НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ "АКАДЕМИЯ"

Афанасьева Елена Викторовна

     Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. С целью совершенствования системы работы с одаренными детьми и создания условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в МБОУ ЕСОШ №1  разработана программа работы с одарёнными детьми  «Дар». Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленные на развитие ребёнка. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности школы и служит основой сотрудничества  с родителями и общественностью.

Воспитание творческой активности учащихся, развитие способностей каждого школьника – важная задача школы. Обществу нужны одаренные люди, но далеко не каждый человек умеет и может развивать свои способности. Школа обязана подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Не ново и то, что школа должна заниматься поиском индивидуальности в каждом школьнике и помочь ему найти свое место в обществе. Именно для этой цели и создано в школе научное общество учащихся (НОУ).

       В связи с неповторимостью каждой школы и профессиональными возможностями педагогического коллектива формируется собственная модель научного общества учащихся со своими кафедрами и методами работы.

        В МБОУ  ЕСОШ № 1 с сентября 2012 года начало  свою  работу  НОУ «АКАДЕМИЯ».  НОУ «АКАДЕМИЯ»  -  это добровольное объединение учащихся нашей школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно-исследовательской работы.

      Научное общество учащихся «АКАДЕМИЯ» является организационным органом управления исследовательской и творческой работой учителей и учащихся, дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в ходе уроков при изучении новой темы.

      В целом содержание деятельности НОУ нашей школы ориентировано на решение следующих задач:

1) выявление и диагностика одаренных учащихся и создание условий для работы с ними;

2) раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

3) оказание индивидуальной педагогической или психологической помощи;

4) вовлечение учеников в работу научных секций, привлечение к учебно-исследовательской деятельности, к участию в творческих конкурсах, научных конференциях;

5) помощь в адаптации к вузовской системе образования.

       В рамках деятельности НОУ успешно функционировали следующие  кафедры:

естественнонаучная кафедра 

кафедра математики и информатики 

кафедра физики 

кафедра русского языка и литературы 

кафедра иностранного языка 

кафедра начинающих исследователей 

искусствоведческая кафедра 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\ОКСАНА\Мои документы\Мои рисунки\8450931_8a71ed6b.jpg

План работы научного общества учащихся   МБОУ  ЕСОШ № 1

на  _____учебный  год

Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Задачи:

-формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности,

-развитие творческого и интеллектуального потенциала детей,

-выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательскому труду.

Дата проведения

Вид работы

Цель

Ответственный

1. Диагностическая работа (исполнители: кл. руководители, психологи)

Сентябрь

Корректировка банка данных  учащихся с различными видами одарённости и повышенной мотивацией к обучению

Выявление одарённых учащихся

Афанасьева Е.В.,

психологи,

кл. руководители

Сентябрь-октябрь

Исследование  творческих способностей

учащихся -  членов НОУ

Выявление творческого потенциала детей

Психологическая  служба школы, учителя-предметники

Ноябрь-декабрь

Установочная   конференция  НОУ  «Академия»

Выявление уровня подготовленности учащихся к ведению исследовательской деятельности

Афанасьева Е.В., руководители кафедр

2. Организационно-развивающая работа

 (исполнители: педагоги-организаторы, психологи, кл. руководители)

Сентябрь

Организационное  (установочное) заседание учащихся - членов НОУ:

1. Знакомство с нормативными документами.

2. Утверждение плана работы.

3. Формирование Совета НОУ «АКАДЕМИЯ»

Организационная

Зам. директора

Афанасьева Е.В.

Октябрь

Обучающие семинары по  основам  исследовательской деятельности для членов НОУ

Развитие системного мышления школьников,  обучение алгоритмам исследовательской работы

руководители кафедр

до 22.09.2014г.

Определение списочного состава НОУ «Академия», тем исследовательских работ

Актуализация знаний учащихся в предметных областях

руководители кафедр НОУ

Ноябрь

Развивающая рефлексивная игра «Лестница»

Обучение рефлексивному диалогу, самопознанию, самоопределению учащихся

педагоги-психологи

Декабрь

Обучение работе с научной литературой

Развитие теоретического, системного мышления

зав. библиотекой

Январь

Тренинги   креативности

Развитие творческого потенциала учащихся

Афанасьева Е.В., психологи

октябрь - февраль

Подготовка исследовательских работ учащихся к участию в школьной НПК

Развитие исследовательских умений учащихся

научные руководители

январь-февраль

Подготовка учащихся к выступлению на школьной НПК

Обучение навыкам самопрезентации

руководители кафедр  НОУ

март          

(по графику)

Школьная научно-практическая конференция (по кафедрам)

Повышение  мотивации

 учения,

стимулирование мысли-

тельных,  познавательных

процессов

Афанасьева Е.В., руководители кафедр  НОУ

Апрель

Развивающая игра «Мои способности»

Развитие у участников НОУ различных видов одаренности

психологи

Май

Заседание НОУ по итогам года, планирование работы на следующий учебный год (в форме рефлексивного диалога)

Развитие рефлексивного мышления учащихся

Зам. директора Афанасьева Е.В.

В течение года

Участие учащихся – членов НОУ «АКАДЕМИЯ» в конкурсах и конференциях

Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся

Зам. Директора Афанасьева Е.В, педагоги - организаторы

В течение года

Создание портфолио учащихся

Развитие компетенции личностного самосовершенствования

Кл. руководители, педагоги - организаторы

3. Работа с родителями (исполнители: классные руководители, зам. директора по УВР)

Ноябрь

Информирование родителей о направлениях работы педагогического коллектива с НОУ

Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения

Зам. директора Афанасьева Е.В.,

 Кл. руководители

Апрель

Информирование родителей об итогах школьной НПК, обсуждение  с родителями планов по развитию НОУ

Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения

Зам. директора Афанасьева Е.В.,  

 Кл. руководители

4. Консультационная   работа (исполнители: педагоги-организаторы, психологи)

В течение года

Индивидуальные консультации с учащимися по выполнению исследовательских работ

Реализация личностно-ориентированного подхода

Зам. Директора Афанасьева Е.В.,  руководители кафедр

В течение года

Индивидуальные консультации по проблемам восприятия учащимися системы отношений к миру и самому себе

Развитие позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки

педагоги-психологи

5. Обобщение исследовательского опыта учащихся (исполнители: зам.директора по УВР)

Март-апрель

Подготовка сборника тезисов исследовательских работ учащихся «Мир науки» (выпуск 3)

Обобщение опыта исследовательской деятельности учащихся

Афанасьева Е.В.

6. Информационное обеспечение работы НОУ (исполнители: секретарь НОУ)

В течение года

Оформление и обновление информационного стенда по деятельности НОУ

Информационное сопровождение работы с учащимися

Афанасьева Е.В.

В течение года

Ведение страницы НОУ на сайте школы

Информационное сопровождение работы с учащимися

руководитель Издательского центра

В течение года

Ведение страницы НОУ «Академия» на портале «Открытый класс» Сетевые образовательные сообщества.

Информационное сопровождение работы с учащимися

Воронкова Т.Г.

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1

fgosn_0

        

Программа

 работы

научного  общества  учащихся

ст.Егорлыкская

2012 год

Пояснительная записка

       Воспитание творческой активности учащихся, развитие способностей каждого школьника – важная задача школы. Обществу нужны одаренные люди, но далеко не каждый человек умеет и может развивать свои способности. Школа обязана подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Не ново и то, что школа должна заниматься поиском индивидуальности в каждом школьнике и помочь ему найти свое место в обществе. Именно для этой цели и создано в школе научное общество учащихся (НОУ).

       В связи с неповторимостью каждой школы и профессиональными возможностями педагогического коллектива формируется собственная модель научного общества учащихся со своими кафедрами и методами работы.

        В нашей школе с сентября 2012 года существует НОУ «АКАДЕМИЯ».  НОУ «АКАДЕМИЯ»  -  это добровольное объединение учащихся нашей школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно-исследовательской работы.

      Научное общество учащихся «АКАДЕМИЯ» является организационным органом управления исследовательской и творческой работой учителей и учащихся, дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в ходе уроков при изучении новой темы.

      В целом содержание деятельности НОУ нашей школы ориентировано на решение следующих задач:

1) выявление и диагностика одаренных учащихся и создание условий для работы с ними;

2) раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

3) оказание индивидуальной педагогической или психологической помощи;

4) вовлечение учеников в работу научных секций, привлечение к учебно-исследовательской деятельности, к участию в творческих конкурсах, научных конференциях;

5) помощь в адаптации к вузовской системе образования.

   Структурную основу общества «АКАДЕМИЯ» составляют

  • Руководитель НОУ  (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
  • Председатель   НОУ  (ученик старших классов);
  • Руководители  кафедр  по  предметам   (педагоги школы).

      Участвовать в работе общества могут ученики и учителя школы, а также сотрудники вузов и НИИ, взаимодействующих со школой.

http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

Структура  НОУ:

  • руководитель НОУ  (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
  • председатель   НОУ  (ученик старших классов);
  • руководители  кафедр   (педагоги  школы);
  • руководители   Издательского  и  Психолого-диагностического центров НОУ.

      Участвовать в работе общества могут ученики и учителя школы, а также сотрудники вузов и НИИ, взаимодействующих со школой.

В  НОУ    возможны следующие  кафедры:

  • историко-правовая кафедра;
  • кафедра «Окружающий мир»;
  • кафедра математики и ИКТ;
  • кафедра физики;
  • кафедра русского языка и литературы;
  • кафедра иностранного языка;
  • искусствоведческая  кафедра;
  • кафедра начинающих исследователей.

      Заседания кафедр проводятся 1-2 раза в четверть. В компетенцию кафедры входит утверждение тем и программ исследований, заслушиваются промежуточные результаты исследования, оказывается консультативная помощь, проводится первичная экспертиза работ.

        Из числа членов каждой кафедры выбирается ее руководитель (как правило, опытный педагог), представляющий кафедру в Ученом Совете НОУ. Ученый Совет действует во время проведения экспертизы исследовательских работ (ИР) и проведения конференций, конкурсов. Из членов кафедр  формируется также  Ученический Совет, он имеет такие же функциональные обязанности, что и Ученый Совет и действует наравне с ним. Преподавательский отдел состоит из руководителей ИР и предназначен для выработки единых требований к исследовательским работам, для координации процесса формирования исследовательских умений у членов НОУ и осуществления его мониторинга. В ученический отдел входят ученики, выполняющие ИР. Информационный центр призван помочь членам НОУ в поиске необходимой информации через сеть библиотек, поисковых систем Интернета, связей с различными организациями. Проводит регулярные обзоры научно-популярной и научной литературы, информирует о последних достижениях науки и техники.

  Психолого-диагностический центр НОУ помогает определить сферу научных интересов членов НОУ, осуществляет диагностику их интеллектуального развития, профессиональных наклонностей, коммуникативных качеств, консультирование. Проводит мониторинг исследовательских способностей старшеклассников.

       Издательский   центр  НОУ выпускает газету «Мир   науки», в которой публикуются материалы наиболее интересных исследований ребят, их творческие работы, информация о проходящих или готовившихся конференциях, конкурсах, последние новости из мира науки и т.д.

        Руководство работой НОУ между собраниями, подготовку и проведение собраний, экспедиций, конференций осуществляет Совет НОУ, куда входят руководитель  НОУ, председатель НОУ, руководители кафедр,  секретарь, руководители   Издательского и Психолого-диагностического центров НОУ. Решения совета принимаются простым большинством от числа участвующих в заседании членов Совета. Совет НОУ учреждает и присуждает награды за научно – исследовательские достижения учащимся и руководителям. http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

         Председатель НОУ осуществляет посильное руководство деятельностью общества, представляет интересы учащихся  и избирается, как правило, из числа старшеклассников.

        Высшим органом управления НОУ является собрание общества, проводимое один раз в год в рамках «Недели науки и творчества» (в апреле), на котором подводятся итоги работы НОУ за прошлый год, утверждается план работы на новый, принимаются в НОУ новые члены.

       В период «Недели науки и творчества» проводится итоговая  научно-практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои творческие и исследовательские проекты.   По итогам  конференции проходит  награждение   авторов  лучших  работ и их руководителей.  Но члены НОУ «АКАДЕМИЯ»  не  ограничиваются участием только в школьной  научно-практической  конференции.   Учащиеся  выступают на различных межвузовских конференциях,  Ломоносовских  чтениях, на муниципальных  конференциях по линии туризма и краеведения.

      Что же дает школьникам работа в научном обществе? Прежде всего, дополнительные знания.   Каждый участник НОУ в своей учебно-исследовательской и поисковой деятельности обращается к серьезным источникам научной информации, ребята работают с дополнительной литературой. То есть в НОУ ребятам прививается интерес к работе с научной, справочной литературой. Мы надеемся, что и в выборе будущей профессии поможет научное общество.

        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

       Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся  «АКАДЕМИЯ».

Планирование  заседаний  совета  НОУ "АКАДЕМИЯ”

 

Месяц

Тема

Цель

Ответственные

Результат работы

сентябрьhttp://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

Работы кафедр. Содержание тематики кафедры

Обсуждение тематики научных работ учащихся

Руководители кафедр, совет НОУ

Памятки по работе кафедры

октябрь

Подготовка к участию членов НОУ в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам

Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах

Учителя- предметники, руководители методических объединений

Методический бюллетень

 январь

Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-11 классах

Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона

Руководители кафедр и методических объединений

Сборник материалов

март

Подготовка и проведение научно- исследовательской конференции "Мы - будущее XXI века"

  Анализ готовности кафедр к проведению конференции

Совет НОУ, руководители кафедр

Видеозапись

   

                                Состав   НОУ  

Структура  НОУ:

  • руководитель НОУ  (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
  • председатель   НОУ  (ученик старших классов);
  • руководители  кафедр   (педагоги  школы);
  • руководители   Издательского  и  Психолого-диагностического центров НОУ.

      Участвовать в работе общества могут ученики и учителя школы, а также сотрудники вузов и НИИ, взаимодействующих со школой.

В  НОУ    возможны следующие  кафедры:

  • историко-правовая кафедра;
  • кафедра «Окружающий мир»;
  • кафедра математики и ИКТ;
  • кафедра физики;
  • кафедра русского языка и литературы;
  • кафедра иностранного языка;
  • искусствоведческая  кафедра;
  • кафедра начинающих исследователей.

http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

       Устав

       научного общества учащихся

 

  В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Возраст вступления в НОУ –  9-18  лет.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
  • Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
  • Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

       Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

 

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей кафедре.
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей кафедры.
  • Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.
  • Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.
  • Строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Запись в НОУ:

      Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.

      Вступив в НОУ, ученик работает в одной из кафедр, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и кафедрой, составляется расписание занятий и консультаций по каждой кафедре НОУ, определяется место и время их проведения.

       Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой кафедры, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

Общие положения

1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

 

2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Положение о научном обществе должно быть рассмотрено на заседании педагогического  совета. Учёный  совет - это высший орган НОУ. Заседания Учёного Совета  проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности.

На общем собрании утверждается Совет НОУ, в который входит 5-10 человек, определяется состав каждой кафедры, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.

Очень интересно, когда каждая научная кафедра готовит свою презентацию. Этот праздник может называться «Парад служения науке». Во время презентации ребята рассказывают, чем они собираются  заниматься в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и своей собственной деятельности.

 

Цели и задачи научного общества учащихся.

 Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

  1. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  2. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  4. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  

 Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:

   -овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

   -почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;

   -научиться методам и приемам научного исследования;

   -научиться работать с литературой;

   -стать пропагандистами в значимой для себя области знаний  

Основные направления работы НОУ.

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами. http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

   

Научно-исследовательская конференция.

     Конференция проводится администрацией школы и Учёным  Советом НОУ с целью:

  • развития познавательных интересов и творчества учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы;
  • вовлечения учащихся в научный поиск, стимулирования активного участия в научно-исследовательской жизни своей страны;
  • профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.

 

Участники конференции.

К участию в конференции допускаются учащиеся, активно участвующие в работе научных кафедр  и получившие разрешение научного руководителя и консультанта на участие в школьной научной конференции.

  

Общие требования к работам.

На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных кафедр  индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.

Научная работа должна быть

  •  исследовательской;
  •  актуальной
  •  иметь практическую значимость.

 В работе должны быть следующие составляющие: 

  • поставлены задачи;http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif
  • намечены пути их решения;
  • работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист;
  • работа,  представленная на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя.

 

Устав НОУ.

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т. д.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, получивший высокую оценку своей деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Педагог-руководитель научной работой учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  • регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей кафедре;
  • периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей кафедры;
  • обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  • активно участвовать во внутришкольных и  внешкольных научных конференциях;
  • строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • строго выполнять требования к оформлению научных работ.

 

Запись в научное общество учащихся.

Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление следующей  формы:   

  http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

Руководителю НОУ  МБОУ  ЕСОШ № 1

________________________________

 ученика…   класса

Заявка на участие в конкурсе научных работ учащихся.

Тема будущей работы…

Кафедра…

Дата и подпись…

 

           Вступив в НОУ, ученик работает в одной из кафедр, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

            После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и кафедр, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждой кафедре НОУ и определяется место и время их проведения.

          Учёный  Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой кафедры, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой  кафедре для учащихся проводятся занятия,  связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.

 

Планирование  работы  научного  общества  учащихся.

1.Заседания  Учёного Совета научного общества учащихся.

В этот раздел необходимо включить вопросы организации работы научного общества. Это и изучение членами Учёного Совета научного общества результатов диагностики, проведенной в классах, и содержание работы предметных научных кафедр, и анализ участия членов НОУ в предметных олимпиадах, и подготовка научных конференций. Планирование заседаний Совета НОУ дает возможность прогнозировать и осуществлять контроль за организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого Совета.

2.Познавательно-коммуникативная работа

      Для того чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературным источником, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.

         Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления,  не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, нужна целенаправленная познавательно-просветительская работа среди членов НОУ.http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

           Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и  т. д.

          Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою, правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации – необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательно-коммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволит сформировать у них коммуникативную культуру, разовьет речевые способности, научит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.

 

3.Научно- исследовательская  деятельность.

 

Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой кафедры:

-выполнение заданий  экспериментального и  исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем;

-посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;

-встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;

-посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;

- встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы.

 

4.Творческая деятельность.

         Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т. д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

            По итогам работы за год Учёный  Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом педсовете. На этом же педагогическом совете педагоги высказывают свое мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской работы на новый учебный год. Будет весьма уместно, если на последнем педагогическом совете будут вручены грамоты членам педагогического коллектива – руководителям секций, а также ребятам, которые наиболее активно участвовали в научно-исследовательской работе в школе.

 

http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

       

Организация  работы  кафедр  НОУ.

             Основная форма работы НОУ – это  кафедра, в которую могут быть объединены учащиеся тех классов, возраст которых определен положением НОУ. В  кафедру объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний. Какие кафедры  могут быть открыты в школе?    Лингвистическая, математическая,  эко-биологическая, историческая, географическая, психологическая, педагогическая, социологическая и другие  (в зависимости от  научных интересов детей).

Занятия в секции  проводятся один раз в две недели.

Занятия могут длиться 1,5 – 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы кафедры и результативность деятельности подводятся на итоговой научно-исследовательской конференции.

            На конференцию каждая кафедра представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии в каждой кафедре.

Основным документом работы секции НОУ является план деятельности на учебный год. Он может состоять из следующих пунктов и разделов:

Название кафедры.

Руководитель кафедры.

Цель создания кафедры  и  ее  основные  задачи.

Главные направления ее  работы

Формы работы кафедры:

1)     теоретические знания,

2)     практические занятия,

3)     творческие занятия,

4)     исследовательско-итоговая работа (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады, малые и большие конференции).

            План работы  кафедры  обсуждается  на  одном из первых занятий и утверждается на заседании НОУ.

           В каждой кафедре  избираются органы управления. Это необходимо для того, чтобы  занятия проходили с максимальным участием всех ее членов.

           На первом занятии руководитель знакомится с учащимися,  излагает им перспективы  и  значимость  работы  кафедры, определяет уровень их подготовленности, кругозор, интерес к научной деятельности вообще и к той теме, над которой они предполагают работать. Для того чтобы это получилось интересно и значимо для учащихся и информативно для руководителя, можно предложить учащимся анкету.

           Анкета для учащихся

 

  1. В чем отличие понятий знание и научное знание?
  2. Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация? В чем она выражается? Можно ли назвать эти понятия абсолютно идентичными?
  3. Каково соотношение знаний, получаемых в школе по определенному предмету, с наукой? http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif
  4. Можете ли вы объяснить и доказать, что преподаваемый в школе предмет – это стимул к научным исследованиям? (На примере любого предмета.)
  5. Что побуждает человека к научной работе?
  6. Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научными исследованиями?
  7. Какими качествами должен владеть научный исследователь?
  8. Интерес к научной деятельности это:
  • увлечение;
  • образ жизни;
  • мода;
  • показатель интеллекта;
  • что-нибудь еще?

   9. В какой из сфер жизни (знаний) научные исследования (разработки)  представляют, на ваш взгляд, наибольшую ценность?

  10. Каким образом школа приобщает человека к научной деятельности?

  11. Какой из изучаемых вами предметов стимулирует к научной работе?

  12. Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?

  13. Когда, на ваш взгляд, считается, что школьное образование полноценно? А когда нет?

 

             На  первом  занятии   кафедры   педагог-руководитель должен рассказать о своих занятиях  научно-исследовательской работой в школьные годы, в вузе и на сегодняшний день, поделиться своими достижениями и результатами.

          На втором занятии учитель должен получить от учащихся информацию о теме их будущего исследования, о значимости для них этого выбора, и предполагаемом итоге данной работы, ее содержательной стороне.

           Третье занятие может быть посвящено определению списка литературы и составлению плана работы по выбранной теме. На этом же занятии учащиеся получают рекомендации по написанию работы, оформленные в виде приведенных ниже памяток.

 

Памятка  1  «Основы  исследования».

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что  предстоит открыть и доказать.

Тема – это та совокупность связей, отношений, свойств, которые существуют объективно в теории практике и служат источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

 http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif

Памятка   2    «Работа   с    литературными    источниками».

Этапы работы:

Общее ознакомление.

Внимательное чтение по главам и разделам.

Выборочное чтение.

Составление плана прочитанного материала.

Выписки из прочитанного.

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.

Содержание этапов:

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Выделение наиболее важного текста.

Перечитывание наиболее важного текста. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.

Обращается внимание на объективность суждений.

 

http://moelschool3.edusite.ru/images/p81_owl.gif



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

 НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

в рамках  работы  НОУ  «Академия»

Время  и  место   проведения:

11  мая  2018  года

9.30

Актовый зал МБОУ  ЕСОШ № 1

Цель: Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Поддержка одарённых и талантливых детей. 
2.Формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями. 
3. Активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития. 
4. Организация научно - исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. 
5. Вовлечение обучающихся всех ступеней в исследовательскую деятельность

№ 1   ФАНФАРЫ

№ 2   ФОН   (для  стихотворения)

В танце, как в жизни, идет бег по кругу:
И сила, и слабость бегут друг за другом.
В танце: плие, прыжок и вращение.
И в жизни для взлета нужно падение.

Есть танец сольный, он сложен порой.
Одиночество в жизни всему виной.
А есть задорная пляска групповая –
С друзьями мечта осуществится любая!

Танец – есть чувств и эмоций палитра –
Показать можно все, что на сердце сокрыто!
Танец – есть тела особый язык –
Расскажет о том, к чему каждый привык!

О танце можно рассуждать бесконечно,
Но танец – есть жизнь, и так будет вечно!
 

№ 3   ТАНЕЦ-ОТКРЫТИЕ    КОНФЕРЕНЦИИ

№ 4   ФОН  (для  ведущих)

Ведущий 1: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом зале!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на открытии научно-практической конференции  школьного  научного общества  учащихся «Академия»

Ведущий 1:  

Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Ведущий 2: 

Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Ведущий 1: 

Что было б без Науки?

Ведущий 2:  

Снова пришла бы Хаоса пора.

Ведущий 1: 

Лучам приветственное слово.

Вместе:

Науке - громкое “Ура”!

Ведущий 1:  

Ни одно значимое мероприятие не обходится без почетных гостей, которым наша школа всегда рада. Нам приятно представить:

Ведущий 1:  

И конечно же, почетными гостями являются члены научного общества «Академия», юные исследователи, и их научные руководители

Ведущий 1: Слово для приветствия предоставляется директору  ЕСОШ №1 Гамовой Елене Николаевне

Ведущий 2: Сегодняшняя  итоговая научно-практическая конференция – 6 по счету. И этот праздник является хорошей и доброй  традицией. На конференции  юные  исследователи  представляют итоги своей увлекательной и довольно длительной исследовательской работы.

Ведущий 1: В течение учебного года ученики школы принимали участие в работе  семи  научных  кафедр, которые  выбирали в соответствии со своими  интересами и предпочтениями.

Ведущий 2:   И нужно  отметить, что работа  кипела  не  шуточная: столько всего нужно было успеть – определиться с темой  исследовательской работы, изучить большое количество литературы, отобрать материал, провести опыты и эксперименты, а главное – подготовиться и достойно выступить на научно-практической конференции  внутри своей кафедры.

Ведущий 1: Как уже было сказано ранее, в  рамках  научного  общества  учащихся «Академия»  в течение всего  учебного  года работали  следующие  кафедры:

  • естественнонаучная кафедра (руководитель Карнаух Людмила Викторовна);
  • кафедра математики (руководитель Камалетдинова Лариса Александровна);
  • кафедра физики (руководитель Беленко Виктория Владиславовна);
  • кафедра русского языка и литературы (руководитель Мирошкина Тамара Алексеевна)
  • кафедра иностранного языка (руководитель Афанасьева Елена Викторовна);
  • кафедра начинающих исследователей (руководитель Гаспарян Галина Павловна);
  • искусствоведческая кафедра (руководитель Рыбалова Елена Ивановна)

Ведущий 2:  А  руководила  работой всех  кафедр  заместитель директора Афанасьева Елена Викторовна.

Ведущий 1:   Итак  конференции по  каждой  кафедре  завершились,  итоги  подведены:  были  отобраны  работы, набравшие  наибольшее количество  баллов.   Победителями  стали:  

Ведущий 2:  

-кафедра начинающих исследователей

  • Вяткина Карина, учащаяся 4г класса, руководитель Юресько Татьяна Александровна.

Ведущий 1:  

-кафедра русского языка и литературы

  • Сердюкова Елена, учащаяся 8в класса, руководитель Мирошкина Тамара Алексеевна.

Ведущий 2:  

-кафедра иностранного языка

  • Дрогачева Екатерина, учащаяся 11а класса, руководитель Грамма Наталья Александровна.
  • Пшенянник Ольга, учащаяся 8б класса, руководитель Жаркова Дарья Дмитриевна.
  • Паляница Юлия, Шевченко Дарья, учащиеся 7в класса, руководитель Афанасьева Елена Викторовна.

Ведущий 1:  

-естественнонаучная кафедра

  • Грамма Александр, учащийся 7а класса, руководитель Телегина Надежда Ивановна.

Ведущий 2:  

-кафедра математики и информатики

  • Рыбинцев Александр, Шиян Никита, учащиеся 10а класса, Милюков Максим, учащийся 9в класса, руководитель Камалетдинов Геннадий Болатович.
  • Пшенянник Ольга, учащаяся 8б класса, руководитель Камалетдинова Лариса Александровна. 

Ведущий 1:  

-искусствоведческая кафедра

  • Шевченко Ольга, учащаяся 8а класса, руководитель Семенцова Ирина Петровна.

Ведущий 2:  

-кафедра физики

  • Сердюкова Елена, Казарян Карина, учащиеся 8в класса, руководитель Беленко  Виктория Владиславовна.
  •        Рыбинцев Александр, Шиян Никита, учащиеся 10а класса, руководитель Козицкая  Инна  Валерьевна.

Ведущий 1:  

Итак, уважаемые  победители,  вам слово!

Ведущий 2

Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем

Вяткину Карину, 4г класс, руководитель Юресько Татьяна Александровна. Тема работы: «Наличные и безналичные деньги»

Ведущий 1

       Мы приглашаем для представления своей исследовательской работы Сердюкову Елену, 8в класс, руководитель Мирошкина Тамара Алексеевна. Тема работы: «Оригинальный жанр в творчестве И.С.Тургенева»

Ведущий 2

Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем

Паляница Юлию, Шевченко Дарью, 7в класс, руководитель Афанасьева Елена Викторовна. Тема работы:    «Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру школьников»

Ведущий 1

Мы приглашаем для представления своей исследовательской работы Грамма Александра, 7а класс, руководитель Телегина Надежда Ивановна. Тема работы: «Семь чудес России»

Ведущий 2

Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем Рыбинцева Александра, Шиян Никиту, 10а класса, Милюкова Максима, 9в класса, руководитель Камалетдинов Геннадий Болатович. Тема работы: «Робототехника»

Ведущий 1

Мы приглашаем для представления своей исследовательской работы Пшенянник Ольгу, 8б класс, руководитель Камалетдинова Лариса Александровна. Тема работы: « Могут ли числа быть счастливыми?»

Ведущий 2

Для представления своей исследовательской работы мы приглашаем Шевченко Ольгу, 8а класс, руководитель Семенцова Ирина Петровна. Тема работы: «Славянская мифология в моих иллюстрациях»

Ведущий 1

Мы приглашаем для представления своей исследовательской работы Сердюкову Елену, Казарян Карину, 8в класса, Рыбинцева Александра, Шиян Никиту,10а класс. Тема работы: «Жизнь вне земли»

№ 4   ФОН  (для  ведущих)

Ведущий 1  

Трудно порой с неудачею спорить

И снова поверить, гореть и  мечтать.

Трудно – в чем бы то ни было – быть героем,

Ведь это значит – себя побеждать.

Ведущий 2  

Сидеть над книжками или в спортзале.

Созидать человека собою, в себе.

И побеждая, не зазнаваться.

          Это самое трудное на земле!

Ведущий 1  

Пусть снова и снова к зовущим вершинам

К  солнцу, в открытые небеса

Несут беспокойных, талантливых, ищущих

Надежды добрые паруса!

Ведущий 1

Для вручения сборников приглашаются: Гамова Елена Николаевна, Афанасьева Елена Викторовна

Афанасьева Е.В.

Подошла к концу наша научно – практическая конференция и закончить её мы решили словами Михаила  Васильевича  Ломоносова

«Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно»

ВРУЧЕНИЕ    СБОРНИКОВ    

Наука - это труд тяжелый!

Наука - это волшебство.

И если в жизни раз коснулся ее сердцем...

Взлететь от радости открытья будет вам дано!

Так пусть сегодня здесь господствуют Науки,

Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!

Наука никогда не даст вам умереть от скуки!

И сделает ваш ум острее, чем топор!

Ведущий 2 Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Значит необходимо, чтобы каждый день на небосводе загоралась хотя бы одна звезда… И  несомненно, настоящими звездами нашего сегодняшнего праздника являетесь вы,  дорогие  юные  исследователи, делающие  свои первые, робкие  шаги  в  мире  науки,  и   вы,  уважаемые  научные  руководители,  чутким  взглядом  сопровождающие  своих  учеников.

Ведущий 1 Новых  побед  вам, дорогие  юные  исследователи,  а вам, уважаемые  научные  руководители,  интересных,  инициативных,   талантливых  учеников!

Вместе:  До свидания!  До новых  встреч!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: