Методическая копилка
Материалы, которые могут быть полезны коллегам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптивная технология | 67.5 КБ |
Обобщение опыта | 717.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « ООШ с Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Тема работы:
Приёмы адаптивной технологии на уроках в начальной школе
Автор: Максименко Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Я, как и любой учитель хочу, чтобы мои ученики не просто усвоили знания, но и стараюсь раскрыть в каждом своем воспитаннике личностный и творческий потенциал. С этой целью в своей работе я применяю адаптивную технологию обучения, которая разработана и внедрена в учебный процесс профессором Института иностранных языков им. Мориса Тореза Границкой Антониной Сергеевной.
Целью данной технологии является обучение приемам самостоятельной работы и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала.
На первом этапе : учу всевозможным приемам самостоятельной работы по предмету. Для этого готовлю индивидуальные (групповые) многоуровневые задания по объему и степени сложности.
На втором этапе: обучаю детей работать парах.
- Организуется взаимоконтроль. Выступаю в роли организатора, готовлю соответствующие задания, привлекаю к этой работе детей, а также активно включаюсь в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра
- Так же во время самостоятельной работы учащихся могу работать индивидуально с более слабыми или контролировать работу недобросовестных учеников.
Третий этап предусматривает обособленную самостоятельную работу и переход к самоконтролю. Включаю задания для обязательного выполнения с нарастающей степенью сложности.
При проверке знаний и способов деятельности, что провожу после изучения нового материала, применяю различные образовательные технологии, методы и приемы обучения (срез знаний, обратная связь, само- и взаимопроверка заданий по эталону, сигнальные карточки, компьютерные задания).
На адаптивном уроке учу обучающихся рефлексировать деятельность с использованием, например, устной рефлексии, цветовых сигналов и пр. К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке? Выбери утверждение (Я узнал.. Я вспомнил.. Я научился.. Я применял..) С ведением рефлексии повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Стоит помнить о том, что адаптивный урок должен быть здоровьесберегающим.
На уроке использую Физические паузы, минутки, релаксация, игры, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Наречие» по программе «Начальная школа XXI века».
Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.
Цель урока: повторение, систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме «Наречие»
Задачи урока:
Образовательная: повторить морфологические признаки наречия и синтаксическую функцию через выяснение роли наречий в тексте, повторить правописание наречий.
Развивающая: развивать умение находить наречия в художественном произведении, содействовать развитию самостоятельности учащихся, развивать речь, орфографическую зоркость, умение оценивать свою работу.
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе, воспитывать нравственные качества учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи;
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь работать с текстом, находить наречия в художественном произведении.
Метапредметные
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
На этапе Актуализации дети, отгадав ребусы, ответили на вопрос «Что объединяет слова, которые выписали?» Сформулировали тему урока, Выявили проблему урока. Определили цель.
На этапе Отработки умений повторили «Правила работы в группе».
На партах лежат карточки Приложение №2
Задание 1
- Прочитайте вопросы и подготовьте ответы. Работаем в парах.
1. Какие слова называются наречиями?
2. Что свидетельствует об их неизменяемости?
3. На какие вопросы отвечают наречия?
4. Каким членом предложения являются?
Если кому сложно, можно обратиться к карточке – помощнице
Наречие – это (самостоятельная или служебная ) часть речи, которая обозначает_________ дейстия или признак другого________________отвечает на вопросы: Где?_____?______?Откуда?________?_______?______? В какой_______? Наречие (изменяется или не изменяется), то есть____ склоняется и ____спрягается. В предложении наречие является ___________
Проверьте работу по эталону на экране
Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы:
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? И другие. Наречие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. В предложении наречие чаще всего является обстоятельством.
Оцените работу на этом этапе при помощи оценочных сигнальных карточек.
Возьмите листы Приложение №1
Сегодня мы еще раз обратимся к рассказу Викентия Вересаева «Легенда», который нам очень понравился.
- Наречия в тексте выделены жирным шрифтом.
Задание 2
Выпишите наречия, которые не нуждаются в проверке.
Проверка по эталону.
Кругом, сильно.
Оцените работу на этом этапе при помощи оценочных сигнальных карточек.
Задание 3
Выпишите наречие с орфограммой «Безударный гласный», запишите проверочное слово.
Если кому сложно выполнить задание, можно обратиться к карточке-помощнице
Карточка - помощница
глубоко – глубокий
Проверка по эталону. Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек
Задание 4
Написание каких наречий нельзя проверить? Выпишите их.
Однажды, вдруг, вокруг, никогда
Проверка по эталону
- Как мы называем такие слова? (словарные)
-Как не ошибиться в написании слов? (запоминаем). Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.
Задание 5
Подберите к наречиям из текста антонимы
Глубоко – мелко, поверхностно
Сильно – слабо
Никогда - всегда
Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.
ТЕСТ «НАРЕЧИЕ».
-Возьмите листы «Приложение №3.» и выполните Тест «Наречие»
-Обменяйтесь листами «Приложение №3»
Проверьте тест по эталону (Слайд) и поставьте отметку за тест товарищу по парте.
Каждый ответ оценивается по 1 баллу
Критерии оценки 9б – «5», 6б-8б – «4», 4б-5б –«3», 1б-3б-«2». Эта отметка за урок.
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Посмотрите на оценочные квадратики в «Приложении» №2 и в зависимости от преобладающего цвета, выберите высказывание и продолжите его: (Слайд)
| я научился… у меня получилось … я смог… |
Заключение
Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
В адаптивной технологии самостоятельная деятельность учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Контроль, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирую на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей.
Также в своей деятельности я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов. Считаю, что метод проектов тоже ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Стараюсь создать в классе атмосферу сотворчества, так как в процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, учащиеся чувствуют себя комфортно.
Ценность применения адаптивной системы обучения Границкой А.С. в том, что в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками
Считаю, что адаптивный урок – это урок, который приносит усилие и успех.
Список литературы:
- Границкая А. С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения. - М., 1990.
- Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. - М., 1991.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до технологии. - М., 1996.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание – это сосредоченность , направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального . Основное условие успешного обучения ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Внимание п роизвольное более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения сознания и воли; этот вид внимания развивается в процессе труда, когда ребёнок делает не то, что интересно, а то, что он должен делать . неп роизвольное направленность на предмет в силу его особенностей (цвет, форма, новизна)
объём (кол-во предметов, которые могут быть восприняты одномоментно) 2019 г методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), «Таблицы Шульте » от 35% до 40% – низкий результат
концентрация (степень сосредоточенности на предмете) 2019 г Методика « Пьерона-Рузера » 38% - низкий результат
распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно, удерживать во внимании несколько предметов); 2019 г Методика «Таблицы Шульте » - 41 % низкий результат
устойчивость (длительность сосредоточения на предмете) Методика « Пьерона-Рузера » 38% - низкий результат
переключаемость (сознательный перенос внимания с одного предмета на другой) 2019 г Методика «Красно-чёрная таблица» 40%- низкий результат
Совершенствуем свойства внимания!
Упражнения для развития зрительного внимания
Раскрась по образцу!
Зачеркни-ка! Разнообразные задания (корректурная проба)
Сосчитай правильно! 2 3 7 8 4 1 9 5 6
Какое число пропущено!
Повтори узор! Повтор узора из разных значков. После того, как освоит клеточные узоры, можно переходить к более сложным, нарисованным на числом листе бумаги. Проверять самостоятельно правильность выполнения.
Линии!
Дополни!
Слово потерялось! фпитзмкунцзниа кот ел март по мяч в трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо квиалипшубаывакртьамамаоипсазш отшмлорорвбуранстралгпалкани одыраметлакаиогуавтобусшыгм
Что лишнее? Автобус – трамвай – самолёт –пылесос – поезд Отгадай загадку! Послушай и перескажи!
Назови одним словом! Лук, морковь, огурец, помидор -… Слушай и считай! Во время чтения предложения, взрослый стучит карандашом по столу. Ребёнок должен понять смысл предл., сосчитать кол. ударов.
Среди букв спрятались 10 названий животных. Попробуй найти, какие животные здесь прячутся. К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я
Текст с ошибками Мальчик писал письмо бабушке, но допустил много ошибок. Помоги ему исправить ошибки и порадовать бабушку. На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек . Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки . Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Тренируем слуховое внимание! «Слушай и запоминай». Цель: развитие слухового снимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание . Учитель предлагает ребёнку послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что он слышал. «Слушаем тишину». Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Описание . Предлагается послушать тишину, а потом определить, что ребёнок услышал в тишине.
Данные контрольного эксперимента в 2021-2022 учебном году . Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень 100% без ошибок 4 – 66,6% Средний уровень 60% с 2 ошибками 2 – 33,3% Низкий уровень 50% с 5 ошибками - Очень низкий уровень 20% с 6 ошиб. - Методика № 1. «Заполни по образцу» Цель: выявить концентрацию и устойчивость внимания. Описание: детям предлагается закодировать таблицу, расставив в ней знаки по образцу. Оборудование: бланк для заполнения, образец, карандаш, секундомер. Инструкция: «Перед вами таблица с фигурами и образец. Вам необходимо закодировать эту таблицу, расставив в ней знаки по образцу». На задание даётся 1 минута 15 секунд Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень от 0 до 2 ошибок 5 – 83,3% Средний уровень от 3 до 5 ошибок 1 – 16,7% Низкий уровень от 5 ошибок и более - Методика № 2. «Текст с ошибками» Цель: измерение уровня произвольного внимания младших школьников при самостоятельной работе. Описание: детям предлагается текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить. Оборудование: текст, напечатанный на листах бумаги, содержащий ошибки, для исправления которых не требуется знания правил, а нужно только внимание. Инструкция: «Перед вами текст, в котором допущены ошибки по невнимательности. Вам нужно их найти и исправить. Будьте внимательны!»
Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания ТАБЛИЦА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЩИХСЯ МАКСИМЕНКО ОЛЬГИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2019-2022 ГГ. № Ф.И. Русский язык Математика Литературное чтение 2 кл 3 кл 4 кл 2кл 3 кл 4 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 Ахметвалиев Ф. 4 4 4 4 4 4 5 5 5 2 Ахметов Д 4 4 5 5 5 5 5 5 5 3 Ахметова Д 3 4 4 4 4 4 5 4 5 4 Супрун И 3 4 4 3 4 4 5 4 4 5 Чернов К 4 4 4 4 4 5 4 5 5 6 Юнусов Т 4 4 5 4 5 5 5 5 5 Качество 66,7 100 100 83,3 100 100 100 100 100 Средний б 3,7 4 4 4 4,3 4,5 4,8 4,7 4,7
Спасибо за внимание!