (%) | 0,5% |
Приложение 2
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3 и форма | Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого «Эритрос» - красный «Цитос» - клетка Красные кровяные клетки Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!! | У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн. Всего в крови человека 25 триллионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форм аэритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки | Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге | От 30 до 130 дней | Селезенка и печень | Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь- темно-красная. |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро | От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением | Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах | От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет | Места ранений и воспалений | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки | 150-400 тыс. Не содержат ядро | Красный костный мозг. | 5-7 суток, | Места ранений, селезенка | Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови. |