Презентации к урокам
На этой странице я размещаю свои презентации к урокам. Может, кто-нибудь из коллег захочет использовать их на своих уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое организм? тела живой природы
Чем живое отличается от неживого? живой организм дышит питается движется растет размножается
Что такое дыхание? углекислый газ кислород поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Что такое питание? растения сами создают органические вещества из неорганических человек и животные питаются готовыми органическими веществами Поступление веществ,необходимые для роста и развития организма.
Что такое рост? Увеличение размеров тела растения человек и животные растут всю жизнь растут до определенного возраста
Что такое размножение? Воспроизведение себе подобных
Чем живое отличается от неживого? Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.
Царства живой природы
Оболочки Земли Биосфера- оболочка земли, населенная живыми организмами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В этом ребусе спряталась тема урока голос ,, именные + + ,,, Голосеменные
Соберите предложения из представленных слов Растения, семена, шишек, лежат, открыто, голосеменные, на чешуях, это, у которых. Голосеменные - это растения, семена которых лежат открыто на чешуях шишек.
Голосеменные Размножаются семенами Долгожители Широко распространены Вечнозеленые, реже листопадные Деревья, кустарники, лианы Корень, стебель листья(хвоя)
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных» Признаки сравнения Ель Сосна Лиственница Отношение к почве Отношение к свету Форма кроны Продолжительность жизни хвоинок Способ распространения семян
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» Название растений Хвоя Шишки длина окраска Распо- ложе- ние на ветке размер форма Плот- ность
Домашнее задание П.16 Вопросы 1-6 на стр.80 Приготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» про лечебные свойства хвойных. Стихотворения, загадки, легенды о хвойных растениях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемная задача Веточку герани поставили в колбу с водой. На поверхность воды в колбу налили немного растительного масла. Колбу с растением поставили на чашку весов. Чашки уравновесили гирями. Через несколько суток воды в колбе стало меньше. Чашка весов на которой стояла колба с растением поднялась вверх. Почему вес колбы уменьшился?
Формулируем проблему Выявить и обосновать причину уменьшения веса колбы с растением
Гипотеза С поверхности воды испарение происходить не может, т. к. она пок- рыта маслом, значит причина умень- шения веса – испарение воды лис- тьями растения, которое происходит через устьица. Замыкающие клетки устьица
Выбираем метод проверки гипотезы Проведем эксперимент Для этого Возьмем комнатное растение (герань) и стеклянную колбу Закрепим колбу на штативе Поместим лист герани (не срезая, прямо на ветке) в колбу Прикроем горлышко колбы ватой Оставим все на несколько часов ?
Анализируем результат Через 2 часа на стенках колбы появляются капельки воды
Делаем вывод 1.Через устьица листьев шел процесс испарения 2. Пары воды, соприкасаясь со стенками колбы, конденсировались и превращались в жидкость
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бесплодная пустыня
Истощенные путники
«Манна небесная»
Формы лишайников накипные листовые кустистые
Строение Клетки водорослей Гифы грибницы Субстрат Тело лишайника – таллом или слоевище.
Питание Водоросли обеспечивают органическими веществами. Гифы грибницы- водой с растворенными в ней минеральными веществами. Таким образом тело лишайника- это симбиотический организм.
Размножение Кусочками слоевища Особыми группами клеток гриба и водорослей
Значение лишайников Почвообразование Корм для оленей Получают краску и лакмус В медицине В парфюмерии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зеленые водоросли Нитчатые зеленые водоросли известны всем под названием «тина». Один из распространенных представителей этой группы — спирогира — с удивительными лентообразными хроматофорами (так называют хлоропласты у водорослей).
Зеленые водоросли Еще одна распространенная нитчатая водоросль — кладофора. Ее нити ветвятся, а каждая клетка содержит много ядер.
Зеленые водоросли Пластинчатая зеленая водоросль ульва, или морской салат, обитает в морях. В жизненном цикле этой водоросли, как и у большинства других, чередуются два поколения. Одно — бесполое — дает споры. Из них вырастают особи полового поколения, которые дают половые клетки — гаметы. После попарного слияния гамет из оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, снова вырастает особь
Бурые водоросли Бурая водоросль фукус растет в морях у береговой линии. Ее сложно устроенное слоевище имеет воздушные пузыри — «поплавки».
Подумайте!!! Зачем бурой водоросли фукусу нужны «поплавки»?
Для того, чтобы… при наступлении прилива всплывать, заставляя водоросль расправляться .
Бурые водоросли Пластинчатое тело бурой водоросли ламинарии, или морской капусты, достигает в длину нескольких метров. Это — бесполое поколение. Особи полового поколения — крохотные нитчатые водоросли. Они дают гаметы двух типов, после слияния которых начинается развитие новой пластины. Ламинария образует в наших северных и дальневосточных морях целые леса, населенные множеством организмов.
Красные водоросли Красные водоросли очень разнообразны и порой причудливы. Некоторые красные водоросли похожи на твердые известковые наросты.
Подумайте!!! Почему на больших глубинах обитают только красные водоросли?
Потому, что… солнечный свет состоит из смеси лучей разного цвета. В глубину водоемов проникают, в основном, синие и фиолетовые лучи. Лучше всего они поглощаются предметами красного цвета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Простейшие Многообразие - 70тысяч видов 7 самостоятельных типов Одноклеточные и колониальные 1676 год- А.Левенгук Тип питания гетеротрофный и смешанный При неблагоприятных условиях образуют цисту
Корненожки ложноножки сократительная вакуоль пищеварительная вакуоль ядро цитоплазма мембрана
Раковинные корненожки Фораминиферы «Несущие дырки» Известковые раковины отмерших фораминифер образуют на морском дне слои известняка
Дизентерийная амеба Паразит человека. Питается клетками кишечника и эритроцитами. Вызывает кишечные заболевания.
1-Выход амебы из цисты 2-Бесполое размножение амебы 1 2
Радиолярии Плавают в толще воды морей Многочисленны в теплых водах Срастающиеся иголочки образуют ажурную конструкцию, которая служит внутренним скелетом Останки радиолярий образуют кремнистые глины и сланцы, из которых состоят острова (Барбадос). Из них образуются драгоценные камни: яшма, халцедон, опал.
Солнечники Малочисленная группа простейших Тело напоминает «солнышко» Ведут как прикрепленный, так и свободноплавающий образ жизни. Споровики Ведут паразитический Образ жизни Обитают в органах пищеварения, выделения, размножения, в крови. Например, малярийный плазмодий.
Признаки Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька Форма тела Наружные покровы Особенности строения Органоиды движения Тип питания Пищеварительная вакуоль Дыхание и газообмен Выделение Реакция на раздражение Размножение Половой процесс
Жгутиконосцы Эвглена зеленая хлоропласты Глазок ядро оболочка Запасные вещества Сократитель- ная вакуоль жгутик Является переходной формой между растениями и животными
Инфузории Инфузория туфелька Большое ядро Малое ядро Цитоплазма Реснички Порошица Ротовое отверстие Пищевари тельная вакуоль Сократитель- ная вакуоль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Охота паука
Постройте логическую схему Паук-крестовик Головогрудь Брюшко ? ? ? ? ? ?
Заполните таблицу Название органов Функции 1. 2. 3. 4. 5.
Сделайте вывод Как связаны особенности строения паука с его образом жизни.
Мозговой штурм Что может быть опаснее невесты? Для пауков некоторых видов этот вопрос действительно очень актуален, у них есть серьезные основания для страха за свою жизнь: после спаривания паучиха может запросто убить своего гораздо более мелкого партнера и съесть его? Что делать самцу, чтобы не быть съеденным? Кстати Бывает, что хитрый самец предлагает самке в подарок шар из паутины.
Контрольный ответ Паук-самец, обнаружив на своем пути след самки, тут же ловит муху. Он оплетает ее паутиной, пока не получится шар. Вооружившись таким «свадебным подарком», он отправляется в гости к самке. Приблизившись к самке, паук выставляет перед собой подарок. Самка тут же вцепляется в подарок, а не в жениха, что ему и нужно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии оценивания работы каждой группы Грамотное изложение материала -5балов Участие всей группы -4 бала Дисциплина – 4 бала 13балов- «5» 10-12 балов- «4» 7-9 балов – «3»
Отряд Стрекозы Ее полет то стремительный, то плавно парящий, вызывает восхищение у поэтов, побуждая их к творчеству. Яркоокрашенное, вытянутое тело Крупная голова с большими глазами 2 пары крыльев с жилками Дневные хищники Личинки откладывают в воду
Отряд Вши Наружные паразиты Сосущий ротовой аппарат Питается кровью Нет крыльев и фасеточных глаз Цепкие конечности Живет 30- 45 суток За период размножения откладывает 300 яиц Переносит возбудителей инфекционных заболеваний.
Отряд Жуки Передние крылья превратились в жесткие надкрылья. Полное превращение. Грызущий ротовой аппарат. Окраска яркая, защитная, черная, бурая. Имеют интересные приспособления для защиты от врагов.
Отряд Чешуекрылые За что отряд Бабочки получили свое второе название? На какие группы делятся все бабочки? Почему у моли отсутствует хоботок? Какой тип развития у бабочек? Назовите каждую стадию. Объясните, почему у бабочек сосущий ротовой аппарат, а у гусениц грызущий? Какое биологическое значение это имеет?
Отряд Равнокрылые Назовите представителей этого отряда. Как характер питания равнокрылых сказывается на строении их ротового аппарата? Почему считают, что если листья и побеги покрылись блестящим слоем, значит на растении поселилась тля? В преимущество биологических способов борьбы с тлей перед химическими?
Отряд Двукрылые За что эти животных отнесли к классу двукрылых? Какие приспособления позволяют мухе и другим двукрылым бегать по потолку? Назовите насекомых наносящих вред человеку?
Отряд Блохи Назовите изменения, произошедшие у блох в связи с паразитическим образом жизни. Чума – болезнь с природной очаговостью, поражающая, кроме человека, диких грызунов пустынь и степей. Блохи заражаются чумой при сосании крови зараженных зверьков и являются переносчиком чумы человеку. Предложите меры, предотвращающие распространение чумы. Предложите меры борьбы с блохами, если известно, что человеческая блоха откладывает яйца в мусор, трещины полов и стен, а личинки питаются разлагающимися веществами животного и растительного происхождения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речной рак головогрудь брюшко коротки усики длинные усики фасеточные глаза челюсти ногочелюсти клешни ходильные ноги брюшные ноги хвостовой плавник
Заполни таблицу Типы конечностей Функции 1. усики 2.челюсти 3.ногочелюсти 4.клешни 5.ходильные ноги 6.брюшные ноги 7.хвостовой плавник
Закончи вывод Вывод: В связи с ведением скрытого, донного образа жизни, речной рак имеет следующие особенности строения: 1……. 2……. 3……. 4……. 5…….
Домашнее задание П 14(стр.56-58) Найти интересные факты о других представителях ракообразных для рубрики «Самые, самые….»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорные слова Безногие Бесхвостые Хвостатые Перепонки Подвижные веки Барабанная перепонка Кожное дыхание Мешковидные легкие Трехкамерное сердце Головастик Забота о потомстве.
«Верю - не верю» Сидящая лягушка не видит неподвижных предметов. Глаза земноводных защищены векам. Самое крупное животное среди земноводных- слоновая черепаха. На задних конечностях земноводных есть плавательные перепонки. У земноводных нет органов слуха. Лягушка дышит кожей. У земноводных развитие с полным превращением. У земноводных голова подвижно соединена с туловищем и они поворачивают ее на 90. Задние конечности земноводных длиннее передних.
Класс земноводные Появились около 350 млн. лет. Предки- древние кистеперые рыбы. Приспособились к жизни и на суше и в воде.
Классификация Класс Земноводные Отряд Безногие Отряд Хвостатые Отряд Бесхвостые
Заполни таблицу Признаки Характерные особенности Значение 1. Строение тела 2. Кожный покров 3. Органы чувств А) глаза Б) органы слуха В)ноздри 4. Дыхание 5. Кровеносная система 6. Размножение и развитие
Внешнее строение
Особенности питания Головастик питается водной растительностью. Взрослая лягушка питается комарами, мухами, гусеницами и червями, улитками, мелкими ракообразными и рыбами. У лягушек язык очень длинный. Лягушка может высунуть язык изо рта на несколько сантиметров. Он покрыт клейкой жидкостью, насекомое прилипает к языку и становится добычей лягушки.
Особенности дыхания С помощью мешковидных легких С помощью кожи
Кровеносная система Трехкамерное сердце 2 круга кровообращения
Особенности размножения и развития Оплодотворение наружное или внутреннее. Развитие с полным превращением.
Забота о потомстве Ринодерма Дарвина Обитают в Австралии Самцы заглатывают оплодотворенные яйца и вынашивают потомство в желудке
Забота о потомстве Филломедуза Обитает в Южной Америке Самка и самец совместными усилиями сооружают гнездо для головастиков из листьев и скрепляя их собственной слизью
Забота о потомстве Пипа Большая жаба Обитает на Цейлоне и в Индонезии Вынашивает головастиков у себя на спине
Забота о потомстве Жаба- повитуха Распространена в Средней Европе и восточной части Пиренейского полуострова Самец носит шнур из икринок на бедрах до вылупления головастиков
Домашнее задание П.24 Рубрик «Самые- самые» Подготовить сообщения о чевягах, саламандре, тритоне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила оценивания в ходе урока. Красная фишка- 5 балов Зеленая фишка – 4 бала Желтая фишка – 3 бала Общее количество балов за урок: 15 балов и выше- «5» 10-14 балов – «4» 6-9 балов – «3»
Отряд грызуны На каком материке не встречаются грызуны? Почему у грызунов всегда острые зубы? В чем особенности размножения грызунов, позволяющие им быстро наращивать численность? Какого представителя отряда грызунов можно встретить в городских парках и скверах?
Узнайте их… сурок бобр Морская свинка дикобраз нутрия 1 2 3 4 5
Отряд зайцеобразные Чем отличается ротовой аппарат грызунов и зайцеобразных? Что общего в сезонных изменениях в жизни зайцев и белок? Объясните поговорку: «В гору- бегом, а с горы- кувырком»
Отряд китообразные Верно ли выражение: «Чудо-юдо, рыба-кит»? Почему? Что общего в ориентации в пространстве у рококрылых и китообразны? Для чего китам толстый слой жира? Приведите известные вам примеры «содружества» человека и дельфина.
Что это? Какова его роль?
Историческая справка Продолжи рассказ…
Отряд ластоногие Назовите представителей этого отряды. Назовите особенности внешнего строения ластоногих, позволяющие им вести полуводный образ жизни. Вспомните у каких еще зверей, кроме ластоногих, ушные отверстия закрываются при погружении в воду?
Отряд хоботные При срастании каких органов образовался хобот? Какие функции он выполняет? Для чего слоны наряду с водными ваннами устраивают себе пылевые и грязевые ванны? Зачем слону такие большие уши?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Амебоидное Амеба передвигается с помощью ложноножек Фагоцитоз (после введения инородного тела)
Движение при помощи жгутиков и ресничек
Подумайте! Где у кишечнополостных находятся клетки, имеющие жгутики, и клетки, образующие ложноножки? Какую функцию они выполняют?
Вспомните! Какие многоклеточные животные способны передвигаться с помощью ресничек?
Движение с помощью мышц Круглые черви способны изгибать свое тело благодаря поочередному сокращению продольных мышц.
Движение с помощью мышц Кольчатые черви передвигаются благодаря поочередному сокращению продольных и поперечных мышц, а также с помощью щетинок на сегментах тела.
Вспомните? Как передвигаются ракообразные? На суше ракообразные передвигаются с помощью ходильных ног, а в воде плавают с помощью хвостового плавника и плавательных ног.
Вспомните! Особенности строения конечностей водомерки, кузнечика, медведки.
Какие плавники есть у рыбы и какие функции они выполняют? С помощью грудных и брюшных плавников рыба погружается и всплывает к поверхности, делает повороты и поддерживает равновесие. Спинные и анальные – придают устойчивость при движении.
Как передвигаются земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размножение- воспроизведение себе подобных. Какие формы размножения вы знаете?
Знаете ли вы? Сколько особей участвуют при половом размножении? Сколько при бесполом? Как называются специализированные клетки дающие начало новому организму в половом размножении? Какими особенностями характеризуется гермафродитный организм? В каких условиях может оказаться выгодным развитие яйцеклетки без оплодотворения?
Способы размножения Бесполое размножение Половое размножение
Дайте характеристику бесполому размножению по следующим критериям: сколько особей участвует; образуются ли половые клетки; как наследуются признаки родителей потомством.
Характеристика бесполого размножения Происходит без образования половых клеток. В размножении участвует лишь один организм. Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией).
Деление клетки пополам
Почкование
Фрагментация
Преимущества бесполого размножения Простота. Эффективность. Полезные признаки передаются из поколения в поколение. Численность увеличивается относительно быстро.
Недостаток бесполого размножения Не обеспечивает выживания в изменчивой, не постоянной среде. Новые признаки появляются в результате редких ситуации.
Половое размножение Дайте характеристику половому размножению по следующим критериям: сколько особей участвует; образуются ли половые клетки; как наследуются признаки родителей потомством.
Животные Раздельнополые Обоеполые (гермафродиты)
Органы размножения
Половые клетки Сперматозоид
Половые клетки Яйцеклетка
Оплодотворение Это процесс слияния половых клеток.
В результате оплодотворения из двух половых клеток с половинным набором хромосом ( n) образуется одна клетка (зигота) с обычным двойным набором хромосом (2 n) , из которой развивается новый организм
Способы оплодотворения Наружный Внутренний
Наружное оплодотворение Земноводные Рыбы Кишечнополостные
Внутреннее оплодотворение Моллюски Насекомые Ракообразные Паукообразные Черви
Внутреннее оплодотворение Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Гермафродиты К ольчатые и плоские черви, кишечнополостные, ракообразные, некоторые рыбы, ящерицы.
Партеногенез - развитие особи из неоплодотворенной яйцеклетки. У пчел, муравьев, тлей, ос, дафний. Преимущество партеногенеза -повышение скорости размножения.
Партеногенез - у пчел. Из неоплодотворенного яйца развиваются самцы .
Преимущества полового размножения Организмы могут сочетать полезные признаки отца и матери. Такие организмы более жизнеспособны. Половое размножение играет важную роль в эволюции организмов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заполните таблицу Группы животных Особенности строения выделительной системы
Выделение у простейших
Кишечнополостные Не имеют специализированных органов
Выделительная система плоских червей
Выделительная система кольчатых червей
Выделительная система насекомых Мальпигиевы сосуды
Выделительная система рыб
Выделительная система земноводных и пресмыкающихся
Выделительная система птиц
Выделительная система млекопитающих
Сделайте вывод В каком направлении шла эволюция выделительной системы?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Раскрыть и объяснить секрет неутомимой работы сердца
Гипотеза Сердце способно не только сокращаться, но и расслабляться, т.е. отдыхать
......... отдыхает
Заполни таблицу Фазы сердечного цикла Положение клапанов (открыты/ Закрыты) Направление движения крови Время, с Сокращение предсердий Створчатые ____ Полулунные____ Сокращение желудочков Створчатые ____ Полулунные____ Пауза Створчатые ____ Полулунные____
способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих самостоятельно называется...................... автоматизмом
электокардиограмма
восстановите текст В одном сердечном цикле выделяют три………. 50% времени сердце……… В этом секрет его…………… Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, называется……… Работу нашего сердца регулирует……… система и …………… фазы отдыхает автоматизмом долголетия нервная гуморальная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории переливания крови Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми.
Из истории переливания крови Папа римский Иннокентий VIII , удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален .
Из истории переливания крови Французская королева Мария Медичи отважилась пить человеческую кровь от недомогания и старости. Исцеления королева-кровопийца не нашла.
Из истории переливания крови В 1666 году лондонский анатом Лоуэр доказал возможность оживить животное переливанием крови.
Из истории переливания крови В 1832 году Вольф провел первую успешную в России операцию переливания крови.
Из истории переливания крови Большинство попыток переливать кровь от человека к человеку заканчивались неудачно.
проблема выяснить и обосновать причину неудавшихся попыток переливания крови.
гипотеза причина неудавшихся попыток переливания- несовместимость крови.
Открытие групп крови группы крови Эритроциты агглютиногены А,В I О II А III В IV АВ агглютиноген А агглютиноген В
Причина агглютинации- склеивания эритроцитов
Правило переливания крови I IV II III
Доноры-люди, отдающие кровь. Люди с первой группой крови –универсальные доноры!
Реципиенты-люди, принимающие кровь . Люди с четвертой группой крови- универсальные реципиенты!
Резус-фактор (Rh) Rh- Rh+ Резус-конфликт
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые слова Дыхательный центр Дыхательные мышцы Диафрагма Продолговатый мозг Рефлекторная регуляция Гуморальная регуляция
Механизм вдоха и выдоха Просмотрев видеофрагмент, закончите предложения: Акт вдоха Межреберные мышцы …. Грудная клетка …. Диафрагма ….. Объем грудной клетки… Давление в легких…. Воздух …. в альвеолы.
Опираясь на признаки, характерные для вдоха, перечислите процессы, происходящие во время выдоха Акт выдоха 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Нервная регуляция дыхания Просмотрите видеофрагмент и закончите таблицу. Дыхательные движения Работа дыхательного центра Что происходит с грудной клеткой? Что происходит с диафрагмой? Как изменяется объем грудной клетки? Вдох возбуждается опускается вниз Выдох опускается уменьшается
Гуморальная регуляция Прочтите текст на стр. 143. Объясните сущность гуморальной регуляции дыхания. Как гуморальная регуляция связана с нервной.
«Тонкие» и «толстые» вопросы Тонкие вопросы Толстые вопрсы Что?... Когда?... Может?... Будет?..... Согласны ли вы?..... Верно ли?.... Объясните почему?.... Почему вы думаете?..... В чем различие?..... Предположите, что будет, если?.... Сформулируйте « тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме.
Домашнее задание П.28 Приготовить презентации по темам: 1.Какова роль кашля и чихания? 2. Меры первой помощи при отравлении угарным газом. 3. Вредное действие пыли. 4.Источники загрязнения атмосферного воздуха.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорные слова Обработка пищи Вкусовые рецепторы Дифференцированная зубная система Зубная система сменного типа Клыки Резцы Коренные Слюноотделение Рефлекторная регуляция Продолговатый мозг
«Тонкие» и «толстые» вопросы Тонкие вопросы Толстые вопросы Что?... Когда?... Может?... Будет?..... Согласны ли вы?..... Верно ли?.... Объясните почему?.... Почему вы думаете?..... В чем различие?..... Предположите, что будет, если?.... Сформулируйте « тонкие» и «толстые» вопросы, ответы на которые вы бы хотели получить при изучении данной темы
Вкусовая рецепция
Зубная система Познакомьтесь с текстом учебника на стр.162 и ответьте на вопросы: Каково строение зуба? Какие типы зубов выделяют в зубной системе человека? Приведите на конкретных примерах, как связаны особенности строения зубов с выполняемыми функциями.
Слюноотделение С люноотделения – рефлекторный процесс
Механизм слюноотделения
Состав слюны Фермент амилаза -расщепляет сложные углеводы Лизоцим- обладает бактерицидным действием Слабощелочная среда
Заполните таблицу Отдел пищевари тельного канала Ферменты Необходи мые условия Субстрат Действие фермента 1 Ротовая полость 2.Желудок 12-типерстная кишка
Домашнее задание П. 31 Стр.165 вопросы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пути питательных веществ после всасывания в ворсинках кишечника Питательные вещества кишечной полости Эпителий ворсинки Кровеносные сосуды Лимфа Глюкоза Глюкоза Аминокислоты Аминокислоты Глицерин, жирные кислоты Жиры характерные для человека Жиры Дальнейшая судьба пит. веществ Воротная система печени Жировое депо
Печень и ее роль в организме.
Функции печени Теплорегуляция Обезвреживание ядов Отложение гликогена Выработка желчи Задерживание разрушенных эритроцитов.
Решите задачу Если ввести бациллы дизентерии в воротную вену, то животное остается здоровой, но смертельно заболевает при вливании такой же дозы в шейную вену. Объясните это явление.
Решите задачу В процессе операции И.П. Павлов сшил воротную вену печени с наружной полой веной. Кровь из кишечника сразу попадала в нижнюю полую вену, обходя печень. Через несколько месяцев собака погибла. В крови было обнаружено повышенное содержание аммиака. Как вы можете объяснить это явление?
Функции толстого кишечника
«Послушать-сговориться-обсудить» Напишите на листочке 3 слова, относящиеся к заданной теме. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Обсудите и выберите из 6 слов 3 главных. Предложите их классу. Выберите 3 главных слова из всего многообразия предложенного каждой группой. Составьте с каждым словом предложение, относящееся к теме урока.
Подведем итог урока Какая мысль по вашему мнению была на уроке главной? Обоснуйте свою позицию, приведя пример и сделайте соответствующий вывод. Прием ПОПС- формула П –позиция (я считаю, что…) О –объяснение (потому, что…) П- пример (я могу доказать это на примере…) С – следствие (исходя из этого, я делаю вывод…)
Домашнее задание П. 33 Подготовить сообщения о кишечных инфекциях и мерах их профилактики: Ботулизм Холера Сальмонеллёз Дизентерия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пока дышу – надеюсь» ( Dum spiro , spero ) – римский поэт Овидий.
« Это нам нужно как воздух» Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут ).
Решите задачу В 1846 году на судне “Мери Сомс ” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым . Почему это случилось?
Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час.
Функции дыхания Посмотрев видеофрагмент, сделайте вывод о функции дыхания. Запишите в тетрадь.
Функции дыхания 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно -восстановительных реакциях. 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма. 4. Голосообразование 5. Терморегуляция
Формула окисления Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия . Зачем на нужна энергия? Вывод : Мы дышим ради получения …. Таким образом, …. – основа жизнедеятельности организма.
Как кислород поступает в клетки? Дайте подробное определение процессу дыхания. Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада. Дайте краткое определение процессу дыхания. Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Закончите схему Дыхательные пути Верхние Нижние 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3.
«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!…» Н.В. Гоголь А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент.
Заполни таблицу «Строение носовой полости» Составляющие носовой полости Функции 1. Слизь 2.Реснички 3.Кровеносные сосуды 4.Лимфоциты, фагоциты, антитела 5. Обонятельные клетки
Строение гортани и ее значение Имеет вид воронки. Окружена хрящами. Щитовидный хрящ-самый крупный. Имеется надгортанник. Две пары голосовых связок. Почему народная поговорка гласит: «Когда я ем-я глух и нем?»
Строение и функции трахеи Широкая трубка длиной 15 см. Окружена хрящевыми полукольцами. Изнутри выстлана мерцательным эпителием. Если бы не они, человек проглотил бы за всю жизнь полведра пыли.
Строение бронхов И меют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое . В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками.
Назовите органы дыхательной системы
Заболевания дыхательных путей Заболевания дыхательных путей Причины их вызывающие 1.Гайморит 2.Фронтит 3.Тонзилит 4.Аденоиды 5.Дифтерия
Выбери верный ответ 1. В каком органе дыхания воздух обогревается? А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея. 2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея. 3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами? А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея. 4. Как влияет крик на голосовые связки? А) никак не влияет; Б) улучшает; В) ухудшает. 5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе? А) лёгкие; Б) трахея; В) лёгочная артерия; Г) бронхи.
Домашнее задание П.26 Заполнить таблицу «Заболевания дыхательных путей»