"Иновационная деятельность на базе КФУ"
Тема: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии».
В « Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.
Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Суть состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития УУД, т.к. она дает возможность:
• освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
• появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
• стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор УУД;
• конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
ЦЕЛЬ: С помощью формирования УУД инструментами проектных технологий достичь высокой успешности в усвоении учебного содержания и создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить опыт развития универсальных учебных действий в практике начальной школы.
2. Отобрать оптимальные варианты внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс в начальных классах.
3. Конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.
4. Определить связи УУД с содержанием предметных дисциплин, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника.
5. Проанализировать возможности психодидактической модели проектного обучения с точки зрения формирования познавательных (общеучебных и логических), знаково-символических, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
6. Сформулировать систему профессионально-педагогических задач, и дидактических средств их решения (прежде всего всех уровней планирования учебно-воспитательного процесса), обеспечивающих формирование заданных свойств УУД в рамках проектной технологии.
7. Разработать технологии использования в учебном процессе моделей проектного обучения, позволяющие формировать регулятивные УУД.
8. Подобрать надежный и валидный инструментарий для диагностики сформированности УУД и с его помощью проверить эффективность психодидактических инструментов проектного обучения.
9. Проанализировать результаты с точки зрения выдвинутой гипотезы. На этой основе выявить возможности и ограничения проектного метода как средства формирования универсальных учебных действий.
10. Оформить результаты исследовательской деятельности в виде мультимедийного и печатного продукта (публикации о результатах исследования в научно-методических журналах соответствующего профиля; методические рекомендации учителям по использованию проектной технологии для развития универсальных учебных действий у младших школьников).
Ожидаемые результаты: достижение профессиональной компетентности, повышение качества результата образования
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Содержание работы | Источники самообразования | Срок выполнения | Ожидаемый результат | Отметка о выполнении |
1.Изучение психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы | |||||
1 | Изучение нормативно – правовой документации ФГОС НОО:
| Примерная ООП ООО. Методические материалы по введение ФГОС НОО. |
2015-2020 | Повышение качества преподавания
Разработка новых форм, приёмов обучения. |
|
2 | Изучение требований к результатам освоения ООП НОО | Оценка достижений планируемых результатов а начальной школе. Система заданий: в 2 частях. Ч1 под ред.Г.С.Ковалёвой | 2015-2020 | Повышение качества образования по предмету |
|
3 | Изучение закона РТ о языках, программу по сохранению и развитию татарского языка на 2015-2020 годы | http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=86852 | 2015-2020 | Сохранение и развитие языка |
|
5 | Изучение перечня учебников и учебных пособий, дополнительной литературы используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО. | Утвержденный перечень учебников на 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч.год 2017-2018 уч год 2018-2019 уч год 2019-2020 уч год | Апрель-сентябрь 2015-2020 г. | Соответствие УМК с ФГОС |
|
2. Разработка программно- методических материалов | |||||
1 | Разработка заданий входного, промежуточного и итогового контроля, оценивающих метапредметные умения обучающихся в начальном звене | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 | Разработки заданий входного, промежуточного и итогового контроля |
|
2 | Корректировка и уточнение рабочих программ по учебным предметам | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 г.г. | Публикация в республиканских изданиях |
|
3 | Разработка внеклассных мероприятий | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 г.г. | Публикация в республиканских изданиях |
|
4 | Разработка программы развития и воспитания учеников в соответствии с «портретом выпускника начальной школы», представленном в ФГОС НОО | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 годы | Утвержденные и согласованные программы |
|
6 | Составление комплексных проверочных работ | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 годы | Утвержденные и согласованные программы |
|
7 | Разработка технологических карт урока | Стандарт и примерные программы, положение | 2015-2020 | Папки с технологическими картами на каждый класс |
|
8 | Разработка авторской программы по внеурочной деятельности | Интернет, электронная библиотека, республиканские издания, школьная библиотека | 2015-2019 год | Рецензированная и утвержденная программа |
|
9 | Разработка методических материалов для размещения в сообщество учителей-предметников | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 годы | Публикация в электронных сообществах, сайтах |
|
10 | Внедрение новой формы накопительной оценки | Стандарт и примерные программы | 2015-2020 годы | Портфолио обучающихся 1-4 классов |
|
3. Освоение педагогических технологий | |||||
1 | Участие в проекте Совершенствования Качества Преподавания в РТ (Сингапурские структуры) | Сайты МОН РТ, МКУ «Управление образования» | 2015-2020 | Совершенствование преподавания татарского языка и литературы
|
|
2 | Изучение современных педагогических технологий и ИКТ, внедрение их в учебный процесс | РМО, ШМО | 2015-2020 годы | Совершенствование преподавания татарского языка и литературы |
|
4. Разработка(выбор) критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария |
| ||||
1 | Ежемесячная проверка знаний в формате тестирования (октябрь-апрель) 1-4 классах | Интернет | 2015 год 2016 год | Повышение качества обученности по предметам (КИМы и результаты
|
|
2 | Разработка таблиц и диаграмм по качествам знаний для начальных классов | Компьютер | 2015-2020 |
Диаграммы
|
|
5. Участие в реализации программы развития школы, в системе методической работы | |||||
1 | Конкурсы методических разработок | Сайт МО и Н РТ, | 2015-2020 | Повышение уровня профессиональной подготовки (сертификаты) |
|
3 | Выступления на педагогическом совете | Изучение литературы | 2015, 2017, 2019 | Совершенствование преподавания в начальных классах (протоколы) |
|
4 | Выступление на августовской конференции | Изучение литературы | 2018 | Совершенствование преподавания в начальных классах (программа августовской конференции) |
|
5 | Выступление на РМО и ШМО | Изучение литературы | 2015, 2017, 2019 | Совершенствование преподавания в начальных классах(протоколы) |
|
6 | Участие в профессиональных конкурсах | Положение | 2015-2020 | Повышение уровня профессиональной подготовки
|
|
7 | Участие на республиканской акции «Мин татарча сөйләшәм” | Положение | 2015 | Повышение уровня профессиональной подготовки
|
|
8 | Обновление личного сайта в сети интернет | Интернет | 2015-2020 | Повышение уровня профессиональной подготовки
|
|
6. Обучение на курсах повышения квалификации |
| ||||
1
| Теория и методика преподавания в начальных классах в условиях введения ФГОС начального общего образования | ИРО РТ | Ноябрь 2018 год | Повышение квалификации (Удостоверение) |
|
7. Участие в работе творческих, экспериментальных групп, индивидуальная исследовательская и экспериментальная работа |
| ||||
1 | Участие в работе совета школы по ведению ФГОС НОО (пред.) | Методические материалы по введение ФГОС НОО. | 2013-2018 годы | Реализация ФГОС (протоколы) |
|
2
| Участие в работе предметных недель | Методические материалы по введение ФГОС НОО. | 2015-2020 г. г. | Реализация ФГОС
|
|
3 | Участие при проведении НПК | Положение и приказ МКУ | 2015-2016 годы | Определение победителя (приказы) |
|
8. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
| ||||
1 | Семинары по методической теме: : «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии». | Творческая лаборатория учителя | 2015-2020 учебные годы | Повышение уровня профессиональной подготовки. |
|
2
| Публикации | Творческая лаборатория учителя | 2015-2020 учебные годы | Повышение уровня профессиональной подготовки. |
|
3 | Активное участие по обмену опытом работы Открытые уроки | Творческая лаборатория учителя | 2015-2020 | Повышение уровня профессиональной подготовки. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Авторская программа кружка
«Хочу знать»
Автор – составитель:
Гафурова Гузалия Рустамовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Буинск, 2016 год
- Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 168 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 32 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
- Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
- Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Игры и игрушки | 12 |
2 | Все для дома | 20 |
итого | 32 | |
2 класс | ||
3 | Школа | 20 |
4 | Еда | 14 |
итого | 34 | |
3 класс | ||
5 | Одежда | 13 |
6 | Праздник | 21 |
итого | 34 | |
4 класс | ||
7 | Предприятия, сооружения, здания | 16 |
8 | Транспорт | 9 |
9 | Полезные изобретения | 9 |
итого | 34 |
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Игры и игрушки | ||
1 | Где появились куклы | Вырезание бумажных кукол |
2 | Русский сувенир | Изготовление тряпичных кукол |
3 | История глиняной игрушки | Лепка игрушек из глины |
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы |
5 | Кто первым запустил бумажного змея | Изготовление бумажного змея |
6 | Кто придумал мяч | Игры с мячом |
7 | Настольные игры | Изготовление настольной игры |
8 | Подвижные игры | Разучивание подвижных игр |
9 | Настольный театр | Оригами. Игрушки |
10 | Калейдоскоп | Мозаика из разной крупы |
11 | Что нам известно об игре в шашки | Обучение игре в шашки |
12 | Как появились шахматы | Обучение игре в шахматы |
Все для дома | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Лепка из пластилина подсвечника |
2 | Дырявое шило (про иголку) | Вдевание нитки в иголку |
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | Вырезание фигурок из бумаги |
4 | Зеркало или жизнь! | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) |
5 | Кто изобрел расческу для волос | Прическа для куклы |
6 | Королевская шкатулка | Рисование узора для шкатулки |
7 | Не лает, не кусает (замок) | Лепка из пластилина ключей |
8 | Клад римских воинов (гвозди) | Забивание гвоздиков |
9 | Откуда пришла тарелка | Тарелка из папье-маше |
10 | Как баклуши били (ложки) | Роспись ложки |
11 | Вилы и вилка | Рисование столовых приборов |
12 | Преграждающая вход. Дверь | Дизайн двери для дворца |
13 | От бусинки до окна (стекло) | Бусы из бисера |
14 | История возникновения мебели (кровать) | Проектирование спальни |
15 | Дом для одежды (шкаф) | Изготовление шкафа из картона |
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | Рисование упаковки для мыла |
17 | Время не ждет! (часы) | Изготовление циферблата из картона и проволоки |
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) |
19 | Скатерть-самобранка | Вырезание узоров на бумажной скатерти |
20 | Висячие сады (комнатные растения) | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений |
итого | 32 |
2 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Школа | ||
1 | Первые рисунки | Рисование восковыми мелками животных |
2 | Кто изобрел перо | Изготовление ручки из пера |
3 | Карандаш | Рисование карандашами (тема любая) |
4 | История шариковой ручки | Поделки из сломанных ручек |
5 | Кто изобрел ноты | Письмо нот на нотном стане |
6 | Кто изобрел бумагу | Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 | Когда появились первые книги | Изготовление книжки-малышки |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Рассматривание энциклопедий |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 | Как возникли единицы измерения | Измерение разными мерками |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Рассматривание коллекций полезных ископаемых |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Рисование флага сказочной страны |
14 | Какие бывают ребусы | Составление и разгадывание ребусов |
15 | Первая марка | Изготовление «собственной» марки |
16 | Кто изобрел кроссворд | Разгадывание кроссвордов |
17 | Кто придумал первую карту | «Найди клад»(по карте) |
18 | Кто автор микроскопа | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 | Скотч. Шотландская лента | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 | Настольные наборы | Лепка из глины |
Еда | ||
1 | Хлеб из орехов | Поделки из скорлупы орехов |
2 | Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля |
3 | Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов |
5 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) |
6 | Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного |
7 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей |
8 | Секрет каши | Аппликация с использованием крупы |
9 | Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта(тема любая) |
10 | Такая разная капуста | Составление загадок о капусте |
11 | Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 | Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста |
13 | Шоколад | Рисование обертки шоколада |
14 | Такой разный чай | Заваривание чая |
итого | 34 |
3 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Одежда | ||
1 | Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» |
2 | Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги |
3 | Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы |
4 | Откуда взялись шапки | Вязание (крючком ) |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) |
6 | История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы |
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров |
8 | С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани |
9 | Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Плетение из ниток |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | Вязание петель на спицах |
12 | Что такое «мода» | Аппликация |
13 | Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) |
Праздник | ||
1 | Первые украшения | Бусы из бумаги |
2 | Новогодние игрушки | Поделки из бумаги |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Роспись яйца |
4 | История воздушных шариков | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
5 | История фейерверков | Аппликация «Салют» |
6 | История происхождения сувениров | Изготовление сувенира из подручных материалов |
7 | Широкая масленица | Чаепитие с блинами |
8 | Приглашаем к столу | Сервировка стола |
9 | А раньше было так… | (Тема любая) |
10 | Бал-маскарад | Изготовление маски |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек |
12 | Ярмарка | Поделки из разных материалов |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов |
14 | Вкусные украшения | Украшения для елки из конфет и фруктов |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап |
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников |
19 | Вечеринка | Конкурсная программа |
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Игровые конкурсы |
21 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) |
итого | 34 |
4 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Предприятия, сооружения, здания | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | Рисование зоопарка |
2 | Как идет почта | Экскурсия на почту |
3 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей |
4 | Как появился фонтан | Рисование фонтана |
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | Заочная экскурсия в метрополитен |
7 | Как возникла почтовая служба? | Написание письма другу |
8 | Как возникли города | Аппликация города |
9 | Когда люди начали строить дома | Изготовление дома из картона |
10 | Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) |
11 | Гидроэлектростанция | Составление кроссворда на тему «Электричество» |
12 | Каким был первый магазин | Игра в магазин |
14 | Кто вперед? (стадион) | Эстафеты на стадионе (в спортзале) |
15 | Цирк! Цирк! Цирк! | Рисование афиши представления |
16 | На подмостках театра | Аппликация сцены театра |
16 | Чудеса света | Рисование пирамиды |
Транспорт | ||
1 | Общественный транспорт | Макет улицы из бумаги, картона, других материалов |
2 | Кто придумал велосипед | Езда на велосипеде |
3 | Кто создал автомобиль | Сборка машины из деталей конструктора |
4 | Кто изобрел самолет | Конструирование самолета из деталей конструктора |
5 | Луноход | Рисование лунохода |
6 | Лайнер. Пароход | Оригами. Кораблик |
7 | Железнодорожный транспорт | Рисование поезда |
8 | Уборочные машины | Конструктор. Уборочная машина |
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Оказание первой помощи |
Полезные изобретения | ||
1 | Флюгер | Изготовление флюгера |
2 | История спичек | Поделки из спичек |
3 | Когда был изобретен зонтик | Рисование узора для зонтика |
4 | История происхождения денег | Составление коллекции монет |
5 | Как был изобретен телефон | Придумывание и рисование новой модели телефона |
6 | Светофор. Дорожные знаки | Макет светофора |
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | Изонить «Рыбки» |
8 | Упаковочные материалы | Поделки из целлофана, пластика, картона. |
9 | Компьютер и Интернет | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
итого | 34 |
- Содержание программы
1 класс
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
- Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.