Конспект .Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Павлюченкова Ольга Васильевна

Обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

(для детей старшей группы)

Подготовили  и провели  воспитатель Павлюченкова О.В.

Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  • продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края;
  • упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию;
  • развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
  • воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Ход мероприятия

В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» и команда «Медвежата». Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд.

Приветствие команд:

1. «Волчата» 

«Знает мать – волчица
В воспитанье толк:
Многому учиться
Должен серый волк,
Чтобы из волчонка
Вырос поскорей,
Сильный и красивый
Ловкий храбрый зверь!»

2. «Медвежата» 

«Медведь не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.
Забудет все тревоги,
И там, где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом».

Прекрасные приветствия.

 (По одной шишке.)
 

Разминка. С детьми  «Бывает - не бывает

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Иней зимой (бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

Лужи зимой (не бывает)

1-ое задание. Игра: «Назови быстро».

Команда «Медвежата»: слушайте

1.Белобокая птица. (Сорока)

2.Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

3.Новогоднее дерево. (Елка)

4.Время года, когда просыпается природа. (Весна)

5.Лошадь в тельняшке. (Зебра)

6.Кто является санитаром леса из животных? (Волк)

7.Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) 

Команда «Волчата»:

1.Дикий родственник свиньи. (Кабан)

2.Как называется жилище медведя? (Берлога)

3.Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)

4.Красногрудая птица. (Снегирь)

5.Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)

6.Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)

7.Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) 

Переходим ко 2-му заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.

Команда «Волчата».

– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

Команда «Медвежата».

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

3-е  задание. Блиц-конкурс «Назови лишнее слово».

«Медвежата»:

Клен, липа, береза, ель, тополь.

Белка, медведь, кролик, лиса.

Стрекоза, комар, муха, щука.

«Волчата»:

Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.

Грач, акула, камбала, скумбрия.

Лиса, корова, еж, заяц.

Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.

Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв)

«Волчата»:

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

«Медвежата»:

В гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)

4-ое задание. Мы с вами будем читать сказочные объявления: вы должны догадаться, какое животное написало объявление:

- Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух)

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж)

- Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса)

- Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк)

- Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица)

- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея)

5-ое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.

Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

«Волчата»: зимующие птицы.
«Медвежата»: перелетные птицы.

А сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка: «Скачет шустрая синица»

6-ое задание. Назвать по пять насекомых.

Муравей, муха, кузнечик, таракан, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, красный клоп, богомол.

7-ое задание. Рассказы о волке и медведе.

Разминка  со зрителями «волшебный мешочек»

А сейчас поиграем в игру «Маленькая птичка».

Надо внимательно следить, куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. Два раза.

8-ое задание. «Вопрос-ответ»

1. Животное с самой длинной шеей. (Жираф)

2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)

4. Длинноухий трусишка. (Заяц)

5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)

7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)

8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)

9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)

10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)

11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)

12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)

13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)

14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

В заключение чтение стихотворения ведущим:

«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. 
(В.Орлов)

Подсчет очков. Награждение медалями. Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.