Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ как фактор, детерминирующий психическое состояние дошкольника
Дошкольное детство является особым периодом. На этом этапе развитие эмоциональной сферы выходит на первый план, и значение психических состояний в жизни ребенка огромно.
В дошкольном возрасте эмоции и чувства становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Эмоции детей в этом возрасте пока продолжают оставаться импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.
При этом умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции возрастает. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).
Психические состояния подвержены влиянию ряда факторов. А. Д. Кошелева, исследующая данный вопрос, указывает на важную роль воспитательного процесса в семье и в детском саду. [1, с. 87]
В экопсихологическом подходе В.И.Панова, психическое развитие человека в ходе его обучения рассматривается в контексте системы «человек — окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации [2, с. 51]. В контексте поставленной темы важно рассмотрение роли воспитательно – образовательной среды и воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в детерминации психических состояний.
Большую часть времени дошкольник проводит в ДОУ, играя, развиваясь, общаясь со сверстниками, взаимодействуя с взрослыми. Взаимодействие педагога и ребенка является процессом непосредственного или опосредованного воздействия их друг на друга. По своему характеру все воздействия педагога на ребенка могут быть представлены четыре модели, из них две полярные и две промежуточные.
Полярные модели: личностно-ориентированная; дисциплинарно-ориентированная. Промежуточные модели: личностно-дисциплинарная, т.е. преимущественно личностная; дисциплинарно-личностная модель, т.е. преимущественно дисциплинарная.
Современные тенденции в воспитательно-образовательном процессе в детском саду предполагают построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе позиций его участников.
Субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения.
Объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно.
Субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Роль педагога в создании ненасильственной развивающей педагогической среды совместно с семьями воспитанников. В работе с родителями просвещение и пропаганда личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Для обеспечения психологического благополучия важно обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка, специфику его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость), ведущие к возникновению страхов. Важно распознать наличие страхов у детей, выявить причины их возникновения, провести коррекцию, но и просветить родителей, как грамотно вести себя с детьми, относительно их страхов.
Важно способствовать коррекции такого качества как неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживание, желание, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. В результате эмоционального неблагополучия, связанного с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потовыделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие у них часто выражается нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка могут привести к внутри личностному конфликту.
Организация воспитательно – образовательного процесса в традиционных ДОУ опирается на федеральные государственные образовательные стандарты. Согласно им воспитательно – образовательный процесс направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Воспитательно – образовательный процесс призван обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
· физическому
· социально-личностному
· познавательно-речевому
· художественно-эстетическому.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса ДОУ – не более 20% общего объема программы.
Среди принципов воспитательно – образовательного процесса призваны реализовываться принцип развивающего образования, принцип научной обоснованности образовательного процесса, принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками и др.
Развитие детей во многом определяется не только общественными установками и влиянием семьи, не только врождёнными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребёнка.
Список использованной литературы
1. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В. - М., 1990 г.- 134 с.
2. Панов, В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии М.:Наука2004 194 с.
3. ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Методическое пособие.- Наука 2014 368с.
4. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции А.О. Прохоров. Казань: Изд-во Казанского педагог, ин-та, 1994. 115с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 2001. - 296 с.
6. Велиева, С.В. Динамические особенности типичных психических состояний детей 3-7 лет // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып. 4. / Под ред. проф. А.О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С. 144-171.
7. Генинг, Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности//Автореф. Дисс. канд. психол. наук 19.00.07 – Казань: 1997 – 189 с.