Из опыта работы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В работах И.С. Кона убедительно показано, как давно волнуют умы человечества проблемы дружбы — с времен античности и до наших дней. Дружбу изучают философы, социологи, психологи, о ней создают легенды и пишут художественные произведения. Но она по-прежнему таит неразгаданные тайны, и мы все еще не знаем толком, как и за что выбираем себе друзей.
Актуальность Мы живем в эпоху противоречий. И у родителей и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку.Мы все больше говорим о чувствах, и в тоже время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Изменилась атмосфера в семьях. Интенсивный темп жизни : работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. Часто воспитатели жалуются на неумение детей организовать игру, отсутствие потребности- играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Именно сегодня, особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать доброжелательные взаимоотношения.
З адачи, решаемые в опыте Получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в группе детей, более точно определить личностный статус каждого члена группы, выявить основные причины, вызывающие трудности в общении. Составить программу групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование мотивации общения и коммуникативных навыков. Содействовать проведению мониторинга работы ДОУ по коммуникативному развитию с целью оптимизации взаимодействия участников УВП. Способствовать повышению социально-психологической компетентности воспитателей и родителей.
Этапы работы
Трудности в общении вызваны: недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня знаний неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.) отсутствие умения управлять своим поведением наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению в игре) несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве). непривлекательным внешним видом.
Ритуал приветствия (сплочение группы). Разминка (настрой на продуктивность). Рефлексия прошлого занятия. Основное содержание занятия (совокупность психотехнических игр и упражнений, направленных на решение данной коррекционно-развивающей программы). Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания. Структура занятия Приветствие Игра «Паровозик» Рефлексия
Программа «Тропинка дружбы» 1 блок Цель: сплочение, формирование уверенности 2 блок Цель: развитие коммуника- тивных навыков 3 блок Цель: способствовать развитию взаимопомощи
Методы и приёмы:
Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»
Работа с педагогами Психологическое просвещение Консультирование Цикл занятий для воспитателей «Учимся общаться с ребенком»в форме семинаров-практикумов и консультаций. Участие в педсовете « Особенности сказкотерапии с детьми » , « Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте » . Печатные консультации. Консультирование педагогов по психологическим трудностям в обучении,воспитании и общении с детьми.
Работа с родителями Психологическое просвещение Информирование родителей при помощи наглядных ширм на различную тематику,стендовой информации «Азбука для родителей» , фотоотчеты. Участие в родительских встречах. Индивидуальные консультации по запросам Консультирование
Фотоотчеты
Результативность Снизился индекс изолированности Улучшился преобладающий фон настроения Увеличился уровень инициативности Отмечается рост количества симпатий, и соответственно снижение количества антипатий Увеличилось количество взаимных выборов
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра. К. Фопель
Спасибо за внимание!