Захарченко Ираида Николаевна

Захарченко Ираида Николаевна

Экспериментальная деятельность "Испытание магнита" (подготовительная в школе группа)
Цель:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- стимулировать самостоятельность и активность детей;
- воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
- обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Предварительная работа:
- опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?», изготовление бабочек из папиросной бумаги.
Материалы:
- на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;
- таблица-схема для занесения результатов эксперимента (см. приложение); видеописьмо от Незнайки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает видеопроигрыватель, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). Содержание видеописьма: «Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).
- Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
- Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
- Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.
- А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков «+» и «-».
Работа с таблицей.
резина -
дерево -
железо +
пластмасса -
бумага -
Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.
- Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
- Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
- А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу «Школу волшебников», где я вам покажу фокус.
Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус «Летающая бабочка» (см. описание в приложении).
- Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.
- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.
Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.
- Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Хорошо, в следующий раз так и сделаем.

Приложения.
Таблица – схема для занесения результатов эксперимента.
Таблица изготовлена на большом листе и наклеена на плотный картон. В левой части таблицы наклеены кусочки различных материалов: резина, дерево, железо, пластмасса, бумага; в правой части таблицы – липучки. Отдельно изготовлены карточки со знаками «+» и «-»,с липучкой на обратной стороне.

Работа с таблицей

Фокус «Летающая бабочка».

Что понадобится: достаточно сильный магнит, коробка из-под обуви, бабочка, изготовленная из папиросной бумаги и разрисованная фломастерами, нитка, скрепка, скотч, ножницы.
Как изготовить:
Вырезать бабочку из папиросной бумаги и разрисовать фломастерами.
1. Положи на бок коробку из-под обуви. Отрежь нитку длинной больше, чем высота коробки.

2. Привяжи к нитке скрепку. Вырежи бабочку из папиросной бумаги и прилепи её к скрепке.
3. Поднеси бабочку к «потолку» коробки так, чтобы она почти касалась его.

4. Натяни нитку и прилепи её к «полу» коробки. Положи магнит над тем местом, где прилеплена нитка.

5. Держи бабочку прямо под магнитом так, чтобы нитка была натянута.

6.Отпусти бабочку – она парит. Потяни за нитку вниз. Что будет с бабочкой?

Захарченко Ираида Николаевна

Экспериментальная деятельность в детском саду

Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Созданная нами развивающая среда в группе даёт возможность для проведения экспериментов.

Наши помощники при проведении экспериментов:
 разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
 лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
 природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
 разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
 красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
 медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
 прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В старшей группе, в ходе проведения экспериментов, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Выслушав и выполнив, одно задание они получают другое, самостоятельно следят за ходом эксперимента. . Необходимо постоянно напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов - путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Еще раз повторю китайское изречение:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»

Захарченко Ираида Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности и опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе по теме: "Испытание магнита"

Тема: «Испытание магнита» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", Речевое развитие",
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции.
Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от других, используя магнит. Через какие материалы и вещества может воздействовать магнит?
Развивающие: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре; способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков. Воспитание положительных нравственных качеств. Ведущие понятия: магнетизм, магнетические, не магнетические предметы, притяжение.
Материал и оборудование: Раздаточный: магнит, коробочка с магнетическими и немагнетическими предметами, карточки с нарисованными предметами, карандаш, банка с водой, скрепка, карточка с нарисованной дорогой, машинка. Демонстрационный: «Карлсон», корреспондент, цифры «6», «4», «6», мнемотаблицы «Безопасность», мяч, аудиозапись «Одинокий пастух», бабочка со скрепкой, магнит.
Место проведения: музыкальный зал. Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнит. Буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит». Изготовление бабочек из папирусной бумаги. Объяснение слов: эксперимент, лаборатория, легенда. Ход непосредственно образовательной деятельности Мотивационный этап 1. Введение в игровую ситуацию Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно. - Ай, ай, ай! В комнату вбегает Карлсон (ребенок). - Что с тобой Карлсон? - Ко мне какая то железяка прицепилась. Теперь я не могу летать. Поворачивается спиной, к моторчику притянулся магнит. - Это не железяка Карлсон. Что это ребята? (магнит). - А какое свойство магнита мы уже знаем? (он притягивает предметы). - Карлсон, это обычный магнит. Много секретов он себе хранит. - Давай мы отцепим его от тебя. - Вот спасибо. Теперь я могу летать. - Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. И тебя Карлсон мы тоже приглашаем. Чтобы туда попасть мы должны ввести код из цифр. Но со временем некоторые цифры стерлись. Восстановите его. - Какое число пропущено? - Назовите соседей числа? Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске. - Начинаем отсчет от 1 до 10 и обратно. - Ребята, какие вы молодцы! - Открыли глаза. Вот и мы прибыли в школу волшебных наук. Топ-топ! Хлоп-хлоп! Вокруг себя повернись В маленьких волшебников Скорее превратись! - Вот теперь мы настоящие волшебники. - Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки. 1. Нельзя ничего пробовать на вкус; 2. Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними. 3. Звонок. Тишина. Воспитатель: - Идем в научную волшебную лабораторию Сели за столы. - Сейчас узнаем секреты волшебного камня – магнита. - У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в тарелку, которая находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает; В тарелку, которая находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит. - Как мы это проверим? (с помощью магнита). - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Самостоятельная работа. - Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось? - Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы. - А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик) - А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-». Притягивается ли магнитом? Резина Дерево Железо Пластмасса Бумага Ткань Дети ставят условные значки, и формулируют умозаключение. - Это 1 свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы. Оно называется – магнетизм. Встали в круг. Физкультминутка (с мячом) Игра «Притягивает – не притягивает». - Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите мяч, если магнит его притягивает. Прячьте руки, если магнит не притягивает. Ключи Тетрадь Мяч Юбка Карандаш Холод Гвоздь Иголка. - А теперь садитесь на ковер и слушайте. (звучит музыка) - Я расскажу вам одну старую легенду. Звучит спокойная музыка. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что к дереву не притягиваются странные камни. Снял Магнес сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух Магнес захватил несколько камней домой и удивил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». - Понравилась вам эта легенда? - Почему же магнит так назвали? Дидактическая игра «Четвертый - лишний» (сидя на ковриках) На полу рядом с ковриками лежат карточки с рисунками предметов, которые притягивает магнит, и фломастер. - Ребята, а теперь мы поиграем в игру « Четвертый - лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему? - А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. - Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук? - А поможет нам в этом удивительная план-карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство. - Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан) А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. -Расскажите, что вы сделали и что получили. (скрепка следует за движением магнита вверх). - Что же двигало скрепку? (магнитная сила). - Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло? - Магнитные силы проходят через стекло. Отметим в таблице. - А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту. - Расскажите, что вы делали и что у вас получилось. - Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду. Отметим в таблице. Игра – опыт «Бумажные гонки». Закрепление геометрических фигур. - Следующее волшебство состоит в том, чтобы устроить бумажные гонки. Но у вас необычные трассы. На что они похожи? (геометрические фигуры). - На какую фигуру похожа твоя трасса? - А у тебя? - Давайте обратимся к нашей план-карте, которая нам поможет провести опыт. Марк расскажи что мы будем делать? - Я положу колесо на лист картона, магнит под картон. Буду двигать колесо по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта. - Расскажите, что вы сделали и что получили. - Колесо двигается. - А почему? - Что двигает колесо? (магнитная сила) - Правильно, магнитные силы оказывают свое волшебное действие. - Какой мы может сделать вывод? - Магнитная сила проходит через картон. - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. - Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила? - через стекло, воду и картон. - Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита. - Ребята, давайте отметим результаты наших опытов на таблице (отмечает 1 ребенок). - Вам нравятся бабочки? Покажите мне руками бабочку - «Влево, вправо, назад, вперед». Ну совсем как вертолет. Она летает высоко Она летает низко Она летает далеко Она летает близко - Посмотрите, какая у меня есть летающая баьочка. - А сейчас, я покажу вам еще одно волшебство с магнитом. Подойдите ко мне поближе. Воспитатель показывает фокус «Летающая бабочка». - Кто догадался, почему моя бабочка летает? К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку с бабочкой, она приходит в движение, летает. - Магнит, не касаясь предмета, притягивает его. - Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии. Отметим в таблице. Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из под обуви, папирусная бумага с нарисованным контуром бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. - Сделайте так чтобы ваша бабочка полетела. - А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг. Закрыли глаза. Считаем от 10 до 1. Открыли глаза. Итог непосредственно образовательной деятельности: - Вот мы и дома. А нас встречает корреспондент. Ребята, он хочет взять у вас интервью о том, где вы были и что вы видели. - Где вы были? С каким волшебным камнем вы познакомились? - С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой) 1. магнит притягивает железные предметы. 2. магнитные силы проходят через разные материалы. - Действует ли магнит на расстоянии? Магнит оказывает влияние даже на расстоянии. Воспитатель: - Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? - Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты – держатели в уголке природы). - Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. А волшебники за ваши старания прислали вам подарок – диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.

Добавить запись

Защита от спам-роботов