Для вас родители!

Магамадова Юлия Вячеславовна

Консультации и рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_na_sayt.docx25.32 КБ
Файл kons_na_sayt.docx18.02 КБ
Файл konsultatsiya_na_sayt_ns.docx18.38 КБ
Файл metodika_zheleznovyh_muzyka_s_mamoy_.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет

 Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. 

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

        Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

         Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

•   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

•   становление эстетического отношения к окружающему миру:

•   формирование элементарных представлений о видах искусства;

•   восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

•   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

        В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

       Так, например, касательно образовательной области «Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

      В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

      Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

      Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

 Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Виды музыкальной деятельности

       Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

       В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно - исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

       В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

       Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Формы музыкальной деятельности

       Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Программы и технологии музыкального воспитания

       Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

        Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

       Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.

       В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).

       Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленнее художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

      Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована

•   на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

•   выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педагогического коллектива;

сложившиеся традиции ДОО (группы).

     Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.

 Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Психолого-педагогические условия реализации программы

      Необходимо остановиться на психопого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.

1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.  Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям  (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

3.    Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4.   Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

5.     Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

6.  Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

       Иными словами, ребенок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности.

   В музыкальной деятельности подобный выбор необходим для ребёнка. Если мы говорим о ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдельно.

Целевые ориентиры дошкольного образования

       Принятый Стандарт существенно упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развитии детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

       Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач:

•   индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);

•   оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

       Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

      Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

      Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

•   ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•   обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

•   обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•   достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•   у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•   способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:

•   проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

      Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.



Предварительный просмотр:

О программе «Ладушки» 

 И. М. Каплуновой и И. А. Новосколъцевой

На современном этапе педагогическая деятельность  требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО,  который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:

  • Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
  • Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
  • Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.

Парциальная программа «Ладушки» соответствует ФГОС ДО

Программа рассчитана на все категории детей, в том числе и с ограниченными возможностями. Ориентирована на пять возрастных периодов: ранний возраст (от 2 до3), младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицирование, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи:

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2.  Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  3.  Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  4.  Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  5.  Развивать коммуникативные способности.
  6.  Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
  7.  Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
  8.  Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
  9.  Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
  10.  Обеспечить преемственность музыкального воспитания между ДОУ и начальной школой.
  11.  Обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

Программа обеспечивает:

- Коммуникативно – личностное развитие;

- Познавательно – речевое;

- Художественно – эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Результатом реализации  программы:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

-умение передавать выразительные музыкальные образы;

-восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных  произведений;

-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.



Предварительный просмотр:

«Организация систематической музыкальной деятельности в реализации ФОП ДО и в соответствии с ФГОС ДО: подходы, формы, методы»

Эстетическое воспитание, которое получают воспитанники ДОУ на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках направлено на патриотическое воспитание, воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание развивает эмоциональной сферы личности, способствует воспитанию воображения, чувств.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие классической музыки, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам сказок;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности и творческой активности детей

Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на основе взаимосвязи и соединения всех образовательных областей. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)" так же учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения.

Основными формами организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются: музыкальное занятие, развлечение, праздники, самостоятельная деятельность.

На музыкальном занятии осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. У детей на музыкальных занятиях проявляется интерес к музыке и музыкальной деятельности. Каждое музыкальное занятие – это путешествие в музыкальную страну, знакомство с которой развивает у ребенка музыкальные способности, формирует основы вкуса, совершенствует умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Применение ИКТ на музыкальных занятиях очень в этом помогает, так как мультимедийные технологии являются отличным наглядным средством. Наглядные мультимедийные материалы помогают расширить кругозор воспитанников, побудить детей к творческой активности. Детям можно демонстрировать презентации, видеофрагменты, коммуникативные игры, музыкально-дидактические игры.

На своих занятиях я часто применяю интерактивные игры, так как это очень ярко, познавательно, гармонично и результативно. Одной из любимых интерактивных игр у детей является игра: «Цветик семицветик», в которой дети должны узнать музыкальное произведение и выбрать лепесток, с правильным ответом. Так же любимой интерактивной игрой является «Ритмические дорожки»: на экране появляются дорожки с разными ритмическими рисунками, задача ребенка воспроизвести заданный ритм при помощи деревянных ложек, клавес.

Проблемой построения музыкального занятия является то, что педагог охватывает несколько видов музыкальной деятельности и ему необходимо переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. В пении, например, может быть произведение, в котором прорабатываются сложные мелодические скачки, работа над чистотой интонирования, работа над дикцией, а в слушании — знакомство с произведением, на ритмике — совершенствование и самостоятельное исполнение движений под знакомую музыку. В таких условиях музыкальный руководитель должен учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку воспитанников.

Одним из главных методов в музыкальной деятельности являются здоровьесберегающие технологии. Их целью является формирование у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков.

Для поддержания собственного здоровья на музыкальных занятиях способствуют:

- песенки-распевки (используются для подготовки голосовых связок к пению);

- дыхательная гимнастика (приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы);

- артикуляционная гимнастика (тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма);

- пальчиковые игры (развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи);

-ь самомассаж (под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений)

Не секрет, что дети любят играть, перевоплощаться. Проявлению и развитию всех этих навыков способствует театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Театрализованная деятельностью на музыкальных занятиях дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, доброту, хитрость и пр. Здесь мы развиваем и певческие навыки, путем звукоподражания. На своих занятиях мы с детьми играем в разные «Игры-перевоплощения», которые пользуются большим успехом.

Использование данных инновационных технологий и методов на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;

- дети активны и раскрепощены;

- усваивают элементарные музыкальные знания;

- развивают творческие способности;

- познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой

Чтобы музыкальное занятие было интересным для детей, педагог должен быть увлечен своим трудом и заражать своей любовью к тому, что он делает воспитанников.

Рассмотрим еще одну форму – развлечение. Для яркого и интересного развлечения необходимо креативно подходить к содержанию мероприятия, так же ответственно подходить к подбору музыкального материала, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Формы организации развлечений многообразны и вариативны, так как зависят от целей, задач, жанра. Это может быть композиция, концерт, игра, театрализованное представление. В подготовке участвует весь педагогический коллектив ДОУ, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям. Каждый праздник – это продуманный, четко выстроенный, целостный организм. При его организации учитывается все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия. Жизнь детского сада немыслима без развлечений, которые доставляют массу положительных эмоций и удовольствия детям.

Рассмотрев некоторые из форм мы понимаем, что музыкальное искусство – это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. От музыкального занятия до развлечения ребенок реализует свои внутренние музыкальные потребности, совершенствует музыкальные способности, формирует личностные качества, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру. Конечно же, огромная ответственность ложиться на плечи музыкального руководителя, воспитателей и родителей, поскольку они являются проводниками в этот многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком». В заключении хочется процитировать В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а воспитание человека».



Предварительный просмотр:

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали очень популярны во многих странах.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой,

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна - учитель музыки и методист.

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям

В систему включены:

-занятия по физическому речи развитию

-занятия по развитию

-занятия по сенсорномоторному развитию

-занятия по развитию музыкального слуха

Развивающая методика Сергея Железнова и Екатерины Железновой «Музыка с мамой» является универсальной для всех деток. Она способствует процессу общего развития ребенка, а не одного направления. Благодаря этому может подойти даже годовалому карапузу. Суть методики заключается в зарядке, развивающихся песнях, пальчиковых играх, общении при помощи жестов.

Методика «Музыка с мамой» способствует:

- выработке ритмичности и музыкальных способностей;

- развитию мелкой моторики;

- формированию навыков правильной речи;

- оздоровлению общего состояния малыша;

- укреплению мышц спинного отдела, формированию правильной осанки;

- привитию навыков слушать и выполнять указания специалистов и воспитателей;

- налаживанию контактов со взрослыми и одногодками;

- сближению ребенка с родителями, ведь занятия происходят по принципу «мама и ребенок».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ

Такие игры Железновых могут заинтересовать и полугодовалого малыша, и ребенка 2-3 лет. Проведение занятия заключается в проведении простого игрового упражнения. Мама выбирает небольшой стишок, который напевает под музыкальное сопровождение. Массажируя малышу пальчики можно выучить стишок вместе с ним. Необходимо показывать на примерах те или иные упражнения, стараться заинтересовать карапуза, чтобы он сам захотел их выполнять. Можно увлечь малыша сказкой, предоставив ему выполнять роль ее персонажа. Вызвав у ребенка интерес, мы получим намного больший эффект от занятий по методике Железновых «Музыка с мамой».

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок»«Обезьянки»«Пчелки»«Поросята»«Червячки»«Улитка»«Рыбки»«Краб»«Перчатки».

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В МЕТОДИКЕ «МУЗЫКА С МАМОЙ»

Подвижные игры в данной программе включают в себя зарядку с музыкальным сопровождением, различные разминки, игры с предметами. Свое применение находят колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. Методика Железновых подразумевает и коллективное проведение занятий, и индивидуальное. Возможно ежедневное их проведение, для этого желательно приобрести обучающие пособия. План обучения составляется самими родителями или подбирается с похожих уроков. Утром вы можете делать зарядку, которая включает пальчиковые игры и музыкальную гимнастику. Днем заниматься музыкальными упражнениями с песенками, развивать слух. На вечер можно готовить творческие уроки, такие как озвучивание сказок с помощью игрушек, придумывание и слушание различных историй.

Диски с подвижными играми – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки»«Кто в тереме живёт»«Пугало»«Охотник и заяц»«Левая и правая»«Прятки»«Как котята» и др.

Диски с песенками – инсценировками - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки»«Едем – едем»«Два кота»«Мой зонтик» и др.

Подвижные игры в методике «Музыка с мамой» включают в себя зарядку с музыкальным сопровождением, различные разминки, игры с предметами: колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической корекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

Цель логоритмики- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачами логоритмики являются : развивать общую и мелкую моторику; совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма; развивать артикуляционный аппарат; закреплять умение ориентироваться в пространстве; воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи.

Логоритмических песенок у Железновых более, чем достаточно! Они очень легко запоминаются, также легко их исполнять. Мои детки их очень, очень любят! Каждое занятие просят повторить ту, или иную еще и еще! Воспитателям тоже очень нравится данная методика.

Очень любят наши детишки и песенки "Мы в ладоши хлопать любим", "Головами покиваем","Автобус", "Вот носик, вот ушки"и все остальные.