Модель развития детской одарённости в области химии

Новикова Вера Леонидовна

Модель развития детской одаренности в области химии.

Каждый ребенок неповторим. В детском возрасте формируются способности личности. Уровень их развития определяют его одаренность.[1] В каждом ребенке наблюдается довольно много черт, характерных для одаренных детей. К ним можно отнести любознательность, находчивость, серьезность, настойчивость, желание привлечь к себе внимание и другие. Они практически всегда могут быть замечены школьными учителями. Чем раньше педагог обратит внимание на незаурядные способности ребенка, тем продуктивнее можно построен процесс обучения. В связи с этим учителя – предметники должны обратить свой взор на детей младшего школьного возраста. Именно среди младших школьников можно рассмотреть тех ребят, которые впоследствии станут гордостью учителя. Напротив, учащиеся, у которых предмет не вызовет большого интереса, в дальнейшем не будут тратить время на раздумье о посещении кружков, элективных курсов по данному предмету и т.п.

По Савенкову «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». На сегодняшний день существует два взгляда на детскую одаренность: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой теории считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка, нужно лишь создать определенные условия. Сторонники другой точки зрения говорят об одаренности как об уникальном явлении. И те и другие не опровергают факта, что предпосылки незаурядных способностей демонстрируют многие дети, а реальные уникальные результаты показывает значительно меньшая их часть.[2] Причин такого явления множество. По моему мнению, одна из них – педагогические просчеты учителей, которые являются следствием недостатка знаний в области диагностики одаренности, определения ее вида и отсутствием системы развития одаренности ребенка.

Долгое время считалось, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако многочисленные психологические исследования показывают, что «одаренность существует в постоянном движении, в развитии».[3] Практическая работа с такими детьми не должна носить хаотический характер. Необходимо построить адекватный образовательный процесс. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, прогрессивна. Под прогрессом здесь следует понимать внедрение в работу с такими детьми современных образовательных технологий, которые уже неплохо зарекомендовали себя в сфере образования (Информационно – коммуникационные технологии, здоровье – сберегающие технологии, проектно – исследовательский метод, пропедевтический факультативные курсы, курсы по выбору, элективные курсы и т. д.).

Я предлагаю рассмотреть выстроенную мной модель развития детской одаренности в области химии.

Цель: смоделировать систему развития детской одаренности в области химии.

Задачи: 1. Разработать методическую базу.

2. Разработать критерии контроля.

3. Создать банк достижений школьников по химии.

Она охватывает все ступени современного школьного образования и предполагает появление вполне определенных результатов. Модель опубликована во 2-м номере журнала «Исследовательская работа школьников» за 2009 г. и в научно – методическом журнале «Химия. Все для учителя!» ИГ «Основа» № 5 2011 год.

 

 

Модель развития детской одаренности в области химии.

Ступень образования

Проводимая работа

Кл

Ожидаемый результат

I ступень

Цель.

Диагностика детской одаренности.

  1. Урок – исследование «Разнообразие веществ».
  2. Исследование органолептических свойств воды из природных водоемов (цвет, мутность, запах и т.д.).
  3. Курс по выбору «Два мира: металлы и неметаллы».
  4. Рассмотрение темы «Витамины» в рамках факультативного курса «Планета загадок».

 

2

3

 

4

 

4

 

Цветные схемы

Отчет

Доклады (у одаренных детей со стендовой или слайдовой презентациями)

Исследовательские работы

II ступень

Цель.

Развить накопленный потенциал до более высокого уровня.

  1. Разъяснительная работа о вреде курения.
  2. Экспертиза продуктов питания по упаковке.
  3. Интегрированные уроки с элементами исследования. Например. Атмосферный озон. Вред и польза.

 

5-7

6-8

8

 

Демонстрационная исслед. работа.

Отчет

Мини исследование

III ступень

Цель.

Интенсификация поиска и накопление знаний.

  1. Элективные курсы
  2. Факультатив «Глобальная экология»
  3. Спецкурс
  4. Школьный день науки

 

 

9

10-11

10

1-11

 

 

Тестирование

Исследовательские работы

Тестирование

Отчет

Работа «Модель развития детской одаренности в области химии» награждена дипломом за лучшую разработку, представленную на областном конкурсе инновационных идей и методических решений в преподавании химии в средней школе (Иваново, ИГХТУ, 2010). На VI Всероссийском конкурсе педагогов «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» МАН в номинации «Педагогическое мастерство» по направлению «Пилотный проект» «Модель…» получила диплом I степени.

На I ступени школьного образования необходима диагностика детской одаренности. Одаренность у детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Увидеть черты одаренности, обратить на них свое внимание – это профессиональная обязанность педагога. Учителям необходимо создать условия, которые позволят одаренным детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей необходимо использовать новые технологии в сфере образования.

Многие учителя используют на своих уроках элементы исследования, поэтому первые шаги в области выявления детей, способных нестандартно мыслить в области естествознания можно сделать на уроках – исследованиях, например урок по теме «Разнообразие веществ», в курсе природоведения А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» во 2 классе. Анализируя содержание учебных программ начальной школы, мы пришли к выводу, что наиболее логично начать непосредственное знакомство учащихся с химической наукой в четвертом классе, после изучения темы «Тела и вещества» в рамках природоведения (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс). Вниманию детей мы предлагаем десятичасовую авторскую рабочую программу, построенную по принципу элективных курсов; «Два мира: металлы и неметаллы». Она опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2008 г. А так же в научно – методическом журнале «Химия. Все для учителя!» ИГ «Основа» №12 за 2011 г. В 2012 году рабочая программа стала лауреатом I степени XI Всероссийском конкурсе «Образовательный портал России» в номинации: «Система выявления и развития интеллектуально одаренных детей» по направлению: опыт работы с одаренными детьми.

Образовательная задача курса: познакомить учащихся с делением веществ на металлы и неметаллы, изучить их некоторые отличительные свойства и области применения на примерах наиболее известных четвероклассникам веществ. Развивающая задача заключается в расширении представлений ребят о веществах, из которых состоят окружающие физические тела. Поисково-исследовательский характер курса позволяет успешно реализовать воспитательную задачу: ненавязчиво, через определение веществ, из которых состоят физические тела, заставить учащихся внимательно вглядываться в окружающий мир. Элементы исследования используются на каждом уроке. Данный курс - первое знакомство учащихся с химией. Оно позволит учителям впервые обратить внимание на тех ребят, которые проявляют свои способности на уровне более высоком, чем сверстники. Опыт апробации пропедевтического факультативного курса «Два мира: металлы и неметаллы» опубликован журнале «Исследовательская работа школьников» №4 за 2008 г.

Введение учащихся в проектную деятельность можно начать также с младшими школьниками. Тема «Вода» актуальна для детей любой возрастной группы. Определить элементарные органолептические свойства (цвет, мутность, запах и т.д.) несложно и вызывает большой интерес у школьников. Для реализации образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана в 4 классе проводится факультативный курс «Планета загадок». В его рамках можно предложить рассмотрение темы «Витамины». Остановиться можно на наиболее изученных витаминах: А и С. Качественное определение, например, витамина С[4] не вызывает сложностей у учащихся 4-го класса. Напротив, осознание того, что, проведя несложный анализ, можно самим обнаружить аскорбиновую кислоту в овощах, фруктах и ягодах, порождает в детских головах множество идей исследовательского характера. Для определения витамина А можно воспользоваться методикой количественного анализа, основанной на извлечении каротина из навески бензином и сравнении окрашенного испытуемого раствора со стандартным[5]. Она тоже не вызывает сложностей в работе.

Таким образом, проектное мышление начинает своё формирование в результате проектной деятельности учащихся в начальной школе. Особенно это важно для удовлетворения работоспособности одаренных детей. Они могут работать над интересующей их темой, в подходящем для них темпе, и если пожелают, то индивидуально. Благодаря чему увеличивается количество участников и победителей конкурсов исследовательских работ учащихся различных уровней I ступени обучения.

Не потерять этот потенциал и развить его до более высокого уровня – задача, стоящая перед учителем в среднем звене. Педагог должен с невероятной точностью подобрать материал, который заинтересует и заставит работать школьников в этот период. Тематику работы подсказала сама жизнь. Не секрет, что пристрастие подростков к вредным привычкам за последние годы очень сильно помолодело. Курение глубоко укоренилось среди молодёжи. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Правительство нашей страны также принимает меры, направленные на борьбу с курением.

Мы решили подключиться к разъяснительной работе о вреде курения. Материал подбирали так, чтобы, прежде всего, вызвать интерес у учащихся. Работу вели семиклассники с ребятами 5х и 6х  классов. Сначала провели анкетирование учащихся по вопросам, связанным с курением. Далее, чтобы показать пяти-, шестиклассникам состав табачного дыма, проводили для них химические опыты с сигаретами[6]. Они очень наглядно демонстрируют наличие в табаке и табачном дыме множество вредных для здоровья человека веществ. Кроме того, эти опыты развенчивают миф «о защитной силе сигаретного фильтра». Для следующего этапа разъяснительной работы семиклассники заранее проводили демонстрационное исследование «Действие табачного дыма и никотина на тараканов, озёрных рыб, семена гороха»[7]. Результаты, оформленные для стендовой и слайдовой презентаций, были продемонстрированы школьникам на классных часах. Новое анкетирование завершило разъяснительную работу. Доверив семиклассникам такое серьёзное дело, мы, с одной стороны, заставили их углубиться в исследование данной проблемы и тем самым помогли им самим осознать всю значимость проводимой работы. С другой стороны, информация, которую получили 5 – 6 –ти классники, не была им навязана, а доказательно и интересно представлена старшими друзьями, а значит, лучше принята и осознана.

В настоящее время государство большое внимание уделяет здоровью подрастающего поколения. Крепкое здоровье складывается из многочисленных факторов. Один из них - это правильное питание. Современные продукты питания далеко не так безобидны. Сейчас часто говорят об «искусственной пище». Такая пища дешевле, ее легко приготовить, но безопасна ли она? Информацию о составе покупаемого нами продукта дает упаковка. Что скрывать, часто мы оставляем ее без должного внимания, а напрасно.… Так восьмиклассникам можно предложить провести экспертизу продуктов питания по упаковке. Адаптированная версии для работы с родителями опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2008 году. Целью работы является информирование школьников о широком использовании различных добавок пищевой промышленностью. Образовательная задача занятия состоит в том, чтобы познакомить учащихся с видами добавок, наиболее часто используемых пищевой промышленностью, отметить положительные и отрицательные стороны их использования. Воспитательная задача: обратить внимание детей на необходимость внимательно изучать информацию о составе покупаемого продукта. Развивающая. Разбудить в школьниках способность внимательно всматриваться в окружающую действительность, особенно остро ощущать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Накопленный опыт в области школьных исследований, позволяет говорить о том, что тематика работ все чаще выходит за рамки какой – либо одной науки. Проблемы, поднимаемые учениками, находятся на стыке нескольких учебных дисциплин. Решить их можно лишь объединив в единое целое ранее разрозненные знания, найти взаимозависимые, взаимодополняемые части. Сделать это довольно сложно, т.к. процесс требует от педагогов и учеников активизации целого комплекса знаний иногда в областях, казалось бы, несоприкасающихся наук. Однако интеграция позволит взглянуть на вещи, явления по новому, даст детям представление о единстве окружающего мира.

Безусловно, перед учителем встает одна из самых трудных задач, научить школьников смотреть на проблему с разных сторон, используя при этом весь арсенал имеющихся знаний, перенося их из одной науки в другую. Огромное значение в решении поставленной задачи играют интегрированные уроки. Планировать их нужно так, чтобы для прояснения ситуации требовалось провести небольшое исследование (или его элемент) на стыке нескольких учебных дисциплин. Так, с восьмиклассниками можно попытаться разобраться с проблемой атмосферного озона на стыке химии, биологии и географии. На соответствующем интегрированном уроке «Атмосферный озон. Вред и польза» огромную роль играет моделирование ситуации парникового эффекта, которая носит ярко выраженный исследовательский характер.

Становится очевидным, то, что восьмиклассники начнут изучать химию, уже имея о ней представление. Дальнейшая работа по предмету умножит и систематизирует знания, а выбор элективных курсов в 9 классе пройдёт безболезненно[8].

Хорошим показателем результативности проводимой работы служат данные об участии школьников II ступени обучения в конкурсах исследовательских работ различных уровней.

На III ступени происходит интенсификация поиска и накопление знаний. Для старшеклассников я провожу факультативный курс «Глобальная экология». Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях – это объяснение, в других – диагноз болезни, в-третьих – приговор.[9] Экологический практикум в нём – «золотое дно» проектной деятельности. Спецкурс, разработанный заместителем декана биолого-химического факультета ИвГУ Кустовой Т. П., поможет углубить знания по предмету. Результативность апробации модели развития детской одаренности наглядно просматривается на школьном Дне науки. В дальнейшем работы – победители школьного этапа учащиеся представляют на конкурсах исследовательских работ различных уровней.

Безусловно, предложенная мной модель развития детской одаренности в области химии не бесспорна, требует более тщательной проработки, длительной апробации и, наконец, дополнения, но как отправная точка в развитии системы работы с одаренными детьми она может быть использована. Своим опытом делюсь с коллегами на муниципальном и региональном уровне, а также через СМИ. Мой опыт привлекает и моих бывших учеников. Я являюсь официальным научным консультантом студентки ИвГУ Соловьевой Е.А., защитившей в 2009 году дипломную работу по специальности педагогика, в которой она анализирует модель и проектирует ее развитие.

Диагностировать детскую одаренность на разных ступенях школьного образования нам помогает адаптированная методика, опубликованная в практикуме «Основы психологии» Л. Д. Столяренко (Москва «Феникс» 2008 год). Отслеживать наиболее яркие проявления одаренности можно по данным банка достижений учащихся IIII ступени МОУ сош №1 г. Наволоки по хими. В целом критерии оценки детской одаренности выглядят так.

Критерии оценки детской одаренности в области химии.

Входной контроль на каждой ступени

Контроль по I ступени

Контроль по II ступени

Контроль по III ступени

Наблюдение

Анализ результатов теста факультативного курса «Два мира…»

Количество учащихся, выбирающих элективные курсы по химии

Количество учащихся, выбирающих ЕГЭ по химии

Тест Л Д Столяренко

Участие в конкурсах

Количество учащихся, выбирающих ГИА по химии

Количество учащихся, выбирающих спецкурс

 

Тест Л Д Столяренко

 

Участие в олимпиадах и конкурсах

Участие в олимпиадах и конкурсах

 

 

Тест Л Д Столяренко

Тест Л Д Столяренко

Полная версия методической базы вынесена в отдельные файлы.



[1] Дмитриева Е.Н. Одаренные дети//Здоровье детей, 2001 №3.

[2] Савенков А.И. Одаренные дети: особенности психического развития.http://school.msk.ort.ru/

[3] Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. http://school.msk.ort.ru/.

[4]Скурихин И.Н., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. М. Высшая школа, 1991.

[5] Сударкина А.А., Евсеева И.И., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М. Просвещение, 1986.

[6] Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.Н. Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.

[7] Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся.// Химия в школе, 2006 №6.

[8] Шмуклер Е.Г. Прошлое и настоящее идеи «Химия - с седьмого класса».//Химия в школе, 2007 №3. Шмуклер Ю.Г. Один урок из пропедевтического курса химии.// Биология и химия в школе, 1999 №1.

[9] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология, 10–11 М. Просвещение, 1998.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

Работа с одаренными детьми не должна носить хаотичный характер. В статье предлагается рассмотреть авторскую программу пропедевтического курса по выбору «Два мира: металлы и неметаллы». Данная рабочая программа рассчитана на 10 часов и является углублением некоторых тем природоведения, связанных с основами химии. Изучение предлагаемого курса направлено на обеспечение преемственности общеобразовательных программ природоведения и химии, носит пропедевтическую направленность, способствует раннему выявлению детской одаренности в области химии развитию исследовательских компетенций учащихся. Кроме того, в условиях внедрения ФГОС, одним из ключевых звеньев процесса обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение школьников качественной внеурочной деятельностью. Данная авторская программа помогает реализовать это направление.

Введение.

Каждый ребенок неповторим. В детском возрасте происходит формирование способностей личности. Уровень их развития и широта внедрения в психику ребенка определяют его одаренность.[1] В каждом ребенке наблюдается довольно много черт, характерных для одаренных детей. Они практически всегда могут быть замечены школьными учителями. Чем раньше педагог обратит внимание на незаурядные способности ребенка, тем продуктивнее может быть построен процесс его дальнейшего обучения. В связи с этим учителя – предметники должны обратить свой взор на детей младшего школьного возраста. Именно среди младших школьников можно рассмотреть тех ребят, которые впоследствии станут гордостью учителя. Напротив, учащиеся, у которых предмет не вызовет большого интереса, в дальнейшем не будут тратить время на раздумье о посещении кружков, элективных курсов по данному предмету и т.п.

По Савенкову «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». На сегодняшний день существует два взаимно противоположных взгляда на детскую одаренность: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой теории считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка, нужно лишь создать определенные условия. Сторонники другой точки зрения говорят об одаренности как об уникальном явлении. И те и другие не опровергают факта, что предпосылки незаурядных способностей демонстрируют многие дети, а реальные уникальные результаты показывает значительно меньшая их часть.[2] Причин такого явления множество. По моему мнению, одна из них – педагогические просчеты учителей, которые являются следствием недостатка знаний в области ранней диагностики одаренности.

Долгое время считалось, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако многочисленные психологические исследования показывают, что «одаренность существует в постоянном движении, в развитии».[3] Практическая работа с такими детьми не должна носить хаотический характер. Необходимо построить адекватный образовательный процесс. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, прогрессивна. Под прогрессом следует понимать внедрение в работу современных образовательных технологий, которые уже неплохо зарекомендовали себя в сфере образования.

На I ступени школьного образования необходима диагностика детской одаренности. Одаренность у детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Увидеть черты одаренности, обратить на них свое внимание – это профессиональная обязанность педагога. Учителям необходимо создать условия, которые позволят одаренным детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей необходимо использовать новые технологии в сфере образования.

Многие учителя используют на своих уроках элементы исследования, поэтому первые шаги в области выявления детей, способных нестандартно мыслить в области естествознания можно сделать на уроках. Анализируя содержание учебных программ начальной школы, я пришла к выводу, что наиболее логично начать непосредственное знакомство учащихся с химической наукой в четвертом классе, после изучения темы «Тела и вещества» в рамках природоведения (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»). Вниманию детей я предлагаю авторскую рабочую программу: «Два мира: металлы и неметаллы».

Пояснительная записка.

Для реализации общеобразовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана в 4 классе проводится факультативный курс «Планета загадок». В его рамках можно предложить школьникам первой ступени обучения авторскую рабочую программу пропедевтического курса по выбору «Два мира: металлы и неметаллы». Данная рабочая программа рассчитана на 10 часов и является углублением некоторых тем природоведения, связанных с основами химии. Изучение предлагаемого курса направлено на обеспечение преемственности общеобразовательных программ природоведения и химии, носит пропедевтическую направленность, способствует ранней диагностике детской одаренности в области химии и развитию исследовательских компетенций учащихся. Кроме того, в условиях внедрения ФГОС, одним из ключевых звеньев процесса обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение школьников качественной внеурочной деятельностью. Данная авторская программа помогает реализовать это направление.

Цель курса - формирование у школьников первой ступени обучения первоначальных знаний о металлах и неметаллах.

Программа курса помогает решить следующие задачи:

общеобразовательная. Познакомить учащихся с делением веществ на металлы и неметаллы, изучить их свойства, области применения на примерах наиболее известных четвероклассникам веществ.

Развивающая задача заключается в расширении представлений школьников о веществах, из которых состоят окружающие физические тела. Исследовательский характер курса позволяет успешно реализовать воспитательную задачу. Ненавязчиво, через определение веществ, из которых состоят физические тела, заставить учащихся внимательно вглядываться в окружающий мир.

Программа курса «Два мира: металлы и неметаллы» включает следующие темы:

  1. Введение.
  2. Металлы.
  3. Неметаллы.
  4. Взаимосвязь металлов и неметаллов.

Содержание курса должно обеспечить учащихся устойчивыми знаниями об отличительных особенностях металлов и неметаллов, их многообразии и областях применения. Программа предполагает деятельностный подход в обучении и предполагает раннюю диагностику детской одаренности в области химии.

Тематическое планирование.

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Введение

Тестирование учащихся. Деление простых веществ на металлы и неметаллы.

1

2

2

Обзор металлов

Железо. Медь. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентация сообщений об алюминии, натрии, кальции.

3

3

3

Обзор неметаллов

Сера. Кислород. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентация сообщений об углероде, азоте, водороде.

3

4

4

Взаимосвязь металлов и неметаллов

Демонстрация занимательных опытов с металлами и неметаллами. Практическая работа «Распознавание металлов и неметаллов. Определение некоторых физических свойств»

2

5

Итоговое занятие

Тест

1

Содержание материала.

Изучение курса по выбору «Два мира: металлы и неметаллы» следует начать с тестирования учащихся. Цель: выяснить, какие металлы и неметаллы известны школьникам, в каком виде они встречаются в природе, области применения.

  1. Введение (1 ч.).

Деление простых веществ на металлы и неметаллы, выявление сходных и отличительных свойств. Первоначальные сведения о периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Методическое обеспечение. Периодическая система химических элементов в ампулах. Наборы физических тел металлов и неметаллов. Распечатка периодической системы химических элементов в черно – белом варианте для каждого ученика.

Форма работы. Предполагается групповая работа поисково-исследовательского характера на большей части урока.

  1. Обзор металлов (3 ч.).

Железо. Медь. Их физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентации сообщений о металлах (алюминий, кальций, натрий).

Методическое обеспечение. Распечатка периодической системы химических элементов в черно – белом варианте для каждого ученика. Коллекции горных пород, содержащих железные и медные руды. Наборы физических тел, изготовленных из железа и меди.

Формы работы. На отдельных этапах урока возможно сочетание индивидуальной работы и групповой под руководством учителя.

Рекомендации. Наиболее удачно знакомство с химическим элементом начать так: следуя инструкции учителя, дети находят элемент в периодической системе, определяют его положение (период, группу), закрашивают ячейку цветными карандашами.  

Форма отчета. Анализ тестирования покажет, какие еще металлы известны учащимся. Группы ребят готовят сообщения по интересным вопросам об этих металлах и выступают с небольшими докладами. Можно предложить подготовить сообщения об алюминий, кальций, натрий.

  1. Обзор неметаллов (3 ч.).

Кислород. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль.

Демонстрация горения в кислороде серы, углерода. Сера. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Демонстрация перехода аллотропных видоизменений серы друг в друга. Презентация сообщений о неметаллах (углерод, водород, азот).

Методическое обеспечение, формы работы, рекомендации, форма отчета аналогичны теме «Обзор металлов».

4. Взаимосвязь металлов и неметаллов (2 ч.).

Демонстрация занимательных опытов с металлами и неметаллами. Практическая работа «Распознавание металлов и неметаллов. Определение некоторых физических свойств».

5. Итоговое занятие (1 ч). Тест.

Рекомендации. Сравнить результаты тестирования на итоговом занятии с результатами тестирования учащихся перед началом изучения курса « Два мира: металлы и неметаллы».

Требования к результатам усвоения материала курса по выбору

« Два мира: металлы и неметаллы ».

Учащиеся должны знать.

Учащиеся должны уметь.

Деление простых веществ на металлы и неметаллы. Знаки химических элементов: 5 металлов и 5 неметаллов.

Некоторые важнейшие физические свойства металлов: агрегатное состояние, цвет, металлический блеск, ковкость, способность к намагничиванию железа, тепло- и электропроводность.

Некоторые важнейшие физические свойства неметаллов: цвет, агрегатное состояние, аллотропные видоизменения серы, кислорода.

Находить химические элементы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

По важнейшим физическим свойствам распознавать из чего изготовлены физические тела (из металлов или из неметаллов).

Список литературы.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ – Пресс, 1999.
  2. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Химия – 8 класс. М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Химия – 9 класс. М.: Дрофа, 2004.
  4. Головнер В.Н. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. М.: НЦ ЭНАС, 2005.
  5. Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005 №3.
  6. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
  7. Плешаков А.А. Крючкова Е.А.  Мир вокруг нас – 3 класс. М.: ВИТА Пресс, 2007.


[1] Дмитриева Е.Н. Одаренные дети//Здоровье детей, 2001 №3.

[2] Савенков А.И. Одаренные дети: особенности психического развития.http://school.msk.ort.ru/

[3] Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. http://school.msk.ort.ru/.



Предварительный просмотр:

Экологический практикум к факультативному курсу

«Глобальная экология»

(Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин «Глобальная экология» М. «Просвещение» 1998г).

Тема практикума

Темы исследований

Человечество и атмосфера

  1. Кислотность атмосферных осадков.
  2. Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
  3. Источники загрязнения воздуха в городской черте.

Человечество и гидросфера

  1. Определение качества воды природных источников.
  2. Источники загрязнения городских водоемов.
  3. Экологические группы обитателей водоема.

Изучение состояния почв в своем регионе

  1. Исследование почвенного профиля.
  2. Определение рН почвы.
  3. Определение содержания хлоридов в почве.



Предварительный просмотр:

Ивановская область

Кинешемский муниципальный район

г. Наволоки МОУ СОШ №1

Тематическое родительское собрание

«Искусственная пища – красиво, вкусно, полезно?»

        

Авторы:       Новикова Вера Леонидовна,

учитель химии высшей

квалификационной категории.

Репина Наталия Владимировна,

учитель химии и биологии

I квалификационной категории.

2008

Введение.

В настоящее время большое внимание уделяется подрастающему поколению. Не секрет, что большая часть российских школьников имеют серьезные проблемы со здоровьем. Правительство нашей страны проводит ряд мероприятий, направленных на решение сложившейся ситуации. Внедряется в жизнь приоритетный национальный проект «Здоровье», в школах большое внимание уделяется здоровье – сберегающим технологиям [4].

Актуальность и острейшая социальная значимость, обозначенной проблемы, побудила нас к созданию методики проведения тематического родительского собрания с элементами исследования на тему: «Искусственная пища – красиво, вкусно, полезно?» Уникальность методики состоит в том, что она может быть использована в работе со школьниками, родителями разных возрастных групп, педагогами. В частности, нами она апробирована на родителях средней группы ДДУ №1 г. Наволоки (июнь 2008г), на педагогическом коллективе МОУ сош №1 г. Наволоки (октябрь 2008г), на учащихся 10 класса МОУ сош №1 г. Наволоки (ноябрь 2008г) и их родителях (декабрь 2008г). Методика рассчитана на 45 минут, что укладывается в рамки школьного урока. Она позволяет активизировать познавательскую деятельность детей, родителей, педагогов в области углубления знаний о здоровом питании, как одном из аспектов здорового образа жизни.

Проделанная работа еще раз убедила нас в привлекательности проектно – исследовательской деятельности с целью активизации процессов обучения не только школьников, но и родителей, а так же учителей. Все, на ком была апробирована методика, пожелали участвовать в работе подобного рода еще раз, так как она обогатила их новыми знаниями, была им интересна, а так же требовала самостоятельности и творческого подхода.

Тематическое родительское собрание.

«Искусственная пища – красиво, вкусно, полезно?».

Цель. Информировать родителей о широком использовании различных добавок пищевой

промышленностью.

Задачи:

Образовательная. Познакомить родителей с видами добавок, наиболее часто используемых пищевой промышленностью. Отметить положительные и отрицательные стороны их использования.

Воспитательная. Обратить внимание родителей на необходимость внимательно изучать информацию о составе покупаемого продукта.

Развивающая. Разбудить в родителях способность внимательно всматриваться в окружающую действительность, особенно остро ощущать ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

Оборудование. Наборы продуктов питания, презентация MS Office Power Point, плакат «Пищевые добавки».

Ход собрания.


Этапы

Содержание материала

Время

Организационный

момент

1-3

мин


Введение в тему

(слайд 1)

Вступительное слово учителя.

В настоящее время государство большое внимание уделяет здоровью подрастающего поколения. Думаю, что этот вопрос не может не волновать в первую очередь вас, родителей. Крепкое здоровье складывается из многочисленных факторов. Один из них - это правильное питание. С пищей в организм человека поступают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода, микроэлементы. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности. Современные продукты питания далеко не так безобидны. Сейчас часто говорят об «искусственной пище» «Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных, включая и деликатесы»[1]. Такая пища дешевле, ее легко приготовить, но безопасна ли она? Информацию о составе покупаемого вами продукта дает упаковка. Что скрывать, часто мы оставляем ее без должного внимания, а напрасно…


2

мин


Исследование упаковок продуктов питания

(слайд 2)


Я предлагаю вам провести экспертизу упаковок продуктов питания (слайд 2), с целью определить содержание пищевых добавок. Работать будем группами по 5 человека. Каждая группа получает для исследования свой набор из 3 разных продуктов питания (слайд 3). Закупка проводилась на основании предварительного анкетирования родителей. (Смотри приложение 1). Внимательно изучите информацию на упаковках и заполните предложенную таблицу. (Смотри приложение 2).


10

мин


Отчет по результатам исследования упаковок продуктов питания


Каждая группа готовит сообщение по результатам проведенной экспертизы. Выступления должны содержать ответы на следующие вопросы:


  1. Какие исследуемые продукты содержат полную информацию о продукте (наименование товара, производитель, дата изготовления, срок годности, условия хранения, состав, энергетическая ценность, масса или объем), какие нет. Отметить, какая именно информация о товаре отсутствует.


  1. Содержат ли этикетки исследуемых продуктов информацию о пищевых добавках, уточнить о каких именно. (По мере выступления родителей, следует, на доске записывать маркировки, встречающихся пищевых добавок, например, Е1422,Е1450 и т.д.)


  1. Обратите внимание аудитории на те исследуемые продукты, которые не содержат информацию о пищевых добавках.





15

мин


Информирование родителей о пищевых добавках


Выступление учителя химии.


Пищевые добавки (слайд 4).

Пищевые добавки могут быть изготовлены из природного сырья и из синтетических веществ. По своему назначению они делятся на [1]:

1. Консерванты – способствуют сохранности продукта.

2. Красители.

3. Стабилизаторы – обеспечивают длительное сохранение

консистенции.

4. Эмульгаторы – сохраняют равномерность распределения

дисперсной фазы в среде, препятствуют образованию осадков.

5. Ароматизаторы – усиливают или придают вкус, запах.

6. Антифламинги – не позволяют слеживаться веществам, препятствуют образованию пены в напитках.

7. Вещества, которые замедляют процессы брожения и окисления в продуктах (см. приложение 3).


В разных странах нормы по содержанию пищевых добавок различаются. Следует особо обратить внимание на то, что «Госсанэпиднадзор и общество по защите прав потребителей не рекомендуют употреблять» в пищу продовольственные товары, если на этикетках упаковок встречаются следующие маркировки [1] (слайд 5).

Давайте, определим принадлежность, выписанных на доске маркировок пищевых добавок к тому или иному классу. Особо обратим внимание на то, есть ли среди них опасные для здоровья добавки (Обсуждение результатов).







15

мин


Итоги работы


Подвести итог нашего занятия я предлагаю следующим образом. Вы обсудите ситуацию в своих группах и постараетесь сформулировать рекомендации для пищевой промышленности по использованию пищевых добавок. Отметьте аспекты, которые вызвали у вас особое беспокойство, внесите свои предложения. (Обсуждение результатов)

Общий вывод по занятию делает педагог. В нем необходимо сопоставить, как отвечали родители на вопросы анкеты с высказываниями, которые звучали во время обсуждения рекомендаций пищевой промышленности (слайд 6, 7).


10

мин

Приложение.

№1. Анкета для родителей.

1. На что вы обращаете внимание при покупке продуктов питания?

   а) на упаковку                в) на состав

   б) на цену                       г) другой вариант ответа

2. Внимательно ли вы изучаете информацию на упаковке товара?

   а) да, всегда                   в) редко

   б) иногда                        г) не обращаю на нее внимания

3. Если в составе покупаемого продукта встречаются неизвестные ингредиенты, то вы

   а) сначала выясните их назначение, а затем решите приобретать или не приобретать товар

   б) купите в любом случае

4. Что вам известно о пищевых добавках?

   а) они полезны для здоровья               в) ничего не знаю

   б) они вредны для здоровья                 г) другой вариант ответа

5. Перечислите пять наиболее часто покупаемых вами продуктов.

№2. Таблица «Экспертиза упаковок продуктов питания»

Наименование продукта

Упаковка (вид, состав)

Этикетка, состав

Масса

Энергетические и пищевые ценности

Срок годности

Наличие консервантов и пищевых добавок

Заключение

№3. Плакат «Пищевые добавки» [1].

Консерванты                    Красители                    Ароматизаторы                            Стабилизаторы

Е220-299                             Е100-182                               Е600-699                                       Е400-499

Эмульгаторы                           Антифламинги                                    Вещества, которые замедляют

Е500-599                                   Е900-999                                         процессы брожения и окисления

                                                                                                                                                    Е300-399

Список литературы.

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия-11. М., «Дрофа» 2003.

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы. М., «Вако» 2005.

3. Николаев Л.А. Химия жизни. М., «Просвещение» 1977.

4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. М., «Вако» 2007.