2. РУССКАЯ СТОРОНКА
НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.
К. Д. Ушинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
И. Д. Голованова,
музыкальный руководитель
МАДОУ «МАЯЧОК» комбинированного вида
Цикл детско – родительских проектов
«Воспитываем народной культурой.
Возрождаем семейные традиции»
Аннотация. В статье предлагается цикл проектов патриотической направленности, направленный на возрождение национальных семейных традиций. Автор акцентирует внимание на воспитательной функции русской народной культуры. Делается вывод о том, что именно благодаря семейным традициям формируются мораль, этика, ответственность и национальная идентичность.
Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования и общего начального образования, заинтересованным в сохранении традиций русской национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: дошкольник; семейные традиции; русский народная культура.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.[1]
«Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» - Д. Б. Эльконин.
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу, знание и «проживание» этих традиций.
Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Почитание старших, уважение к ним, забота о них, доброе и сердечное отношение – есть один из аспектов семейного воспитания. Воспитание у детей доброты, чуткости, заботы, уважения, сердечности. Семейные традиции становятся фундаментом для формирования мировоззренческих установок и убеждений. Они передаются из поколения в поколение и способствуют развитию идентичности семьи. Члены семьи узнают о семейных ценностях, традициях и обычаях, которые затем становятся частью их собственной системы ценностей.
Поэтому очень важно не забывать их, возрождать и укреплять семейные традиции. Благодаря семейным традициям дети формируют свои взгляды на мораль, этику и ответственность. Они учатся почитанию старших и уважению к близким. От семейных традиций зависит, какими ценностями они будут руководствоваться в своей жизни.
В рамках возрождения семейных традиций русской семьи был разработан цикл родительско - детских проектов с семьями воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Воспитываем народной культурой. Возрождаем семейные традиции».
Проект «Поляна народных игр»
Актуальность.
Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое назначение – доставят радость совместной деятельности и удовольствие детям и взрослым.
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке.
Цель. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в семье и в современном детском саду.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с народными играми ««Карусель», «Бой подушками», «Мёд и сахар», «Рыбак и рыбка», «Закрутиха», «Волчки на доске», «Кольцеброс», «Моталочки» и др.;
- Учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширить кругозор детей.
- Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных игр.
- Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с народными играми.
- Формировать интерес и потребность у детей и родителей в использовании народных игр.
- Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений, формировать дружеские семейные взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре.
- Использовать в работе различные виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
- Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Продукты проекта.
- Атрибуты для народных игр «Карусель», «Бой подушками», «Мёд и сахар», «Рыбак и рыбка», «Закрутиха», «Волчки на доске», «Кольцеброс», «Моталочки» и др.
- Лавочки, подушки – сидушки для «Посиделок».
- Сборник «Русские народные игры и забавы».
Проект «Колыбельки»
Актуальность.
С кого начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает.
Цель. Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.
Задачи.
- Расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские).
- Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку колыбельных песен.
- Помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни.
- Способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.
- Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Продукты проекта.
- Семейный сборник колыбельных песен.
- Мастер-класс «Кукла – пеленашка».
- Буклет «Роль колыбельных песен в развитии ребенка».
Проект «Пестушки – потешки - говорушки»
Актуальность.
Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.
Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.
Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».
Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.
Цель.
Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.
Задачи.
- Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.
- Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
- Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
- Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Продукты проекта:
- Картотека пестушек, потешек, закличек и т.д.
- Буклет «Малые формы фольклора в режимных моментах и дома»
Проект «Хоровод круглый год»
Актуальность.
Цель.
Формирование знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через танец – хоровод.
Задачи.
- Формировать представлений о русском хороводе и хороводных играх, через знакомство с русским народным фольклором.
- Формирование патриотических чувств: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
- Развивать познавательных способностей детей через представления о традициях, обычаях русского народа.
- Воспитывать чувства благородства, доброты, самопожертвования и взаимовыручки
умения играть в коллективе. - Развивать фантазию и импровизацию.
- Обогащать родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Продукты проекта:
- фольклорные праздники «Осенины», «Светлое рождество», «Широкая Масленица», «Пасха Красная», «Жаворонки» и др.
- мастер – класс «Вместе водим, вместе ходим, вместе хороводим».
В жизни семьи важное место занимает традиция отмечать праздники и праздничные дни. В этих праздниках общественная и лично – семейная стороны находятся в единстве. Нельзя прерывать связь времён и поколений!
Чтобы не исчезла душа русского народа, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси фольклорных праздников с использованием различных его форм. Фольклорные праздники поддерживают интерес детей к обычаям и традициям русского народа, его песням, играм, устному народному творчеству. Участие в таких формах праздника, как гулянье и посиделки, позволяет снять страхи, агрессию, замкнутость, активизирует речь, обогащает словарный запас. Каждый ребёнок должен иметь возможность проявить свои способности, активно участвовать в общем веселье. Бабушка в таких праздниках часто повествует о «преданьях старины глубокой». [2]
Лучший способ объединиться семье и улучшить отношения между детьми и родителями – это завести традицию. Традицию играть вместе, традицию собираться вместе за семейных столом, традицию петь народные песни и ходить к бабушке на пироги.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Литература:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"//URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения 25.03.2024).
- Пекке Т. Воспитание детей на основе народных ценностей//URL: www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-detei-na-osnove-narodnyh-cenostei.html (дата обращения 25.03.2024).