Воспитательная работа
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Материалы к классному часу.
Как правильно готовить уроки
08.10.2013
Памятка №1 Как готовить домашние задания
- Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.
- Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16-17 часов, а если во II то с 9 часов).
- Готовь уроки всегда в одном и том же месте.
- Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.
- Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.
- Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут.
- Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.
- Пользуйся словарями и справочниками.
- После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.
- Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.
- Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно - правила, формулы, теоремы, законы.
- После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.
Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т. д.
Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала.
15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании?
И т. д.
Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».
Памятка №2 ^ Правила умственного труда
1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.
2) Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.
3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
4) Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям - всему должно быть свое место.
5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение - залог хорошей работоспособности.
6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).
7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь ча другой.
8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).
Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке».
Памятка №3 ^ Как слушать учителя на уроке
1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.
2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.
3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активностимышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.
4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.
5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Полезны для учащихся памятки по НОТ.
Памятка №4 ^ Как работать с книгой
При чтении текста нужно решить 4 задачи.
1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.
2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.
Тест «10 существительных»
Задание ученикам: расставьте слова в порядке значимости для вас, начиная с самого значимого.
Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.
Анкета
1. Какие предметы вызывают у тебя трудность.
2. Какие предметы даются тебе легко.
3. На какие предметы ты идешь с удовольствием. Почему:
а) интересно объясняет учитель
б) все понятно
в) нравится учитель
4. Какие предметы тебе не нравятся:
а) скучно, неинтересно
б) трудно, непонятно.
в) не нравится учитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Определение темперамента»
Особенности темперамента младших школьников оказывают существенное влияние на учебную деятельность.
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, взаимосвязи темпераментов, их процентном соотношении в личности. В "чистом виде" отдельные типы темперамента встречаются редко. Однако, охарактеризуем "чистые" типы темпераментов.
Холерик.
Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Сангвиник.
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Флегматик.
Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик.
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Известный художник-карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. В результате: холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову.
Инструкция.
Вам поочередно предлагается набор качеств личности (80 вопросов). Отвечайте положительно ("Да"), если данное качество у Вас действительно проявляется. Или проявляется у вашего ребенка. В противном случае выбирайте ответ "Нет".
Результатом теста является процентное соотношение присутствующих в Вас типов темперамента.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Вы неусидчивы, суетливы | Да | Нет |
2. Невыдержанны, вспыльчивы | Да | Нет |
3. Нетерпеливы | Да | Нет |
4. Резки, прямолинейны в обращении с людьми | Да | Нет |
5. Решительны и инициативны | Да | Нет |
6. Упрямы | Да | Нет |
7. Находчивы в споре | Да | Нет |
8. Работаете рывками | Да | Нет |
9. Злопамятны и обидчивы | Да | Нет |
10. Обладаете быстрой, страстной, сбивчивой речью | Да | Нет |
11. Неуравновешенны, склонны к горячности | Да | Нет |
12. Агрессивны | Да | Нет |
13. Склонны к риску | Да | Нет |
14. Нетерпимы к недостаткам | Да | Нет |
15. Обладаете выразительной мимикой | Да | Нет |
16. Способны быстро действовать и решать | Да | Нет |
17. Неустанно стремитесь к новому | Да | Нет |
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями | Да | Нет |
19. Настойчивы в достижении поставленной цели | Да | Нет |
20. Склонны к резким сменам настроения | Да | Нет |
21. Вы веселы и жизнерадостны | Да | Нет |
22. Энергичны и деловиты | Да | Нет |
23. Часто не доводите дело до конца | Да | Нет |
24. Склонны переоценивать себя | Да | Нет |
25. Способны быстро схватывать новое | Да | Нет |
26. Неустойчивы в интересах и склонностях | Да | Нет |
27. Легко переживаете неудачи и неприятности | Да | Нет |
28. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам | Да | Нет |
29. С увлечением беретесь за дело | Да | Нет |
30. Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать | Да | Нет |
31. Быстро включаетесь в новую работу, быстро переключаетесь с одной работы на другую | Да | Нет |
32. Тяготитесь однообразием будничной работы | Да | Нет |
33. Общительны, отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми | Да | Нет |
34. Сохраняете самообладание в неожиданно сложной обстановке | Да | Нет |
35. Выносливы и трудоспособны | Да | Нет |
36. Обладаете живой, громкой речью, с живыми жестами и мимикой | Да | Нет |
37. Обладаете всегда бодрым настроением | Да | Нет |
38. Быстро засыпаете и просыпаетесь | Да | Нет |
39. Часто не собранны, поспешны в решениях | Да | Нет |
40. Склонны иногда скользить по поверхности в делах, отвлекаться | Да | Нет |
41. Вы спокойны и хладнокровны | Да | Нет |
42. Последовательны и обстоятельны в делах | Да | Нет |
43. Оcторожны и рассудительны | Да | Нет |
44. Умеете ждать | Да | Нет |
45. Молчаливы и не любите попусту болтать | Да | Нет |
46. Обладаете спокойной равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики | Да | Нет |
47. Сдержанны и терпеливы | Да | Нет |
48. Доводите начатое дело до конца | Да | Нет |
49. Не растрачиваете попусту сил | Да | Нет |
50. Строго придерживаетесь распорядка в жизни, системы в работе | Да | Нет |
51. Легко сдерживаете порывы | Да | Нет |
52. Мало восприимчивы к одобрению или порицанию | Да | Нет |
53. Незлобны, проявляете снисходительность | Да | Нет |
54. Постоянны в своих интересах и отношениях | Да | Нет |
55. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое | Да | Нет |
56. Ровны в отношениях с людьми | Да | Нет |
57. Любите аккуратность и порядок во всем | Да | Нет |
58. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке | Да | Нет |
59. Инертны, малоподвижны, вялы | Да | Нет |
60. Обладаете выдержкой | Да | Нет |
61. Вы стеснительны и застенчивы | Да | Нет |
62. Теряетесь в новой обстановке | Да | Нет |
63. Затрудняетесь устанавливать контакт с незнакомыми | Да | Нет |
64. Не верите в свои силы | Да | Нет |
65. Легко переносите одиночество | Да | Нет |
66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудаче | Да | Нет |
67. Склонны уходить в себя | Да | Нет |
68. Быстро утомляетесь | Да | Нет |
69. Обладаете слабой, тихой речью, иногда сниженной до шепота | Да | Нет |
70. Невольно приспосабливаетесь к характеру человека | Да | Нет |
71. Чрезвычайно восприимчивы к порицанию и одобрению | Да | Нет |
72. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим | Да | Нет |
73. Склонны к подозрительности | Да | Нет |
74. Склонны к мечтательности | Да | Нет |
75. Болезненно-чувствительны и легко ранимы | Да | Нет |
76. Впечатлительны до въедливости | Да | Нет |
77. Чрезмерно обидчивы | Да | Нет |
78. Скрытны и необщительны | Да | Нет |
79. Мало активны и робки | Да | Нет |
80. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих | Да | Нет |
Результаты теста.
В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.
Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.