Главные вкладки
Леснякова Ирина Анатольевна
МУЗЫКА-КАК ИОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Замечательный человек и актёр Е.Леонов говорил: «Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка» - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», - это слова нашего современника В.Распутина.
Программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», по которой я работаю, позволяет осуществлять взаимосвязь познавательной, ценностно - ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Основополагающими принципами программы являются: «народность, культуросообразность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода, преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».
Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы зовём соотечественниками.
Большие потенциальные возможности нравственного воздействия заключаются в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно не отделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Огромное значение придаётся музыке при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. «Музыкальный репертуар, по словам О.П.Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности».
Нравственное воспитание ребёнка - дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к маме. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни о маме, так устойчиво вошли в детский репертуар. Дошколята с большим энтузиазмом готовят музыкальные номера для маминого праздника. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. А всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери».
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. В данном контексте использование музыки является средством воздействия на детей. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувства радости, грусти, нежности, доброты). Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведений, воспевающих красоту родной природы («Жаворонок», муз. М.Глинки; произведения П.Чайковского «Времена года»; «Фея осени», «Фея зимы» из балета «Золушка», муз. С.Прокофьева, «Море», муз. Н.Римского-Корсакова; «Увертюра» к к/фильму « В поисках капитана Гранта», муз. И.Дунаевского.)
Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Уже в средней группе дети знакомятся с таким произведениями, как «Богатырские ворота», муз. М.Мусоргского; «Пограничники», муз. Витлина; «Марш», муз.Г.Свиридова. На музыкальных занятиях с детьми средней группы рассматриваем картину В.Васнецова «Богатыри», обращая внимание на одежду, оружие, мощь коней. Дети самостоятельно приходят к выводу, что богатыри были здоровыми, сильными, храбрыми защитниками Руси-матушки. В старших группах дошкольники знакомятся с «Богатырской симфонией», И.Бородина. Самостоятельно называют имена русских богатырей. Слушая «Увертюру», муз. И.Дунаевского к кинофильму «В поисках капитана Гранта», параллельно рассматриваем репродукции И.Айвазовского. Дошкольники приходят к выводу, что «только смелым покоряются моря». Песни данной тематики очень любимы детьми, так как они написаны в основном в темпе марша, и, как правило, легко запоминаются. Особенно популярны «Бравые солдаты», муз .А.Филиппенко; «Все мы моряки», муз. Л.Лядовой, «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. Мальчики с огромным удовольствием выполняют танцевальную композицию под песню «Бескозырка», в исполнении Р.Газманова.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. Нами разработан цикл занятий в разделе «Восприятие» по песням времён ВОВ. Дети знакомятся с историей создания таких великих песен, как «Священная война», муз. А.Александрова, «День Победы», Д.Тухманова; «Катюшей», муз. М.Блантера и др. Огромный эмоциональный отклик остаётся в душе старших дошкольников после прослушивания 7 симфонии Д.Шостаковича (главной темы). Ребята различают и шествие фашистов, и скрежет металла, и звуки летящей авиации. После прослушивания «Вокализа», муз. С.Рахманинова, дети приходят к выводу, что даже без слов, музыка и человеческий голос способны передать всю боль и ужас войны.
Итак, важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито эмоционально-эстетическое сознание детей, это не пройдёт бесследно для их последующего развития.
Литература:
Радынова О.П. «Дошкольный возраст –
задачи музыкального воспитания»
Петрушин В.И. «Музыкальная психология»
Смирнова С.Б. фестиваль «Открытый урок»