Русский язык 5 класс
Тематическое планирование, пояснительная записка, программа для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 34 КБ |
Программа для 5 класса | 54.5 КБ |
Тематическое планирование | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:
а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
б) хранения и передачи информации;
в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного. общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Задачи преподавания русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Содержание школьного курса русского языка в V – IX классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Структура школьного курса русского языка в V-IX классах.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в У, УI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII-IX классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повторение пройденного в I – IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс (204 ч)
Язык - важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I-IV КЛАССАХ (17 ч + 3 ч)
I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тея и -тьея; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(29 ч + 7 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами) предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(15 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУР А РЕЧИ
(8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(22 ч + 4 ч)
I. Морфемика, как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3 и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч + 4 ч)
I.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ии, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
(12 ч + 4 ч)
I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов
III. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
(36 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ТЬ (-ТЬСЯ), -тu (-тuсь), -ЧЬ (-ЧЬСЯ). Правописание -ТЬСЯ и -ЧЬ (-ЧЬСЯ) В неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 11 спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, .мер- , -.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ
(6 ч + 2 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 5 КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммами; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление всего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Предварительный просмотр:
По курсу «Русский язык» для 5 – го класса. Составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации.
Учебник: «Русский язык» 5 класс, Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Просвещение – 2008 год.
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Результат | ||
1 полугодие (96 часов) | ||||||
Язык и человек. | Сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения | Уметь пользоваться приемами из своей жизни доказывая, что язык – это средство человеческого общения | ||||
Язык и речь. | Познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения. | Уметь отличать устное общение от письменного. | ||||
Язык и его единицы. | Дать понятия о единицах языка. | Уметь составлять предложения из заданных словоформ и группировать по смыслу предложения в тексте. | ||||
Стили речи | Понятие «стиль речи». Признаки разговорного стиля. Речевой этикет. | Уметь отличать разговорный стиль от книжного; придерживаться правил ведения беседы. | ||||
Состав слова. | Повторить части слова. | Уметь разбирать слова по составу. | ||||
Орфограмма. | Освежить знания учащихся об орфограмме. | Уметь находить орфограммы. | ||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | ||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | ||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Закрепить умение проверять безударные гласные путем изменения формы слова. | Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными и владеть способами проверки. | ||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Повторить правило правописания звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомить с графическим обозначением орфограммы №3 | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | ||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Повторить орфограммы о правописании проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. | Уметь выделять орфограммы и делать графические обозначения. | ||||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Повторить правописание непроизносимых согласных, ознакомить с графическим обозначением орфограммы №4. | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | ||||
Буквы И, У, А после шипящих. | Повторить правило правописания букв и, у, а после шипящих; ознакомить со словами-исключениями. | Уметь объяснить данную орфограмму. | ||||
Разделительные Ъ и Ь знаки. | Повторить правило о правописании Ъ и Ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы №6. | Уметь применять правило написания Ъ и Ь. | ||||
Раздельное написание предлогов. | Восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами; познакомить с графическим обозначением орфограммы №7. | Уметь мотивировать выбор слитного или раздельного написания. | ||||
Закрепление материала. | Закрепить навыки учащихся; развивать умения распознавать орфограммы. | Уметь применять орфографические правила, обеспечивающие правильный выбор орфограмм. | ||||
Р. Р. Текст. | Сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст. | Уметь составлять текст; владеть приемами озаглавливания текста. | ||||
Р. Р. Изложение «Хитрый заяц». | Сообщить учащимся, что значит подробное изложение. | Уметь составлять план, выделять опорные слова. | ||||
Р. Р. Изложение «Хитрый заяц» | Сообщить учащимся, что значит подробное изложение. | Уметь писать подробное изложение в соответствии с планом и с использованием опорных слов. | ||||
Части речи. | Повторить материал о частях речи, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе. | Уметь различать части речи по их грамматическому значению. | ||||
Глагол. | Повторить известные признаки глагола; вспомнить какую роль в предложении может выполнять глагол. | Уметь распознавать глагол. | ||||
- ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. | Повторить правописание глаголов на –тся и –ться. | Уметь применять приемы написания –ться и -тся. | ||||
Р. р.Тема текста. | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы. | Уметь соотносить тему и содержание высказывания; различать понятия «узкая» и «широкая» тема. | ||||
Личные окончания глаголов. | Освежить в памяти учащихся о правописании е и и в личных окончаниях глаголов. | Уметь применять правило различения и и е в безударных окончаниях глаголов. | ||||
НЕ с глаголами. | Повторить написание НЕ с глаголами. | Уметь мотивировать выбор раздельного написания. | ||||
Имя существительное. | Повторить основные грамматические признаки имени существительного и типы склонения. | Уметь отличать имена существительные по их грамматическим значениям; определять тип склонения существительных. | ||||
Имя прилагательное. | Вспомнить изученное ранее о прилагательных; показать учащимся, что благодаря прилагательным наша речь становится точной, выразительной, яркой. | Уметь отличать имена прилагательные по их грамматическим значениям; проверять окончания прилагательного по вопросу от главного слова. | ||||
Местоимение. | Повторить изученное о местоимении. | Уметь пользоваться местоимениями для связи предложений в тексте. | ||||
Р. Р. Основная мысль текста. | Развивать умение учащихся формулировать основную (главную) мысль текста. | Уметь формулировать основную (главную) мысль текста. | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Синтаксис. | Сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами. | Уметь пользоваться научными терминами. | ||||
Пунктуация. | Сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел. | Уметь пользоваться научными терминами. | ||||
Словосочетание. | Совершенствовать умения учащихся находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; учить распознавать средства связи в словосочетаниях. | Уметь находить главную и зависимую части словосочетаний, правильно ставить вопрос; распознавать средства связи в словосочетаниях. | ||||
Разбор словосочетания. | Учить правильно выделять словосочетания из предложения; закрепить умение разбирать словосочетания. | Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; разбирать словосочетания. | Проверочная работа. | |||
Предложение. Грамматическая основа. | Закрепить и углубить имеющиеся у детей знания об основных признаках предложения; закрепить умение находить грамматическую основу предложения; сообщить сведения о простом предложении. | Уметь находить грамматическую основу предложения. | ||||
Виды предложений по цели высказываний. Вопросительные предложения. | Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонационно правильно читать их. | ||||
Восклицательные предложения. | Дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно читать их. | Уметь распознавать предложения по интонации и правильно читать их. | ||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением. | Уметь находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением. | ||||
Члены предложения. Главные члены предложения. Сказуемое. | Познакомить учащихся со способами выражения сказуемого; учить находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме. | Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной и краткой форме. | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого; сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | ||||
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | Дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов). | Уметь устанавливать смысловые отношения в предложении и распространять предложения. | ||||
Дополнение. | Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. | Уметь находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. | ||||
Определение. | Познакомить с определением и способами его выражения; учить находить определения в предложении; употреблять в речи. | Уметь находить определения в предложении; употреблять в речи. | ||||
Обстоятельство. | Сообщить об обстоятельстве; ознакомить со способами его выражения; учить находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи. | Уметь находить обстоятельства в тексте, использовать обстоятельства для обогащения речи. | ||||
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами; учить грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | Уметь находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | ||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Повторить сведения об обобщающих словах; учить находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. | Уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. | ||||
Предложение с обращениями. | Ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме; учить находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; тренировать в составлении предложений с обращениями. | Уметь находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями. | ||||
Р. Р. Письмо. | Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи. | Уметь выделять обращения в тексте; использовать различные типы речи. | ||||
Синтаксический разбор простого предложения. | Ознакомить с порядком синтаксического разбора; закрепить умение производить синтаксический разбор; развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. | Уметь производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. | ||||
Р. Р. Описание картины Ф. П. Решетникава «Опять двойка». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании. | ||||
Пунктуационный разбор простого предложения. | Ознакомить учащихся с порядком пунктуационного разбора; учить производить пунктуационный разбор. | Уметь производить пунктуационный разбор. | ||||
Простые и сложные предложения. | Раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. | ||||
Прямая речь. | Учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. | Уметь различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. | ||||
Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. | Учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания. | Уметь различать предложения с прямой и косвенной речью; грамотно расставлять в них знаки препинания. | ||||
Диалог. | Учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. | Уметь ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Закрепить знания по теме «Словосочетание и предложение». | Уметь отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами. | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания учащихся. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Фонетика. Звуки речи. | Сообщить, что изучает фонетика и графика; об отличии гласных и согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв. | Уметь выделять звуки речи и характеризовать их. | ||||
Гласные звуки. Согласные звуки. | Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки. | Уметь различать гласные и согласные звуки. | ||||
Гласные звуки. Согласные звуки. | Сообщить об образовании согласных знаков; развивать умение различать гласные и согласные звуки. | Уметь различать гласные и согласные звуки. | ||||
Позиционные чередования гласных и согласных. | Сообщить о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков; учить различать сильную и слабую позиции. | Уметь различать сильную и слабую позиции. | ||||
Р. Р. Повествование. | Сообщить учащимся, что такое повествование. | Уметь определять в тексте начальную часть (вступление); определять последовательность событий, о которых повествуется в тексте. | ||||
Согласные твердые и мягкие. | Учить различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. | Уметь различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. | ||||
Согласные звонкие и глухие. | Учить различать звонкие и глухие согласные, повторить правило проверки орфограммы №3. | Уметь различать звонкие и глухие согласные. | ||||
Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании | ||||
Р. Р. Описание предметов на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь применять детали в художественном описании | ||||
Графика. Алфавит. | Повторить алфавит; закрепить понятия «буква» - «звук»; учить правильно располагать слова по алфавиту. | Уметь различать понятия «буква» - «звук»; правильно располагать слова по алфавиту. | ||||
Обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Повторить сведения о роли мягкого знака (обозначение мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ. | Уметь применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими. | ||||
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ. | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. | ||||
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука; повторить сведения о назначении ь и ъ. | Уметь применять орфографические правила: гласные после шипящих. | ||||
Орфоэпия. | Сообщить, что такое орфоэпия; что изучает орфоэпия; познакомить с орфоэпическим словарем и словарем ударений; учить правильному произношению, грамотной речи. | Уметь обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений. | ||||
Фонетический разбор слова. | Учить записывать звуковой состав слова; учить различать буквы и звуки. | Уметь записывать звуковой состав слова; различать буквы и звуки. | ||||
Повторение. | Повторение по теме «Фонетика» | Уметь различать понятия «буква» - «звук»; различать гласные и согласные звуки. | ||||
Повторение. | Выявить знания и умения учащихся. | Уметь записывать звуковой состав слова; обращаться с орфоэпическим словарем и со словарем ударений | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Слово и его лексическое значение. | Сообщить, что такое лексика, что изучает лексикология; информировать учащихся о важности расширения словарного запаса; учить различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. | Уметь различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. | ||||
Однозначные и многозначные слова. | Сообщить об однозначных и многозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем. | Уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; пользоваться толковым словарем. | ||||
Прямое и переносное значение слов. | Сообщить о прямом и переносном значении слова; учить различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. | Уметь различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении. | ||||
Омонимы. | Повторить определение омонимов, чем они отличаются от многозначных слов; развивать умение находить омонимы в словаре; познакомить со словарем омонимов. | Уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в словаре | ||||
Синонимы. | Сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи. | Уметь подбирать синонимы и составлять синонимические ряды; пользоваться словарем синонимов. | ||||
Р. р. Изложение «Первый снег» (упр. 367). | Показать значение деталей в художественном описании. | Уметь писать подробное изложение; применять детали в художественном описании | ||||
Антонимы. | Сообщить об антонимах, их роли в речи учить подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи. | Уметь подбирать антонимы; развивать умение находить в тексте, употреблять в речи. | ||||
Р. Р. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358). | Сообщить, что такое сочинение – описание. | Уметь строить описание по картине и использовать слова с переносным значением. | ||||
Повторение. | Повторить пройденное по разделу. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний учащихся. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Сообщить учащимся что фонема – наименьшая значимая часть слова. Дать понятие производных и непроизводных слов. Родственные слова и формы слова. Понятие «словообразование». | Уметь определять в слове морфемы; видеть производные слова. Отличать родственные слова от форм данного слова. | ||||
Окончание. | Повторить изученное об окончании, о его роли в образовании словоформ. | Уметь определять окончание посредством изменения форм слова. | ||||
Основа. | Дать понятие основы слова. | Уметь определять основу слова. | ||||
Р. Р. Сочинение « Один из удачно проведенных вечеров». | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения. | Уметь соотносить тему и содержание сочинения. | ||||
Корень слова. | Сообщить, что корень это значимая часть слова. | Уметь находить, подбирать и образовывать однокоренные слова и находить корень, подбирая родственные слова. | ||||
Корень слова. | Познакомить со способа проверки слов с орфограммой в корне. | Уметь видеть орфограмму в корне и проверять ее. | ||||
Р. р. Рассуждение (упр. 385). | Дать понятие о типе речи - рассуждении | Уметь строить рассуждение в качестве ответа на вопрос. | ||||
Суффикс. | Сообщить, что суффикс – значимая часть слова. | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. | ||||
Суффикс. | Познакомить с образованием слов путем прибавления суффиксов к корню слова. | Уметь выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа. | ||||
Приставка. | Сообщить, что приставка – значимая часть слова. Познакомить с образованием слов путем прибавления приставки. | Уметь выделять приставку путем словообразовательного анализа. | ||||
Закрепление пройденного | Систематизировать полученные учащимися знания. | Уметь основу слова; находить корень, подбирая родственные слова. | ||||
2 полугодие (108 часов) | ||||||
Закрепление пройденного. | Систематизировать полученные учащимися знания. | Уметь выделять приставку и суффикс путем словообразовательного анализа. | ||||
Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 407). | Рассказать о приемах работы над выборочным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | ||||
Чередование звуков. | Научить находить чередование гласных и согласных звуков. | Уметь выделять корни с чередующимися согласными звуками. | ||||
Беглые гласные. | Научить находить беглые гласные звуки. | Уметь выделять корни с беглыми гласными звуками. | ||||
Морфемный разбор слова. | Повторение частей слова. | Уметь выделять части слова. | ||||
Правописание гласных и согласных в приставках. | Дать определение фонемному правилу. Сообщить о приставках первой группы. | Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках. | ||||
Буквы з и с в приставках. | Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок. | Уметь владеть этими способами. | ||||
Буквы з и с в приставках. | Сообщить о способе действия при выборе З – С на конце приставок. | Уметь владеть этими способами. | ||||
Буквы а – о в корне – лаг- - лож - | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными. | Уметь владеть правилом выбора а – о в корнях с чередующимися гласными. | ||||
Буквы а – о в корне – раст- - рос - | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях с чередующимися гласными. | Уметь обосновывать выбор гласных в данных корнях | ||||
Буквы ё – о после шипящих в корне. | Познакомить учащихся с правилом «О и Ё после шипящих в корне слова» | Уметь различать написание о и ё в корне слова. | ||||
Буквы и – ы после ц | Познакомить учащихся с правилом написания И и Ы после Ц. | Уметь применять данное правило на письме. | ||||
Повторение. | Повторить изученные орфограммы в частях слова (в корне и в приставке). | Уметь применять орфографические правила и проверять правильность записанных слов. | ||||
Р. р. Сочинение. Описание картины Н. П. Кончаловского «Сирень». | Дать понятие натюрморта. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов). | Уметь построить сочинение описание по картине, используя лексико – изобразительные средства. | ||||
Контрольный диктант. | Проверка знаний и умений по теме. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Самостоятельные и служебные части речи. | Познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи. | Уметь различать части речи по их грамматическим признакам. | ||||
Имя существительное как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении. | Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам. | ||||
Имя существительное как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматическом значении имени существительного; о его роли в предложении. | Уметь определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам. | ||||
Р. р.Доказательства в рассуждении (упр. 477). | Познакомить с составными частями сочинения – рассуждения. | Уметь строить рассуждение на грамматическую тему. | ||||
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Сообщить учащимся о различии одушевленных и неодушевленных существительных. | Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные. | ||||
Имена существительные собственные и нарицательные. | Углубить знания о существительных собственных и нарицательных. | Уметь отличать собственные существительные от нарицательных. | ||||
Р. р. Сжатое изложение (упр. 496). | Познакомить со способами сокращения текста. | Уметь строить рассуждение и владеть способами его сокращения. | ||||
Морфологический разбор имени существительного. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени существительного. | Уметь делать морфологический разбор имени существительного. | ||||
Род имен существительных. | Повторить и углубить знания по данной теме. | Уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными. | ||||
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Вспомнить существительные, употребляемые только во множественном числе (углубление темы). | Уметь употреблять эти существительные в речи. | ||||
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Вспомнить существительные ,имеющие форму только единственного числа (углубление темы). | Уметь употреблять указанные существительные в речи. | ||||
Три склонения имен существительных. | Повторить три склонения имен существительных. | Уметь различать типы склонения имен существительных. | ||||
Падеж имен существительных. | Повторить падежи имени существительного. | Уметь определять падеж имени существительного. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных. | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных. | ||||
Р. р. Изложение (упр. 546). | Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | ||||
Множественное число имен существительных. | Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных. | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | ||||
Множественное число имен существительных. | Сообщить учащимся об особенностях образования и употребления форм множественного числа существительных. | Уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | ||||
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Сообщить учащимся о способе действия при выборе написания о – е в окончаниях существительных после шипящих и ц. | Уметь применять правило написания о – е после шипящих и ц. | ||||
Написание о – е в существительных после шипящих и ц. | Сообщить о зависимости выбора написания о – е – ё после шипящих в существительных от морфемы (корня, окончания). | Уметь применять правило написания о – е – ё после шипящих и ц в существительных. | ||||
Повторение пройденного. | Повторить способы проверки и – е в окончаниях существительных; особенности образования и употребления форм множественного числа существительных | Уметь применять правила постановки и – е в окончаниях существительных; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе. | ||||
Р. р. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»(Элементы рассуждения в написании) (упр. 564). | Показать, как в сочинении раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание сочинения. | Уметь соотносить тему и содержание сочинения, использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | ||||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | Проверить знания и умения по теме «Имя существительное». | Уметь применять полученные знания. | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания. | ||||
| Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | |||
Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | ||||
Имя прилагательное как часть речи. | Повторить морфологические признаки имени прилагательного. | Уметь отличать прилагательные от других частей речи. | ||||
Р. р. Описание животного. Изложение (упр. 587). | Рассказать о приемах работы над подробным изложение – описанием. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | ||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторить склонение имен прилагательных. | Уметь применять правило определения гласных в окончаниях имен прилагательных. | ||||
Окончания имен прилагательных после шипящих и ц. | Сообщить об условиях выбора о – е после шипящих и ц в окончаниях имен прилагательных. | Уметь правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц. | ||||
Р. р. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр. 599). | Сообщить учащимся как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | ||||
Полная и краткая форма имен прилагательных. | Дать понятие о полных и кратких прилагательных. | Уметь определять краткие прилагательные. | ||||
Полная и краткая форма имен прилагательных. | Объяснить отсутствие ь после шипящих на конце кратких прилагательных. | Уметь применять правило написания ь после шипящих. | ||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор имени прилагательного. | Уметь делать морфологический разбор имени прилагательного. | ||||
Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606). | Повторить, как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | ||||
Р. р. Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений (упр. 606). | Повторить, как строится описание животного. | Уметь правильно построить описание и использовать в своем сочинении изобразительные средства языка. | ||||
Обобщение изученного по теме. | Проверить знания и умения по теме «Имя существительное». | Уметь применять полученные знания. | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Глагол как часть речи. | Сообщить учащимся о грамматических значениях глагола. | Уметь использовать в речи глаголы разных значений. | ||||
Не с глаголами. | Повторить раздельное и слитное написание не с глаголами. | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. | ||||
Не с глаголами. | Повторить раздельное и слитное написание не с глаголами. | Уметь применять орфографическое правило написания не с глаголами. | ||||
Р. р. Рассказ. | Сообщить учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы. | ||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь различать неопределенную форму и личные формы. | ||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. | ||||
Неопределенная форма глагола. | Освежить в памяти учащихся знания о неопределенной форме глагола. | Уметь различать неопределенную форму и личные формы; правильно писать окончания глаголов неопределенной формы. | ||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Вспомнить формы глаголов на –ться и - тся. | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. | ||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Вспомнить формы глаголов на –ться и - тся. | Уметь употреблять в речи глаголы данных форм. | ||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Сообщить об условиях выбора написания ться и - тся. | Уметь применять способ действия при выборе написания. | ||||
Правописание – тся и – ться в глаголах | Сообщить об условиях выбора написания ться и - тся. | Уметь применять способ действия при выборе написания. | ||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | |||||
Контрольный диктант. | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Виды глагола. | Дать понятие о видах глагола. | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||
Виды глагола. | Дать понятие о видах глагола. | Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | ||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | ||||
Буквы Е – И в корнях с чередованием. | Сообщить о чередовании гласных е – и в корнях; о способах действия при выборе орфограммы е – и. | Уметь применять способы действия при выборе орфограммы е – и. | ||||
Р. р. Невыдуманный рассказ (о себе). | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить устные и письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | ||||
Время глагола. | Освежить знания учащихся о временах глагола. | Уметь различать времена глагола. | ||||
Время глагола. | Освежить знания учащихся о временах глагола. | Уметь различать времена глагола. | ||||
Прошедшее время. | Сообщить об образовании глаголов прошедшего времени. | Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом – л –, Употреблять в речи (соблюдая орфоэпические нормы) глаголы прошедшего времени. | ||||
Настоящее время. | Сообщить об образовании глаголов настоящего времени. | Уметь распознавать глаголы настоящего времени, употреблять в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические нормы. | ||||
Будущее время | Сообщить об образовании глаголов будущего времени. | Уметь распознавать глаголы будущего времени, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | ||||
Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). | Уметь владеть способом определения спряжения. | ||||
Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Сообщить о способах определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). | Уметь владеть способом определения спряжения. | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения. | Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания. | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Сообщить учащимся, что выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения. | Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания. | ||||
Морфологический разбор глагола. | Повторить виды разбора. Морфологический разбор глагола. | Уметь делать морфологический разбор глагола. | ||||
Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица. | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. | ||||
Правописание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Познакомить учащихся с написанием ь на конце глаголов 2-го лица. | Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце. Употреблять глаголы 2-го лица в речи. | ||||
Употребление времен. | Сообщить о единстве времен в тексте. Использование глаголов прошедшего времени в значении настоящего; использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего. | Уметь правильно использовать прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении прошедшего. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | ||||
Р. р. Сочинение – рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку». | Освежить в память учащимся, что такое рассказ. | Уметь грамотно строить письменные рассказы; соблюдать последовательность развития событий. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Закрепление изученного по теме. | Проверить знания и умения по изученной теме. | Уметь применять полученные знания и умения по изученной теме. | ||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Разделы науки о языке. | Повторить в каких разделах науки о языке изучаются: звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения. | Уметь различать понятия науки о языке. | ||||
Орфограммы в приставках. | Повторить все изученные орфограммы в приставках. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках. | ||||
Орфограммы в окончаниях слов. | Повторить все изученные орфограммы в окончаниях. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм в окончаниях. | ||||
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Повторить все изученные орфограммы. | Уметь применять полученные знания при выборе орфограмм. | ||||
Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | Уметь грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. | ||||
Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторить постановку знаков препинания между частями сложного предложения; постановку тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | Уметь грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. | ||||
Р.р.Сжатое изложение. | Рассказать о приемах работы над сжатым изложением. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | ||||
Р.р.Сжатое изложение | Рассказать о приемах работы над сжатым изложением. | Уметь использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях. | ||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе. | Уметь применять полученные знания и умения. | ||||
Контрольный диктант | Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 5 классе. | Уметь применять полученные знания. |