Работы учеников

Платонова Елена Владимировна

На это странице представлены исследовательские работы, сочинения, творческие проекты моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pioneriya_orehovo-zuevo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Летопись родного края»

Тема:

«История детского (пионерского) движения города Орехово-Зуево»

Автор:

Яхнева Анастасия Александровна,

6 класс,

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 с

углубленным изучение отдельных предметов»,

г.о. Орехово-Зуево,

Московская область,

142 612,  г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, 29-73

Руководитель:

Платонова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 25 г.о. Орехово-Зуево,

руководитель школьного музея,

контактный телефон: (496) 412-61-63 (раб)

                                     (916) 955-64-17 (моб)

                              e-mail: axelen71@yandex.ru

Тезисы исследовательской работы «История детского (пионерского) движения города Орехово-Зуево»

ученицы 6 класса МОУ СОШ № 25 г.о. Орехово-Зуево

Яхневой Анастасии Александровны.

  Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом и в городе Орехово-Зуево в частности. Работа может быть рассмотрена в рамках тематической секции «Летопись родного края» по программе «История детского движения».

Цель:  изучить историю зарождения и становления детского движения в

            России, Московской области и городе Орехово-Зуево.

Задачи  исследования:

  • познакомиться с историей возникновения детского движения в мире, в России;
  • познакомиться с историей создания, деятельностью детского движения в городе Орехово-Зуево;
  • узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;
  • начать систематизацию воспоминаний пионеров города разных лет.

Объем исследования: 15 страниц; 9 иллюстраций; 2 приложения.

   Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века.  В 2012 году пионерской организации исполняется 90 лет, детскому движению в России — более 100 лет. Мне кажется интересным рассмотреть сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на вопрос:

  •  Что потеряли и приобрели российские дети с  исчезновением

 пионерской организации? Нужна ли современная детская организация, похожая на пионерскую? Если нужна, то кому: детям, взрослым, государству?

   В своей исследовательской работе я рассматриваю:

  • историю зарождения и становления детского движения в мире, создание скаутских организаций;
  • детское движение в России в ХХ веке;
  • организацию первых детских (пионерских) отрядов в городе Орехово-Зуево; воспоминания пионеров города 20-40 годов ХХ века;
  • современное состояние детского движения в России.

    Изучив имеющиеся источники, можно сделать следующие выводы:

  • Детские организации нужны, но обязательно должна присутствовать и государственная материальная поддержка.
  • Объединения молодежи решают огромное количество проблем, важных для нашего общества: отвлекают детей от наркомании и преступности, организуют досуг молодежи, проводят акции «Мы против….», которые направлены на здоровый образ жизни как молодежи, так и детей, оказывают влияние на формирование будущего поколения, воспитывают в них чувство коллективизма, патриотизма и чувство ответственности перед обществом за свои действия.                                                            

   Данную тему исследования считаю перспективной, так как она остается актуальной на сегодняшний день.


Содержание

Введение_______________________________________________2

Глава I. Основные этапы истории детского движения.

         Часть 1.История зарождения и

         становления детского движения в мире._________________3

          Часть 2. Детское движение в России в XX веке.__________3

Глава IIСтановление и развитие детского движения в

г. Орехово-Зуево.

          Часть 1.Пионерская организация города Орехово-Зуево.___5

            Часть 2.Воспоминания первых пионеров города.________7

Глава III. Современное состояние детского движения.__________

Заключение______________________________________________9

Приложение №1__________________________________________11

Приложение № 2 _________________________________________13

Литература_______________________________________________15

Цель:  изучить историю зарождения и становления детского движения в

            России, Московской области и городе Орехово-Зуево.

Задачи  исследования:

  • познакомиться с историей возникновения детского движения в мире,в России;
  • познакомиться с  историей создания деятельностью детского движения в городе Орехово-Зуево;
  • узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;
  • начать систематизацию воспоминаний пионеров города разных лет.

Введение

   

  Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом и в городе Орехово-Зуево в частности. Работа может быть рассмотрена в рамках тематической секции «Летопись родного края» по программе «История детского движения».

   Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к  истории детского  и молодежного движения в России.

  19 мая - день пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии. В 2012 году пионерской организации исполняется 90 лет, детскому движению в России — более 100 лет. Мне кажется интересным рассмотреть сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на вопрос:

  •  Что потеряли и приобрели российские дети с  исчезновением

 пионерской организации? Нужна ли современная детская организация, похожая на пионерскую? Если нужна, то кому: детям, взрослым, государству?

   В своей исследовательской работе я рассматриваю:

  • историю зарождения и становления детского движения в мире, создание скаутских организаций;
  • детское движение в России в ХХ веке;
  • организацию первых детских (пионерских) отрядов в городе Орехово-Зуево; воспоминания пионеров города 20-40 годов ХХ века;
  • современное состояние детского движения в России.

Глава I.

Основные этапы истории детского движения.

Часть 1.

История зарождения и становления детского движения в мире.

Первая детская организация в возникла в 1907 году в Англии. Ее основателем был Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл, британский военачальник, основатель скаутского движения. Следом возникли массовые христианские организации, объединения для девушек, для учащихся образовательных учреждений.

Детская организация – самостоятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединяющихся.

Детское объединение – это формирование, в  которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детскими признаются объединения,

 насчитывающие в своём составе не менее 2/3 (70%), граждан до 18 лет от общего числа участников.

Часть 2.

Детское движение в России в XX веке.

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, "Майские союзы" (движение по защите животных и птиц), "Артели тружениц", товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

   Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал „Московскую дружину юных разведчиков“. Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму „Юный разведчик“. Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

   Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены.

  В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О

бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

    В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И.Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!».     От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).

Пионер (англ. pioneer) — солдат-разведчик или сапер. В США «пионеры» — первопроходцы, осваиваившие новые земли в ходе колонизации Дикого Запада.

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Происходит от скаутского движения.

  В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую

Россию с учетом системы скаутинга.

   Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений.

Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по территориальному принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего

вожатого-руководителя пионерской дружины.

Возникшая в двадцатые годы, пионерская организация, на протяжении шести с лишним десятилетий была монополистом в детском движении на территории СССР. Многие поколения современников прошли через пионерское детство, с увлечением погружаясь в атмосферу игры, песни, романтики костров и походов, истории пионерских отрядов, подвигов юных пионеров в военные годы, выполняя  общественно-полезные дела для людей, для себя, для Отечества.

На пороге 80-90-х годов начался процесс деполитизации пионерской организации, придание ей деятельности гуманистического характера, обращение не к интересам партии и государства, как главной цели, а к интересам личностей членов организации.

Глава II

Становление и развитие детского движения в

г. Орехово-Зуево.

Часть 1.

Пионерская организация города Орехово-Зуево.

   19 мая 1922 года Всероссийская конференция ГКСМ приняла постановление о создании организации юных пионеров. В феврале 1923 года была организована первая пионерская ячейка и в городе Орехово-Зуево.

   "Первые пионеры обучали неграмотных, выступали с самодеятельностью в рабочих общежитиях и на предприятиях, собирали средства в фонд  помощи рабочим зарубежных стран, находящихся в ссылках и тюрьмах. Огромный интерес был у ребят к практическим делам (сбор металлолома, макулатуры).

   В  походе за культурный быт" участвовали все пионеры города Орехово-Зуево. Ребята объявили войну беспризорности и создали общество «Друг детей». [1]

   «Друг детей» - организация, действовавшая на территории города

Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района в 20-40 годы ХХ века, помогавшая бороться с беспризорностью.

   «В начале 30-х годов пионерские отряды создаются при всех школах. «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою», - эти слова Н.К. Крупской стали девизом для всех пионеров города. По призыву ЦК ВЛКСМ пионеры и школьники города собирали книги для сельских библиотек, поддерживали дружбу с пионерами Грузии. Совместно с грузинскими пионерами создается ежемесячный рукописный журнал.

    В 1930 году в городе проводился окружной слёт пионеров. На него  прибыли пионеры-делегаты из всех районов округа: павлово-посадские, петушинские, шатурсие, куровские, егорьевские пионеры.

        В годы Великой Отечественной войны работа пионеров в отрядах была овеяна суровой романтикой военного времени. «Будь готов к защите Родины!», «Пионеры города – в помощь фронту» - под такими девизами работали пионерские дружины города. Ребята города внесли  деньги  на танковую колонку «Московский пионер».

   В годы ВОВ пионеры города собрали тысячи тонн металлолома. Этот металл переплавлялся в мартенах, и на фронт шли новые танки, орудия, снаряды. Тимуровцы города работали в госпиталях, заботились о раненых бойцах, помогали семьям фронтовиков. В первые дни войны в городе появились трудовые отряды и дружины.

  В послевоенные годы пионеры продолжали славные традиции. Они участвовали в озеленении города, пришкольных участков. Силами  школьников была посажена аллея по Малодубенскому шоссе в честь 30-летия ВЛКСМ. Пионеры школ № 12, 18, 21 создали пришкольные фруктовые сады.

   В 1947 году открыл свои двери городской Дом пионеров, ставший центром всей пионерской жизни.

В честь 40-летия пионерской организации  Центральный Совет  всесоюзной пионерской организации объявляет пионерскую двухлетку. Пионерами города Орехово-Зуево было собрано 450 тонн металлолома, высажено 12000 деревьев, изготовлено 2500 наглядных пособий, отправлен вагон учебных приборов школам Целинного края».[1]

Часть 2.

Воспоминания первых пионеров города.

  Из воспоминаний Аверченковой Галины Борисовны, пионерки 20- годов: «Весть о появлении в Москве пионерских отрядов быстро долетела до орехово-зуевских комсомольцев. Она явилась сигналом к созданию городского отряда юных пионеров... Предварительно была организована школа инструкторов детских кружков и групп. Для обучения инструкторов были привлечены ... физкультурники Костя Амиров, Володя Волков, музыканты Корсаков С.Н., Талалин И.М., художники Макеев А.И., Шапошников А.Н..

В Орехово-Зуеве дети делились тогда на детей рабочих и детей буржуазии... Дети рабочих тянулись к Коммунистической партии и комсомолу, а дети нэпманов … в организацию бойскаутов. В феврале 1923 года первый городской отряд пионеров был создан. В его составе оказалось немало бойскаутов... Внутри отряда развертывалась острая борьба..., которая часто заканчивалась потасовками и дракой....

Я была пионервожатой у пионерского отряда № 11, созданного при Орехово-Зуевской фабрике пролетарской диктатуры. Как работал отряд? Первые пионерские отряды строили свою работу по плану, который принимался коллективно на совете отряда.

Во главе каждого отряда был совет, председателем его был один из пионеров... Отряд делился на звенья, в которых сами пионеры выбирали звеньевых.

Много было дел у пионерских отрядов. Полезную работу проводили они среди беспризорников, вели работу по вовлечению неорганизованных ребят в

школу, помогали в ликвидации неграмотности среди взрослых, совершали культпоходы в подшефные села, организовывали выступления художественной самодеятельности в казармах и клубах рабочих...».

   Из воспоминаний Игнашенковой Галины Андреевны, пионерки 20-годов ХХ века: «В 1924 году меня приняли в пионеры. Я была звеньевая. Мы организовывали субботники, выезжали тушить лесные пожары. Зимой часто ездили кататься на лыжах. Я участвовала в кружках БГТО. С ребятами ходили стрелять в тир».

    Воспоминания пионера 20-х годов Глазунова Александра Петровича, члена общества «Друг детей»: «Вступил в пионеры я в начале 1923 года. Наш отряд состоял из детей рабочих ткацкой фабрики №1, а собирались мы в доме ИСКА («Дом искусства»).   Наш отряд был самый первый, было нас около 80 человек. Вожатыми были Фирсов Федя, Курочкин, Крючкова Лиза. Отряд разбивался на звенья. Каждое звено имело название: «Сокол», «Ворон», «Ястреб» и т.д. В отряде строго соблюдали дисциплину, следили за внешним видом, занимались маршировкой.

   Собирались мы 2-3 раза в неделю. На сборах разучивали песни, стихи, готовили выступления художественной самодеятельности, с которыми выступали в казармах, в садах при казармах, на фабриках.                              

   Много трудились, помогали на фабрике  разбирать спутанные шпули, патроны. На двоих пионеров давали 2-3 ящика. Летом выезжали в лагерь на все лето. Наш лагерь был у моста в районе Усада, на берегу Клязьмы. Жили в палатках, обед готовили сами.

 Я был членом общества «Друг детей». Годы были тяжелыми, голодными, много детей потеряли родителей и беспризорничали. Помню, к казарме № 16,где я жил, приходили три мальчика. Были они грязные, оборванные, голодные. И мы  завели с ними дружбу и уговорили их идти в детдом. Они согласились. Потом мы ходили в этот детдом с художественной самодеятельность, видели их и говорили с ними. Имена этих мальчиков я не

запомнил».

Из воспоминаний Светлова Виктора Николаевича: «Я вступил в ряды пионеров в1936 году. У нас проводились пионерские сборы.  Мы занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед колхозниками в правлении колхоза. Часто помогали в этом же колхозе убирать урожай. Во время обеденного перерыва читали неграмотным колхозникам газеты. В праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном».

Рецензия

на исследовательскую работу «История детского (пионерского) движения города Орехово-Зуево»

ученицы 6 класса МОУ СОШ № 25 г.о. Орехово-Зуево

Яхневой Анастасии Александровны.

    Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом и в городе Орехово-Зуево в частности. Работа может быть рассмотрена в рамках тематической секции «Летопись родного края» по программе «История детского движения».

Цель исследования:  изучить историю зарождения и становления детского движения в  России, Московской области и городе Орехово-Зуево.

Задачи  исследования:

  • познакомиться с историей возникновения детского движения в мире, в России;
  • познакомиться с историей создания, деятельностью детского движения в городе Орехово-Зуево;
  • узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;
  • начать систематизацию воспоминаний пионеров города разных лет.

   Исследование направлено на изучение истории детского движения родного края в ХХ веке и начале второго тысячелетия. Исследование является актуальным, так как в двадцать первом веке проблема организации детей стоит особенно остро. Кроме того, в 2012 году пионерской организации исполняется 90 лет, а детскому движению в России — более 100 лет.

    Задачи исследования решены, сделаны конкретные выводы на фактическом материале, подобраны фотоматериалы, приведены воспоминания очевидцев событий.

   Данную тему исследования считаю актуальной и перспективной.

Руководитель исследования                                                         Платонова Е. В.