О пользе путешествия для юной души.
Эссе. «Путешествуйте!» Но…как? (О пользе путешествия для юной души)
Побудительным мотивом, подвигшим меня к «пробе пера» (так, кажется, переводится это незамысловатое французские словечко «эссе») стала тоненькая книжица, самая, пожалуй, популярная в моей солидной домашней библиотеке наряду с увесистыми томами бессмертной русской и зарубежной классики. И в книжном шкафу я определила ей достойное место: между блестящим памфлетом обожаемого мною Гоффмана «Эликсиры сатаны» и «Пушкинским домом» Андрея Битова. Речь идёт о «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Известный учёный, академик адресовал их молодому читателю. Доверительно и серьёзно мудрый человек рассказывает своему юному читателю о Родине, патриотизме, величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодёжи. Пересказывать и анализировать все тридцать блестящих образцов публицистики, думаю, не имеет смысла: вырванные из контекста книги, «втиснутые» в различные сборники, начиная от незамысловатых молодёжных изданий и заканчивая текстами упражнений в учебниках по грамматике и в пестрящих стилистическими ляпсусами брошюрах по ЕГЭ, письма эти словно растворились в нравоучительных комментариях, в филологически некорректных адаптированных вариантах.
Десять лет назад, когда я стала классным руководителем пятиклашек, по книге Д.Лихачёва в течение 5(!) лет я проводила классные часы – в год по одному - два. Как целебный глоток родниковой воды из святого источника! Эффект от них «перекрывал» все остальные, «плановые» и «сверхплановые» мероприятия, в десятки раз. Мы жили с детьми «заветами» и советами мудрого человека, учились «правильно» рассматривать живописные полотна, старались воспитывать в себе интеллигентность «по Лихачёву», учились наблюдать за природой, как советовал академик: «У природы ведь есть своя культура». Но самым большим нашим общим открытием стал призыв Лихачёва, давший заголовок шестнадцатому письму: «Путешествуйте!» Кажется, знаменитому отечественному исследователю Центральной Азии Пржевальскому приписывают ставшие уже крылатыми слова: «А ещё жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать». И правда: что была бы наша жизнь, если бы из неё исчезли поездки в ближайшую деревню, походы в лес и горы, экскурсии в столичные и губернские города? А путешествия в Париж только ради того, чтобы «увидеть его» и тут же «умереть», как ненавязчиво утверждает наш современный кинематограф? А круизы по Средиземному морю с «заходом» белоснежного лайнера во все мыслимые и немыслимые экзотические гавани? А песчаные отмели Хургады? А целебные соли Мёртвого моря?.. Ах, что это вдруг меня, рядового провинциального учителя, с неприлично скромным жалованием унесло в такие заоблачные выси, что стало как-то даже и стыдно за подобные фантазии. А ещё учитель! Да, подсознание, как утверждают психологи, порой может выдавать ещё и не такие причудливые мечты… Что делать? «Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо», - первый совет Д.С.Лихачёва. Будем считать, что к путешествию в Париж мы подготовились …плохо. Тем более, не далее, чем вчера мой ученик, одиннадцатиклассник Костя Шестаков, выступая перед классом с докладом о парижском периоде жизни М.И.Цветаевой сказал: «Не любила Марина Ивановна этот Париж с его историческими красотами: «Скучным и некрасивым / Нам кажется ваш Париж. / Россия, моя Россия, / Зачем так ярко горишь?». Похвалила парня за такую интересную находку: да, страшная тоска по родине продиктовала Цветаевой эти гениальные строки. И тем не менее она совершала длительные прогулки по лесам французской Медоны, потому что они напоминали приокские рощи родной Тарусы…
Мне довелось с классом посетить все близлежащие литературные музеи-заповедники: Тарханы, Мара, Константиново, литературные места Петербурга и Москвы. Но самым памятным было путешествие в пушкинское Болдино в сентябре 2002 года. Следуя второму совету Лихачёва ( читайте о тех местах, куда вы собираетесь ехать) перерыли и перечитали всё, что нашли в наших городских библиотеках, исследовали каждое слово «Повестей Белкина», стихов Болдинской поры, с пристрастием вглядывались в забытые лица старинных миниатюр той далёкой эпохи, зарядили фотоаппараты и кинокамеры, вооружились до всех творческих зубов? Что и говорить, легко было, например, художнику М.Добужинскому, когда он путешествовал по Венеции: каждое утро у дверей гостиницы его ждала знакомая лодка с улыбчивым курчавым гондольером. А мы… Впрочем, грех и нам жаловаться. Болдино потрясло нас своим неизбывным поэтическим духом. Казалось, сам воздух пушкинской усадьбы был пропитан поэзией. Мои девочки на аллеях болдинского парка и деревянных ступенях веранды собирали кленовые и осиновые багряные листья и складывали в свои записные книжки: листья от Пушкина! А наше вечернее пребывание в кабинете поэта, где для нас экскурсовод специально зажгла свечу… Почудился вой ветра за окном, скрип летящего пера поэта. Что он писал? Может, «Бесов», а может, жалобную «Сказку о Медведихе»…
Что дало нам и чему научило это путешествие в Болдино? «Воспитало любовь к родному». Это слова Лихачёва – точнее и не скажешь. Прикасаясь взором к бесценным реликвиям в музее-заповеднике Болдино, мы приходили к размышлениям о самом поэте, о тех поистине «золотых» трёх месяцах его невольного «заточения» в нижегородской глуши, которые пролились щедрым золотым дождём его прекрасных произведений. Мы стали причастными к большой тайне, имя которой – поэзия. Четыре дня, проведённые в Болдино, осветили жизнь моего класса каким-то удивительным огнём – ребята стали взрослее, серьёзнее, а в декабре 2002 года, спустя три месяца после памятного путешествия в Болдино, мы осуществили постановку спектакля-путешествия «И с каждой осенью я расцветаю вновь…», на премьере которой присутствовали учителя, родители, старшеклассники нашей школы. Ребята пели романсы, вдохновенно читали стихи Пушкина, играли сцены из его произведений… Они уже совсем взрослые, те ученики далёкого теперь 2002 года, многие закончили университеты, создали свои семьи, родили прекрасных детей. Одну из своих выпускниц однажды встретила в книжном магазине – молодая женщина покупала для своего трёхлетнего малыша сказки Пушкина…
Итак, путешествуйте! Как? Как подсказывает ваша душа. Находите интересное даже там, где его трудно найти. Это тоже, как вы, наверное, уже догадались, совет Дмитрия Сергеевича Лихачёва… Пишу эти строки вечером, завтра суббота, едем с классом в путешествие на берега осенней красавицы Цны. А Кипр, Париж и туманный Альбион … пусть немного подождут…