ЕГЭ по обществознанию

тесты, контрольные работы, которые помогут подготовиться к егэ по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательная линия "Общество"

(занятие №1)

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

А1. К числу основных подсистем общества как системы относится

1) экономика                                       3) профсоюз

2) сословие                                          4) идеология.

А2. Подписание договора о границах относится к сфере

1) экономики                                      3) духовной жизни

2) социальных отношений                4) политики.

А3. К основным сферам общественной жизни относится

1) религия                                            3) экономика

2) государство                                     4) классы.

А4. К способам взаимодействия людей в обществе относятся(ится)

1) социальные интересы                    3) межличностное общение

2) правовые нормы                             4) социальные потребности.

А5. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                3) социальная

2) духовная                                          4) политическая.

А6. К формам объединения людей в обществе относятся(ится)

1) межличностное общение               3) социальные интересы

2) федеративное государство             4) правовые нормы.

А7. В России после революции в октябре 1917 года была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                3) социальная

2) духовная                                          4) политическая

А8. Способ взаимодействия людей в обществе

1) нравственные ценности                 3) социальный конфликт

2) социальные статусы                       4) правовая норма.

А9. Наука в современном мире стала одним из решающих факторов производства. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                 3) социальная

2) духовная                                           4) политическая.

А10. Формой объединения людей в обществе является(ится)

1) социальная мобильность                 3) нравственные ценности

2) трудовой коллектив                         4) мировая религия.

А11. В начале XX века в России сформировалась российская социал-демократическая рабочая партия, которая в дальнейшем сыграла значительную роль в российской истории. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                 3) социальная

2) духовная                                           4) политическая.

А12. Способ взаимодействия людей в обществе представляет собой

1) социальную солидарность              3) национальная религия

2) юридическая ответственность        4) профессиональная этика.

А13. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                 3) социальная

2) духовная                                           4) политическая.

А14. Объединение людей в обществе может выступать в форме

1) социальной мобильности                        3) творческой деятельности

2) религиозного представления                  4) социального института.

А15. Дефолт 1998 года в России стал одной из причин маргинализации общества. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                           3) социальная

2) духовная                                                     4) политическая.

А16. Формой объединения людей в обществе является

1) патриархальная семья                               3) абсолютная монархия

2) межличностное общение                          4) воспитание детей.

А17. Крещение Руси в 988 г. привело к укреплению международного авторитета страны.  

Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала сфера

1) экономическая                                           3) социальная

2) духовная                                                     4) политическая.

А18. Что из ниже перечисленного характеризует общество как систему?

1) обособление от природы                          3) сохранение связи с природой

2) постоянное развитие                                 4) наличие сфер и институтов.

А19. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Проведение пенсионной реформы иллюстрирует взаимосвязь политической и социальной сфер общественной жизни.

Б. Государственная гарантия права граждан на получение бесплатного образования иллюстрирует связь духовной и политической сфер жизни общества.

1) верно только А                                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                                            4) оба суждения неверны.

А20. Общество - это

1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы

4) материальный мир в целом.

А21. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.

Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1) верно только А                                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                                            4) оба суждения неверны.

А22. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) создание славянской азбуки

2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) сбор дани князем с подвластных племен

4) написание свода законов "Русская Правда".

А23. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) издание Иваном IV в 1550 г. нового Судебника.

А24. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

1) экономической                                               3) политической

2) социальной                                                     4) духовной.

А25. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А26. Общество представляет собой

1) недифференцированную целостность    

2) набор разнородных элементов      

3) систему, состоящую из элементов и подсистем            

4) соединение элементов, друг с другом  не связанных  

А27. К социальной сфере относятся

1) партии                                                           3) парламенты

2) сословия                                                        4) органы власти.

А28. Сферы общественной жизни

1) независимы друг от друга                           3) не взаимодействуют друг с другом

2) взаимозависимы                                           4) не развиваются.

А29. Сферы общественной жизни

1) неизменны и неподвижны                           3) взаимодействуют между собой

2) изолированы друг от друга                          4) развиваются независимо друг от друга

А30. К социальной сфере относятся

1) страты                                                            3) органы самоуправления

2) партии                                                            4) научные учреждения                            

А31. К характеристике общества как системы относится

1) способы взаимодействия людей                 3) материальный мир в целом

2) часть природы                                               4) обособленность сфер жизни общества.

А32. Отношения, возникающие между людьми в процессе материального производства, относятся преимущественно к сфере

1) политики                                                       3) морали

2) экономики                                                     4) культуры.

А33. Закономерности развития общества в отличие от законов природы

1) поддаются научному изучению

2) учитываются людьми  в практической деятельности

3) прокладывают дорогу через сознательную деятельность людей

4) исключают случайности.

А34. Особенностью первобытного общества является

1) имущественное расслоение                        3) наличие власти, основанной на авторитете

2) социальная дифференциация                     4) первые формы государственности.

А35. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу.

Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А36. К характеристике общества относится

1) динамическая система                                3) часть природы

2) материальный мир в целом                        4) неизменность элементов.

А37. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А38. К характеристике и общества, и природы относится понятие

1) этап исторического развития человечества           3) часть материального мира

2) неизменность во времени                                        4) формы взаимодействия людей.

А39. К характеристике и общества, и природы относится понятие

1) социальное взаимодействие                                    3) политическая революция

2) динамическая система                                             4) сознательная деятельность

А40. К числу социальных институтов общества относится(ятся)

1) судебные органы                                                      3) крупные нации

2) система образования                                                4) общественные классы.

А41. Строительство Великой Китайской стены, призванной защищать государство от набегов варваров, может служить примером взаимодействия общества и

1) природы                                                                     3) политики

2) культуры                                                                    4) религии.

А42. Элементом общества являются(ется)

1) социальные институты                                             3) формы социального развития

2) достигаемые социальные статусы                           4) социальная жизнедеятельность.

А43. Развитие кораблестроения и мореходства в средневековой Англии служит примером взаимосвязи

1) религии и политики                                                  3) природы и религии

2) общества и политики                                                4) общества и природы.

А44. Обществу как системе присуще(а)

1) государственное устройство                                    3) динамика развития

2) социальная мобильность                                          4) постоянная модернизация.

А45. Отсутствие естественно укрепленных границ России привело к созданию огромной армии. Это пример взаимодействия

1) религии и политики                                                  3) культуры и природы

2) культуры и политики                                                4) политики и природы.

А46. Древние греки проводили морскую колонизацию из-за ограниченности собственных земельных ресурсов. Это служит примером взаимосвязи

1) цивилизации и политики                                          3) культуры и природы

2) политики и культуры                                                4) природы и цивилизации.

А47. На Руси христианские храмы строились с учетом особенностей ландшафта. Это служит примером взаимосвязи

1) культуры и политики                                                3) цивилизации и общества

2) природы и культуры                                                 4) религии и политики.

А48. По преданию, Древний Рим был построен на семи холмах, что является примером взаимосвязи

1) религии и природы                                                   3) культуры и природы

2) культуры и политики                                                4) цивилизации и политики.

А49. Наличие широкой речной сети способствовало формированию древнерусского государства. Это служит примером взаимосвязи

1) политики и природы                                                 3) культуры и политики

2) религии и природы                                                   4) общества и культуры.

А50. Верны ли суждения об обществе?

А. Характеризуя общество как динамическую систему, необходимо показать как взаимодействуют и развиваются его подсистемы и элементы.

Б. Понятие "общество" шире понятия "материальный мир".

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А51. Понятия "форма правления", "государственный суверенитет", "избирательная система" относятся к характеристике сферы общества

1) экономической                                             3) политической

2) социальной                                                    4) духовной

А52. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Общество состоит из подсистем (сфер), каждая из которых обладает качественной спецификой.

Б. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А53. Понятия "образование", "наука", "элитарная культура" относятся к характеристике сферы жизни общества

1) экономической                                             3) политической

2) социальной                                                   4) духовной

А54. Понятия "страта", "маргиналы", "отклоняющееся поведение" относятся к характеристике сферы жизни общества

1) экономической                                             3) политической

2) социальной                                                   4) духовной

А55. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. С возникновением общества природа подчиняется воле человека и развивается по законам общества.

Б. Общество как систему характеризует неизменность и постоянство образующих ее элементов.

1) верно только А                                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                                             4) оба суждения неверны.

А56. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана.

А57. Общество в широком смысле - это

1) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности

2) определенный этап исторического развития человечества

3) человечество в целом

4) кружок единомышленников.

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          Проявления человеческой                                                 Сферы жизни 

                  деятельности                                                                  общества

1) взаимодействие классов, социальных групп                     А) экономическая

2) деятельность государственных организаций,                    Б) политическая

    партий                                                                                     В) духовная

3) мораль, религия, философия, деятельность                       Г) социальная

     научных организаций

4) отношения в процессе материального

     производства

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          Проявления человеческой                                                 Сферы жизни 

                  деятельности                                                                  общества

1) деятельность парламента,                                                     А) экономическая

2) общественные классы                                                            Б) политическая

3) обмен продуктами общественной                                        В) социальная

     деятельности                                                                          Г) духовная

4) научные учреждения

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          Проявления человеческой                                                 Сферы жизни 

                  деятельности                                                                  общества

1) использование пушнины в качестве                                     А) духовная

     эквивалента обмена                                                                Б) социальная

2) рост цен на пользующиеся спросом                                      В) экономическая

     услуги                                                                                       Г) политическая

3) создание наскальных картин древнейшими

     охотниками и собирателями

4) существование в современном обществе

     семей различного типа

5) активное участие плебеев Рима в народном

     собрании

В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамическую систему, и обведите цифры, под которыми они указаны. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

1) взаимосвязь элементов

2) неизменность элементов

3) взаимодействие элементов

4) развитие

5) обособленность элементов и сфер.

В5.  Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          Проявления человеческой                                                 Сферы жизни 

                  деятельности                                                                  общества

1) Государственная Дума приняла поправки                           А) политическая сфера

     в закон о гражданстве                                                            Б) экономическая сфера

2) в апреле инфляция снизилась по сравнению

     с мартом на 0,2 %

3) рост промышленного производства за

     третий квартал достиг 5,6 %

4) в июле состоялся учредительный съезд

     правоцентристской партии

5) на прошедших в понедельник выборах

     в парламент победу одержала правящая

     коалиция.



Предварительный просмотр:

Опорный конспект на тему:  «Природное и общественное в человеке»

Тема 1.1. Человек как результат биологической и            социальной эволюции[1]


Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Человек - мера всего существующего

Человек-микрокосмос, сочетание стихий

Человек - посредник между землей и небом

Человек - часть космоса

Человек-творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала - духа, или разума

"человек - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, нравственною свободою, стремлением к абсолютному  и тому подобными возвышенными свойствами..."

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии

распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека

биологизаторские

социологизаторские

 Концепции о природе человека

        

  1. имеет разум, сознание, волю;
  2. общество диктует ему правила, образ жизни;
  3. человек должен этому подчиняться;
  4. но человек является творцом себя и своей жизни.

  1. биологическое существо;
  2. имеет инстинкты;
  3. живет в природе;
  4. подчинен ей;
  5. природа влияет на человека (географическая среда, климат)

Как часть природы

Как часть общества

Ч

е

л

о

в 

е

к

        

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка

Большой мозг и сложная нервная система

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гоминиды, современный человек)

Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Анатомические особенности как биологического вида

Природное в человеке

        

Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума.

Общественное в человеке

человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда)

человек изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты

Черты отличия человека от животного

человек свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует

человек может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Антропогенез  – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.  

        

Использованные ресурсы:

  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  2. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983.

  3.Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.

  1. http://sosnovo-school.ucoz.ru/
  2. http://society.polbu.ru/
  3. http://www.materialist.kcn.ru/


[1] Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию