Для Вас, родители

Курбатова Ольга Алексеевна

Данная страница моего сайта содержит необходимую информацию для родителей по оказанию консультативной помощи в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждая минута чудесного зимнего дня, проведенного детьми на воздухе, прибавит им бодрости и здоровья. Для этого нужно побольше двигаться, играть, кататься на коньках, лыжах, санках.

Важно только, чтобы во время зимних забав ваш ребенок не переохладился.

Следуйте нашим советам, выходя на прогулку:

  • Для профилактики переохлаждения или обморожения зимой очень важно правильно одеваться. Если носки, перчатки и обувь стали очень влажными или мокрыми, надо их быстро заменить.
  • Чтобы не получить обморожения, нельзя кататься на лыжах, санках и коньках при температуре – 15 градусов и ниже.
  • Предупредить обморожения открытых участков кожи можно с помощью жирных кремов, гусиного или другого жира.
  • Если ваш ребенок обморозил какой-либо участок тела, положите

   на него сухую, теплую ладонь и держите до тех пор, пока кожа

   не примет обычный цвет.  Ни в коем случае не трите кожу снегом

   или грубой тканью.

  • При сильном обморожении необходимо зайти в теплое помещение,

   согреться, выпить сладкого чая, после чего обратиться к врачу.

РОДИТЕЛИ ВНИМАНИЕ!

Гипокинезия хочет одолеть Вас и ваших детей! Будьте бдительны!

Гипокинезия – пониженная двигательная активность. Это еще не болезнь, но серьезный удар по здоровью, особенно детскому. В первую очередь из-за недостатка движений страдает мышечная система, снижается эмоциональный тонус, выносливость. Гипокинезия – угроза для нервной и эндокринной систем. Как же укрепить здоровье ребенка?                              

Играть!

Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить  его потребность в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, эмоции. В ней много веселых неожиданностей, обыденное становится необычным. Исподволь игры развивают навыки движений, ловкость память, мышление. Укрепляют все без исключения системы организма ребенка.

Учтите, внимание детей, особенно 3-5 летних малышей, неустойчиво. Да и силенок не много. Поэтому не играйте с ним в одну игру больше 3-5минут. Продолжительность всего занятия с ребенком 5-15минут, включая упражнения на расслабления, паузы для отдыха.

С 5-7-летними ребятишками можете поиграть подольше, от 15минут до получаса, повторяя каждую игру 2-5раз. Основным ориентиром для вас должны стать настроение ребенка, его увлеченность игрой.

 Однако есть и признаки переутомления – напряженное выражение лица, сильное возбуждение, излишняя суетливость, или, наоборот, вялость; неуверенные движения. Заметив у ребенка хотя бы один из перечисленных признаков, предложите ему поиграть сидя или лежа, выполнить упражнения на расслабления или прекратить занятие. Если есть возможность, занимайтесь несколько раз в день.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА ОСАНКОЙ РЕБЕНКА, ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

(БЕЗ ЗАДЕРЖЕК, ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НОС)!

Ваш тон должен быть бодрым и ласковым, спокойным, вселять в ребенка уверенность.

Подбадривайте его, поощряйте, хвалите, особенно, когда он выполнит задание четче,

выразительнее, красивее, чем в прошлый раз, выйдет победителем в игре. Вы можете играть

только со своим ребенком. Но лучше распахните двери для его друзей и пригласите их к игре.

        Главное, будьте всегда рядом с детьми. Играйте вместе!

Предлагаем вам несколько игр для детей.

КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?

Называйте животных, птиц, насекомых. Ребенок движениями, ползая, прыгая, изображает, как они передвигаются. Он может жестами и движениями, показав какое-нибудь животное, попросить вас и других участников игры отгадать, кого именно он представил.

ЖУРАВЛИ И ЛЯГУШКИ

Разделите ребят две группы: одни - "журавли" стоят то на одной, то на другой ноге, другие - "лягушки" – прыгают на четвереньках И, конечно, громко квакают. По сигналу, прыгая на одной ноге, "журавли" начинают ловить "лягушек", которые "удирают" в болото, например угол комнаты, где они могут спастись. Через какое-то время поменяйте детей ролями и пусть они снова пои грают в эту игру.

ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ

На время игры ребенок становится "зайкой".

Разучите с ним этот стишок.

Зайка ходит в гости к людям.
Мы с ним вместе мыться будем.
Зайка вымыл нос и уши,
Он хороший, он послушный.
Он помоет также лапки,
Оботрет их чистой тряпкой.
Одевается, скок-скок,
В гости мчится со всех ног.

Вместе декламируйте стихотворение, а "зайка" к тому же пусть проделывает все движения, которые в нем упоминаются.

ЕЖИК ВЫТЯНУЛСЯ - СВЕРНУЛСЯ

Лежа на спине, руки

вверх, ребенок изо всех сил вытягивается. Потом поднимает туловище вверх, наклоняется к коленям, обхватывает согнутые ноги под коленями руками, то есть группируется ("еж свернулся"). Отдыхая между повторениями, ребенок может сделать упражнение 2-6 раз.

ШАРИК

Предложите ребенку "надуть шарик". Пусть он, широко разведя руки в стороны, глубоко вдохнет и вдувает воздух в воображаемый шарик, медленно соединяя ладони над уровнем губ и произнося "ф-ф-ф". Когда шарик лопнет, хлопнет в ладоши, затем губы сложит хоботком· и громко скажет "ш-ш-ш", складывая руки при этом на коленях.

Упражнение хорошо повторить 2-3 раза. Оно помогает при заболеваниях органов дыхания, хроническом бронхите, бронхиальной астме, хронической пневмонии.

Следующая игра важна для снятия психического и физического напряжения. Она полезна детям с повышенным мышечным тонусом.

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Покажите ребенку куклу, у которой тряпичные ручки и ножки. Уложите ее на пол, ребенок ложится рядом на спину, закрывает глаза, расслабляется. Убедитесь, хорошо ли он это сделал: потрясите его за руки, за ноги. Вы не должны почувствовать ни малейшего сопротивления. Так же ему следует расслабить плечевой пояс, шею.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ РОДИТЕЛЯМ

ТАЛАНТЛИВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ОТ РОЖДЕНИЯ

Тест, который поможет родителям проверить свои наблюдения и определить, чем именно талантлив ваш ребенок от рождения

 Конечно, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, умный и талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.

 Предлагаемый тест, составленный психологами для детей 7-13 лет, поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой области деятельности его тянет.

 Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, у него все еще впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными, так как этот тест все-таки не серьезное научное исследование, а полу игра.

 Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

 1.Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

 2.Меняет ли он свои наклонности?

 3.Любит ли рисовать абстрактные картинки?

 4.Любит ли рисовать воображаемые предметы?

 5.Любит ли фантастические истории?

 6.Сочиняет ли рассказы или стихи?

 7.Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

 8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

 9.Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

 10.Боится ли темноты?

 11.Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

 12.Считал ли это слово понятным без разъяснений?

 13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

 14.Был ли удачен этот замысел?

 15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?

 16.Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

 17.Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

 18.Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

 19.Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

 20.Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

 21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?

 22.Изобретает ли свои собственные игры или развлечения?

 23.Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 Подсчет очков:

 каждый ответ «да» - одно очко.

 Результаты:

 ОТ 20 ДО 23 ОЧКОВ: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.

 ОТ 15 ДО 19 ОЧКОВ: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

 ОТ 9 ДО 14 ОЧКОВ: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

 ОТ 4 ДО 8 ОЧКОВ: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

 МЕНЕЕ 4 ОЧКОВ: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей от старшего воспитателя

Курбатовой Ольги Алексеевны

«Здоровье и факторы, влияющие на здоровье».

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью  организма к вредным факторам среды и устойчивостью  к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.

Много лет назад немецкий учёный М.Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Здоровье - это счастье! Когда человек здоров,  все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.

Факторы, влияющие на здоровье:

-соблюдение режима дня

-организация двигательной активности, длительность прогулки

-закаливание

-полноценное и рациональное питание

-условия жизни в семье

-полноценный сон

-выполнение культурно-гигиенических норм и правил

-т.е. здоровый образ жизни семьи  

-влияние окружающей среды, экология

- наследственность

-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

    В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает  и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:

-утренняя гимнастика

-физкультурные занятия в зале и на воздухе

-прогулка

-подвижные игры

-физкультминутки на занятиях

-гимнастика для глаз

-динамическая пауза

-артикуляционная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-релаксационная пауза

-корригирующая гимнастика после сна

-дыхательная гимнастика

-психогимнастика

-различные виды закаливания и т.д.

     Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:

- рациональный двигательный режим,

- разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,

- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

- смена на занятии различных видов деятельности.

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.

Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Использованная литература:

-Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления - М., Линка-пресс, 2000г., 293с.

-Оздоровительная работа в ДОУ, автор-составитель М.С.Горбатова, Волгоград,  издательство «Учитель», 2008г., 428с.

-Рунова М.А. Движение день за днём – М., Линка-пресс, 2007г., 96с.



Предварительный просмотр:

                                   

"Искусство общения"

Воспитание малыша: вечные сложности общения

«Незнаю, почему он такой» - жалуется мама подвижного сероглазого мальчугана, который ни минуты не сидит на месте: вертится, берёт в руки различные предметы и тут же бросает их, выглядывает за дверь и снова хватается за игрушки. «Он у нас один в семье, мы ему ни в чём не отказываем, игрушки покупаем, мультики. А он пять минут поиграет и бросает, ничего ему неинтересно…».

И этот случай, к сожалению, не является исключением. Разве вам никогда не приходилось наблюдать такую картину: малыш одиноко сидит в песочнице, а мама о чём-то оживлённо шепчется с соседкой. А дома общение с мамой заменяет телевизор, компьютерные игры: «Играй, сынок, только не шуми. Я сегодня так на работе устала!»

Никакие игрушки, даже самые дорогостоящие, не могут заменить малышу живого общения с родным человеком. Дети, с которыми разговаривают и играют взрослые, развиваются намного быстрее, чем их сверстники, лишённые родительской ласки и внимания. И взрослые должны понимать: они не только обязаны заботиться о здоровье и материальном обеспечении своего ребёнка, но также должны играть и общаться с ним.

Игры позволяют малышам узнавать новое и интересное, учится вести себя в различных ситуациях, находить общий язык со сверстниками. Задача родителей – подобрать игры в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, проявить заинтересованность, показать, что занятия малыша интересны и для и них.

Большое развивающее значение для детей имеет совместный отдых с родителями. Выбирая место отдыха, родители должны помнить, что резкая смена климата может навредить здоровью ребёнка. Далёким заморским путешествиям разумнее предпочесть туры в Черногорию, Болгарию, Турцию. Семейный отдых – прекрасная возможность сблизиться с малышом, уделить время его воспитанию и развитию. И лучшим занятием для ребёнка будут игры, которые позволят ему быстрее освоиться в непривычной обстановке, познакомиться с окружающими людьми.

Помочь детям преодолеть затруднения в общении можно при помощи коллективных игр, не требующих никаких приспособлений и затрат. На пляже можно предложить 5-6 летним ребятишкам игру: «Море волнуется» (детям предлагается принять позы «морских фигур», среди которых ведущему нужно выбрать лучшую). Детям 4 – 5 лет подойдет игра «Я ищу» («Я ищу девочку с голубой заколкой в волосах»). Если же по какой-то причине вам предстоит провести день, не выходя из гостиницы, попробуйте занять ребёнка отгадыванием загадок. Отгадки он может поискать вокруг себя («Под одной крышей четыре братца живут» - стол), нарисовать, найти на картинках.

Играть с ребёнком нужно с пелёночного возраста, подбадривая его улыбкой, комментируя свои действия. К примеру, двухмесячному малышу можно дать в руки погремушку, затем, когда он её уронит, снова вложить игрушку ему в руку. Это нехитрое упражнение учит его реагировать на звук, развивает моторику рук, тренирует координацию движений. Двухлетнему ребёнку можно предложить соорудить бусы для любимой бабушки, предложив в качестве исходного материала крепкую нитку и немного макаронных изделий с крупными отверстиями.

Конечно, общение с ребёнком требует от родителей терпения и изобретательности. Но результат не заставит себя ждать, а счастливые минуты надолго сохраняться в памяти.

            Быть родителями не так уж просто. Иногда мы думаем, что семейный ужин всей семьей кажется «нереальной мечтой». Учитывая все занятия спортом после школы, кружки, работу и задания, неудивительно, что почти половина родителей в последнее время жалуются на растущую отдаленность между ними и детьми. У сегодняшних детей больше занятий, которые им нужно выполнить, даже по сравнению с детьми двадцать лет назад. Наркотики, насилие, разные сообщения в рекламе, давление сверстников, напряженное расписание и прочие занятия – все это только добавляет давление, с которым они сталкиваются.

Так как же во всем этом хаосе вам необходимо найти время, чтобы поговорить со своими детьми, и что более важно сделать так, чтобы они поговорили с вами?

 Несколько советов, которые могут помочь:

1. Ужинайте всей семьей, как минимум, три раза в неделю. Беседы протекают намного проще, если они происходят за столом. Если у вас возникают сложности с беседой в начале, заранее обдумайте тему разговора перед ужином. Спланируйте семейные каникулы, позволив, каждому ребенку выразить свое мнение о том, куда он хочет поехать или что хочет делать. Разговаривайте на насущные темы: о последних фильмах или приближающихся событиях. Задавайте своим детям открытые вопросы, на которые можно получить более полные ответы, нежели просто да или нет.

2. Отвлекитесь от внешнего мира. Устраивая «семейные ужины» по вечерам, попросите всех отключить телефоны, компьютеры и телевизоры. Скажите своим друзьям и близким, что вы будете заняты в это время. Возможно ваши дети (особенно подростки) будут шутить по этому поводу, но на самом деле они, скорее всего, будут рады этому. Используйте это время для общения друг с другом. Посмотрите фильмы, поиграйте в настольные игры, почитайте что-нибудь вслух, в общем, делайте, что вам хочется, только делайте это вместе.

3. Готовьте хоть раз в неделю вместе. Даже самые маленькие дети могут сделать что-нибудь, чтобы помочь вам. Если у вас совсем маленькая кухня, что в ней все не поместятся, тогда составьте график, или пусть ваши дети будут по очереди делать что-нибудь. За это время вы сможете сблизиться, и ваши дети даже, может быть, смогут сами начинать беседу (вы можете упростить этот процесс, рассказывая про себя и своих родителей).

4. Обеспечьте своим детям безопасность во время разговора с вами. То есть, они должны знать, что вы не рассердитесь и не расстроитесь, если они расскажут вам, что произошло. Если они рассказали вам что-нибудь секретное, то пусть это так и останется в тайне (чрезвычайные и опасные ситуации сюда не относятся).

5. Умейте слушать то, что они пытаются сказать вам. Если вы работаете или заняты еще чем-нибудь, а ваши дети пытаются с вами поговорить, вскоре они откажутся от этой мысли, так как будут знать, что ваше внимание будет привлечено чем-то другим. Уделяйте им все свое внимание, когда они разговаривают с вами.

6. Используйте все навыки слушания. Удостоверьтесь, что вы понимаете то, о чем говорит ваш ребенок. Повторяйте то, что они говорят, и задавайте вопросы.

7. Находите время, чтобы поговорить с каждым ребенком. Нет ничего проще, чем разговаривать с ребенком во время выполнения каких-либо заданий, но убедитесь в том, что каждый ваш ребенок знает, что вы цените время, проведенное с ними.

8. Будьте терпеливы. Не ждите «идеальной» семьи. Это вполне нормально. Просто помните, что идеальные семьи не существуют за пределами телевизионных шоу.

Просто продолжайте пытаться, и вскоре вы познаете искусство ведения бесед с вашими детьми, и это вовсе не является сложным, как вам может показаться.

Тест для родителей:

                                    «Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы:

Сколько раз тебе повторять?                                                                       2 б

Посоветуй мне, пожалуйста                                                                        1 б

Не знаю, что бы я без тебя делал (а)                                                           1 б

И в кого ты такой уродился?!                                                                      

Какие у тебя замечательные друзья!                                                          

Ну, на кого ты похож (а)?                                                                            

Я в твои годы!..                                                                                            

Ты моя опора и помощник (ца)                                                                  

Ну что за друзья у тебя?                                                                               

О чем ты только думаешь?!                                                                         

Какая (какой) ты у меня умница!                                                                

А как ты считаешь, сынок (доченька)?                                                      

У всех дети, как дети, а ты….                                                                    

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!                                       

Оценка результатов:

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

             Путь в страну книг. От слушателя - к читателю.

                Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

               Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого),  чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения).

 Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.

Первое знакомство с книгой

              Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. Но этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать. Поэтому наши рекомендации о чтении вслух пригодятся и тем, кто только начинает читать книжки своему малышу, и тем, кто уже познакомил своего ребенка с азбукой, и тем, чей отпрыск уже налаживает собственные отношения с книгой. Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения. И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух, когда ребенок научился читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи.          

                  Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий. Первое – необходимо не только воспроизводить текст, т.е. произносить его вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Причем для взрослого эта задача раздваивается: он находит в прочитанном тексте что-то свое, интерпретирует его с высоты собственного жизненного опыта и в то же время старается создать ситуацию понимания или эмоционального отклика для слушающего его ребенка. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен писал об этом феномене восприятия детской литературы взрослыми: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Совместное восприятие произведения художественной литературы, его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций.

Культура чтения – это важно!

                 В период опосредованного чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и имя автора (так часто мы потом сетуем, что дети читают, не обращая внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора). Мама учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник (а некоторые детские писатели сами делали иллюстрации к своим произведениям, например, Е. Чарушин был не только автор прекрасных произведений о мире живой природы, но и яркий живописец-анималист). Именно в этот период совместного с взрослым чтения у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).

                 Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

                Как долго нужно читать вслух? Некоторые рассуждают так: если научился читать, пусть читает сам. Это неверно. Еще только начиная читать (именно читать с листа, а не рассказывать) своему малышу, вы уже готовите его к непростой деятельности – самостоятельному чтению (а заодно и к письму), в основе которого лежит восприятие письменной речи. Дело в том, что устная (разговорная) и письменная (книжная) речь серьезно отличаются. Читая вслух выразительно, с правильной интонацией, эмоционально, вы готовите ребенка к тому, как он сам будет учиться строить фразу, интонационно ее оформлять.

                Именно поэтому не стоит прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребёнку. Читайте с ним по очереди, устраивайте семейные чтения – не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

от старшего воспитателя Курбатовой Ольги Алексеевны

«Движение – это жизнь»

  «Движение- это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования здоровья растущего организма.

Зачастую на улице, в общественном транспорте в гостях, мы часто слышим,как взрослые обращаются к своим детям со словами: «Не прыгай. Не бегай. Не крутись». Тем  самым пытаясь ограничить двигательную активность детей. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряжённого рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а « ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет».

  В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается.

Ученые давно доказали, что  ограничение активности в период  раннего детства может привести к задержке психического и речевого развития  ребёнка. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика.Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

  Разумеется,  детском саду проводятся :физкультурные занятия, спортивные развлечения и утренняя гимнастика, но не стоит всё перекладывать на детский сад. Активность -  должна исходить и от самих родителей. Ведь пример и поощрения со стороны родителей являются главным в жизни ребёнка.

  Специалисты  рекомендуют родителям вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой( продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу,  бег,  прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения,  упражнения на внимание  и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы.  Не стоит забывать об упражнениях свода стопы и формирования осанки. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность  и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т.п.

  Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых могут выступать «ласкательные игры»  или «игры в кругу». Такие как: «Стенка, стенка», «Черепаха», «Две сороконожки», «Сорока, сорока». Эти игры лучше проводить в выходные дни, когда вы только встаёте с постели и никуда не торопитесь.

Водя  своим пальцем по ладошке малыша, мама не только укрепляет эмоциональную связь с ребёнком, но и воздействует на нервные окончания находящиеся на ладони и пальчиках. Развитие мелкой  моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы  с детьми, и в этом вам помогут пальчиковые игры. Он и очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе-дальше», «вверх-вниз», «вправо-влево», «между», «над-под» и т.п.). Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.

Движение – это жизнь.

 Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.

Список используемой литературы:

Григорьева Г.Г., Кочеткова Н.П., Груба Г.В.  Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. М.Просвещение,2003.

Цвынтарный В.В.  Играем пальцами и развиваем речь. СПб.: Лань, 1997

Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. М.: Айрис – пресс, 2009.