"УЧИТЕЛЬ ГОДА 2018"
Всероссийский конкурс "Учитель года - 2018"
Девиз конкурса: Учить и учиться
Должность учителя настолько превосходна,
как никакая другая под солнцем.
Я. А. Коменский
Конкурсный материал «Методическое портфолио»
1. Информационная карта
2.«Визитная карточка» https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=n_m-EqVQig4
3.«Методический семинар»
4. Интернет -ресурс
5.Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век»
6. Открытый урок "Что такое причастие": https://youtu.be/BiiTfNsJfMY
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta-konkurs_uchitel_goda_2018.docx | 130.01 КБ |
esse.docx | 45 КБ |
metodicheskiy_seminar._obyasnitelnaya_zapiska.doc | 131.5 КБ |
metodicheskiy_seminar.ppt | 2.39 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_chto_takoe_prichastie.doc | 79.5 КБ |
prilozhenie_k_uroku_chto_takoe_prichastie.ppt | 636 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к положению о районном этапе
Всероссийского конкурса «Учитель года 2018»
Заявление
участника районного конкурса «Учитель года 2018»
В Оргкомитет конкурса
«Учитель года 2018»
Савиной Зинфиры Фаиловны,
(Фамилия, И. О. в родительном падеже)
учителя русского языка и литературы_________________
(наименование учебного предмета)
МБОУ СОШ с. Могилевка____
(наименование образовательного учреждения)
района имени Лазо___________
(наименование территории края)
Я, Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Могилевка, заявляю участие в конкурсе «Учитель года - 2018».
С Положением о конкурсе ознакомлен(а).
Адрес (ссылка) интернет-ресурса с размещенными конкурсными заданиями:
http://nsportal.ru/savina-zinfira-failovna
12.04.2018
Дата Подпись
Информационная карта участника районного конкурса
«Учитель года 2018»
САВИНА
(фамилия)
ЗИНФИРА ФАИЛОВНА
(имя, отчество)
( район имени Лазо )
( территория края)
1. Общие сведения | |
Территория края | район имени Лазо |
Населенный пункт | с. Могилевка |
Дата рождения (день, месяц, год) | 18.04.1963 |
Адреса в Интернете (сайт, блог и т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | http://nsportal.ru/savina-zinfira-failovna |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | МБОУ СОШ с. Могилевка |
Занимаемая должность | учитель |
Преподаваемые предметы | русский язык и литература |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | 10 класс |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | Общий трудовой стаж – 31 год Педагогический стаж – 29 лет |
Квалификационная категория | Высшая |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | 1. Памятная медаль общероссийского движения поддержки флота «Учителю. За верность профессии» Хабаровск 2017 2. Почётная грамота Министерства образования и науки Хабаровского края, 2015 3. Грамота администрации МБОУ СОШ с. Могилевка 2017 |
3. Образование | |
Название и год окончания учреждения профессионального образования | Башкирский государственный педагогический институт, 1984 г. |
Специальность, квалификация по диплому | Учитель русского языка и литературы |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | 1.Участник краевого конкурса методических материалов «Педагогический квест» Хабаровск, 2017 2. «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя» Москва, 2017 3. «Содержание и организация формирующего оценивания учащихся и учителя на разных уровнях общего образования» Москва, 2016 4. «Системные изменения преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» Хабаровск, 2018 |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | - |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | - |
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | - |
5. Досуг | |
Хобби | Чтение, вязание, фотография |
Спортивные увлечения | Спортивная ходьба |
Сценические таланты | Художественное чтение |
7. Контакты | |
Рабочий телефон | 8(42154)44-6-72 |
Мобильный телефон | 8 962 678 23 36 |
Рабочая электронная почта | |
Личная электронная почта | |
Адрес личного сайта в Интернете | |
Адрес школьного сайта в Интернете | mogilevka.edu.27.ru |
8. Профессиональные ценности | |
Педагогическое кредо участника | «Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, показывает путь, но не доводит до конца» (Конфуций). |
Почему нравится работать в школе | Школа дает мне возможность ежедневно вместе с детьми совершать открытия, творить и профессионально расти. |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | Золотой кодекс учителя 1. Учи, ибо ты – учитель. 2. Не суди, ибо ты – не судья. 3. Возлюби коллег своих – всех и всяких. 4. Возлюби и предметы чужие, как свои. 5. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся. 6. Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу. 7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не мы. 8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого. 9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики. 10. Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет. |
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года 2018» | Повышение престижа профессии учителя, статуса учителя в обществе. Только когда учишься сам, можно показать путь к достижению цели другим, сохраняя лучшие педагогические традиции и создавая условия для творческого поиска, распространения нового педагогического опыта. |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: _____________________ (Савина Зинфира Фаиловна)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«12» апреля 2018 г.
Приложение 3
к положению о районном этапе
Всероссийского конкурса
«Учитель года - 2018»
Согласие на обработку персональных данных
Я, Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ___ с.Могилевка_____________________________________________________________________
(ФИО, должность, место работы)
Непосредственно или через моего представителя (ФИО________________________________) даю согласие на обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность, место работы, образование, диплом учителя, стаж работы, контактный телефон.
Цель обработки персональных данных:
Участие в профессиональном конкурсе «Учитель года 2018»;
Наименование, адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных:
Управление образования муниципального района имени Лазо Хабаровского края,
ул. Постышева д.15, Муниципальное бюджетное учреждение « Информационно – методический центр муниципального района имени Лазо Хабаровского края» ул. Постышева д.15 на обработку в документальной и/или электронной форме, нижеследующих персональных данных: фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность, место работы, образование, диплом учителя, стаж работы, контактный телефон.
Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва:
Настоящее согласие действует в течение периода конкурса и после его завершения, а также в течение срока хранения документов, содержащих персональные данные, установленные действующим архивным законодательством.
Настоящее соглашение может быть мною отозвано в любое время.
«12»_апреля 2018 г. ___________ __Савина З.Ф.____
(подпись) (расшифровка)
Предварительный просмотр:
Эссе
«В твоих руках, учитель, наш XXI век»
Думала: главное – формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несёт.
А оказалось – всего лишь любить.
Только любить! – вот и всё!
С.В. Белова
Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Хотя однажды была предпринята попытка поменять её на другую, казалось бы, более спокойную. Но ШКОЛА не отпустила навсегда, заставила вернуться, указав, что мой путь – быть учителем. Я очень рада этому, как будто открылось второе дыхание…
У каждого человека есть своя дорога, которую он выбирает и идёт по ней всю жизнь. И счастлив тот, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.
После окончания средней школы я встала перед выбором: поступить в педагогический институт или институт пищевой промышленности. Вспоминаю разговор с отцом, который убеждал поступать именно в институт пищевой промышленности, приводя убедительные доводы престижности, выгодности данной профессии. Тем не менее, почему-то (или это судьба?) решила поступать в педагогический, чтобы посвятить себя работе с детьми.
До сих пор непросто даже самой себе ответить на вопрос: почему остановила свой выбор на профессии учителя, ведь как сейчас, так и 30 лет назад, в школе работали в основном энтузиасты. Но, наверное, это было предопределено: думаю, все дело в том мире, в котором живешь с детства. Родилась и выросла, как было принято говорить во времена социалистических реалий, в рабочей семье, в которой росли три дочери. Как это ни странно, в детстве я не усаживала кукол в ряд и не учила их читать, не играла в школу. Сложилось так, что в роли старшей сестры ежедневно помогала делать уроки младшим: обучала чтению, решала с ними примеры и задачи, помогала писать сочинения. Скорее всего, именно тогда «зерна» педагогического призвания упали в подготовленную почву и дали ростки: потребность в обучении и воспитании детей. Получается, что не только я выбрала эту профессию, но и она долго выбирала меня.
И вот уже почти 30 лет я живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки.
Учитель – профессия особая, а в современном мире – в XXI веке грандиозных, стремительных изменений – учитель по-новому позиционирует себя в осмыслении роли и места образовательных систем в развитии общества.
Во-первых, профессия очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое – детей. Мы, педагоги, во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.
Во-вторых, любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия. У Льва Толстого есть высказывание, которое мне очень нравится: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
В-третьих, школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.
Таким образом, для меня учительство – призвание, а не просто профессия. Любить всех своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь поддержать его в трудную минуту – все это возможно только по зову сердца, движению души.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Моё педагогическое кредо: «Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, показывает путь, но не доводит до конца» (Конфуций).
Стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.
Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какими они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? В чём его миссия? И всё больше убеждаюсь в том, что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать всё, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Профессия учителя предоставляет огромные, практические неограниченные возможности творчества. Это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути. Профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников.
Учитель в XXI веке – тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу – он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелёгком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями.
Я думаю, что в настоящее время перед учителем XXI века стоит главная задача – подготовить каждого своего ученика к будущей жизни, воспитать его свободной гордой личностью, человеком, способным не растеряет своей душевной красоты в этом грандиозном, бушующем океане, называемом «взрослой жизнью».
Конечно же, знания в современной школе, школе XXI века должны играть ведущую, ключевую роль. «Большой багаж знаний» – это, конечно, важно, но вовсе не самое главное. В современном мире важно не столько дать прочные знания учащимся, сколько обеспечить их общекультурное, личностное, познавательное развитие. Конечно же, не последняя роль в этом должна отводиться не только нравственному, но и физическому здоровью подрастающего поколения.
Я – учитель XXI века. Я очень люблю свою работу. Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Единственный путь, ведущий к знанию –
деятельность.
Бернард Шоу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы
как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»
Начиная с 2009 года, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СОШ с. Могилевка, стаж работы 29 лет. Вернулась в школу после недолгого перерыва в то время, когда полным ходом шла подготовка к внедрению ФГОС в начальной школе. В данных условиях столкнулась с необходимостью работы по достижению новых целей и задач, поставленных ФГОС перед школой: от привычной фиксации объёма и содержания знаний, которые необходимо дать ученику, школа переходила к реализации требований, предъявленных Стандартом, в том числе к достижению не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Потребность изменений в содержательном и технологическом аспектах образовательной деятельности как учителя-предметника и руководителя школьного методического объединения, заинтересованного во внедрении, апробации новых методов, форм, приёмов работы с учениками, совпала с внутренней мотивацией по осмыслению и применению в личном педагогическом опыте новых технологий в условиях введения ФГОС нового поколения в основной и средней школе. В то же время объективный анализ собственной педагогической деятельности и опыта коллег выявил ряд противоречий. Безусловно, было ясно, что учитель должен стать:
- модератором новых педагогических ситуаций,
- конструктором новых заданий, направленных на использование учащимися обобщенных способов деятельности и создание собственных продуктов в освоении знаний.
В то же время сам учитель (и я призналась себе в этом) испытывает затруднения с проектированием педагогических ситуаций, с разработкой новых заданий и т.д.
Наряду с этим ученик, по замыслу Стандарта, должен овладеть:
- метапредметными результатами обучения, включающими освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия;
- способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельностью планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построением индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, назревшие противоречия обусловили естественную потребность в изменениях собственной профессиональной парадигмы. Следствием этого стало изучение современной педагогической и научно-методической литературы, участие в курсовой подготовке, обмен опытом в рамках работы методического объединения учителей гуманитарного цикла школы и района.
Подготовка к реализации ФГОС в школе положила начало формированию опыта «Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации обучающихся» на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов, разрабатываемых в работах И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др. В работах этих авторов я нашла для себя принципиальные положения для реализации своей темы: эффективность результатов обучения зависит от активизации деятельности учащихся путем использования инновационных образовательных технологий; включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося»; более продуктивное, чем ранее, «мотивированное овладение операционно- техническими средствами выполнения новой деятельности»; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества;
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие познавательной компетенции школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Новизна опыта состоит в синтезе указанных педагогических технологий и техник, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной. Убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:
- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ученика;
- в 7-8 классах технологии проблемного и игрового обучения, индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков, графиков, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев);
- в 9-11 классах уроки строю на основе проблемного обучения, широко применяю проектную деятельность, индивидуальную, групповую и парную работу, использую исследовательский метод, метод решения эвристических задач.
Представленный мной опыт включает в себя уроки русского языка, литературы, внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам разного уровня.
А теперь перейдем от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- компетентностно-ориентированные задания;
- нетрадиционные формы домашнего
задания.
На своих уроках русского языка и литературы чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
- Технология развития критического разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Подобную работу я провожу в основном в 9-11 классах, когда ребята учатся писать интерпретации при подготовке к сочинениям, олимпиадам, ГИА и ЕГЭ.
Примерами технологии критического мышления могут служить приемы:
- «INSERT» – самоактивизирующаяся маркирующая система для эффективного чтения и размышления - особая маркировка текста при прочтении («V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопрос).
- «Кластер» – выделение смысловых единиц и графическое оформление в виде грозди.
- «Взаимовопрос» – может использоваться на разных стадиях. Работа в парах. Ученики отвечают на вопросы друг друга
- «Толстые» (проблемные, требующие анализа, оценки) и «тонкие» (простые, односложные, требующие ответа на уровне воспроизведения) вопросы
- Синквейн – приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского «пять строк» – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
- Технология проблемного обучения разработана Т.В.Кудрявцевым, М.И.Махмутовым, И.Я.Лернером. Основные положения: изучение материала сопровождается созданием проблемных ситуаций с помощью творческих задач и вопросов; для решения творческих задач используются алгоритмы; анализируются результаты учебной деятельности.
Примером технологии проблемного обучения может служить метод "Альтернатива", предназначенный для создания проблемной ситуации и ориентированный на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний. Основными задачами являются:
- усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;
- развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;
- воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
- развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;
- формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
Работа в рамках технологии основана на принципе совместной деятельности. Деятельность в рамках технологии содержит следующие шаги:
- Формируются 4 подгруппы, каждая из которых выполняет задание.
2. Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом, способом решения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы во время выступления.
3. Затем группы обмениваются заданиями, и им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована.
4. Участники подгрупп делятся со всей группой альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации.
5. Участникам (можно каждому отдельно, можно подгруппе в целом) предлагается заполнить экспертные карты эффективности работы всех подгрупп по четырем критериям (каждый критерий оценивается по 10-ти бальной шкале):
Результаты оценки эффективности работы заносятся в следующую таблицу:
Название или номер подгруппы | Новизна, оригинальность идеи | Обстоятельность, четкость, логичность обоснований | Эффективность презентации (интересно, увлекает) | Соблюдение регламента, дисциплина | Суммарное количество баллов |
Формирование познавательной и коммуникативной компетенций – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя с 5 по 11 класс. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а самое большее, выступает в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях ее реализации – результативности.
Анализ результатов уровня качества знаний в одном и том же классе за три года позволяет сделать вывод, что с применением инновационных образовательных технологий качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и расширения познавательной и коммуникативной компетенции, что подтверждается результатами итоговой аттестации обучающихся. Уровень обученности за три года в одной параллели классов с 5 по 9 класс стабильный и составляет 100 %.
Динамика уровня обученности учащихся с 5 по 9 класс за три года по русскому языку
Год обучения | 2015 – 2016 | 2016 – 2017 | 2017 – 2018 |
Уровень успеваемости учащихся | 100% | 100% | 100% |
Уровень качества знаний учащихся | 53% | 59% | 57% |
Динамика уровня обученности учащихся с 5 по 9 класс за три года по литературе
Год обучения | 2015 – 2016 | 2016 – 2017 | 2017 – 2018 |
Уровень успеваемости учащихся | 100% | 100% | 100% |
Уровень качества знаний учащихся | 64% | 74% | 75% |
Результаты ГИА по русскому языку Результаты ЕГЭ
2013/2014 | 2016/2017 | ||
Средний балл | % качества | Средний балл | % качества |
4,3 | 56% | 4 | 72% |
2013/2014 | ||
Средний балл | ||
школа | район | край |
64 | 60,9 | 63,7 |
Результаты ВПР
2016 – 2017 (5 класс) | 2017 – 2018 (6 класс) | ||
Средний балл | % качества | Средний балл | % качества |
21 | 31% | 32% | 53% |
Формирование познавательной компетенции, интереса к предмету позволило выделить группу учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой во внеурочное время. Инновационные технологии применяю и на занятиях кружка «Юный корреспондент», членами которого (уч-ся 7 - 8 кл.) выпускается газета «Школьный коктейль», в которой отражаются новости школьной жизни. Результат: 1 место на районном фестивале-конкурсе школьных СМИ «Главное о летних каникулах» в номинации «Лучшее печатное издание».
Результатами моей работы можно считать победы на олимпиадах разного уровня:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | ||
Учебный год | Уровень | Результат: участник/призер/победитель |
2015 – 2016 | школьный | 1/3/3 |
муниципальный | 3/0/0 | |
2016 – 2017 | школьный | 4/2/1 |
муниципальный | 1/0/0 | |
2017 – 2018 | школьный | 9/1/0 |
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | ||
2016 – 2017 | Международная олимпиада проекта videourok.net по русскому языку | 3/1/1 |
Международная олимпиада проекта intolimp.org по русскому языку | 2/6/2 | |
Общероссийская предметная олимпиада «ПЯТЁРОЧКА» | 6/0/9 | |
Всероссийская тематическая олимпиада «СЛОВЕСНИК» | 1/5/4 | |
2017 – 2018 | IV международная олимпиада «ЗНАНИО» по русскому языку и литературе | 5/8/2 |
Мои ученики – участники различных конкурсов за 2016 – 2018 годы:
Конкурс | Результат |
2016 год | |
Межрегиональный творческий форум «Крепка семья – сильна Россия» Проект «Моя семейная реликвия» | 1 участница финала |
Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» «ЧИТАЕМ МАЯКОВСКОГО» | 1 участник |
III Международный конкурс творческих работ «СКАЗКИ – ЧУДО!» | 2 лауреата |
II Международный конкурс творческих работ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО!» | 3 благодарности |
Международная викторина по русскому языку «ЗНАНИО» | 1 место – 1 2 место – 4 3 место – 2 участие – 5 |
Школьная научно-практическая конференция | 1 призёр |
Муниципальная краеведческая конференция «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» | 1 победитель |
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» | 1 победитель |
2017 год | |
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» | 2 победителя |
Муниципальный конкурс чтецов «Живая классика» | 2 участника |
Районный фестиваль-конкурс детского творчества «ОВАЦИЯ» | 2 участника |
Муниципальная краеведческая конференция «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» | 1 победитель |
Краевой заочный конкурс проектов и исследовательских работ старших школьников «ЮНИС» | 1 участник |
Краевой заочный конкурс проектов и исследовательских работ старших школьников «Будущее Хабаровского края в надежных руках» | 1 призер, 1 участник |
2018 год | |
Международная викторина по русскому языку «ЗНАНИО» | 1 место – 1 2 место – 4 3 место – 2 участие – 5 |
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» | 3 победителя |
Муниципальный конкурс чтецов «Живая классика» | 3 участника |
V Всероссийский конкурс юношеских учебно- исследовательских работ Российского общества историков-архивистов «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» | диплом 2 и 3 степени |
Использование совокупности инновационных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе дает возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетенций школьников мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтвержденные итоговой аттестацией. Мои ученики – творческие, увлеченные, активные и целеустремленные личности, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, не ущемляя интересов оппонента. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».
Список использованных источников
- Т.Лакоценина и др. Современный урок Часть 4. Альтернативные уроки, «Учитель», 2007.
- О.Даутова, О.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении.
«КАРО», 2006.
- В.Сериков. Обучение как вид педагогической деятельности. «Академия», 2008.
- В.Беспалько Слагаемые педагогической технологии «Педагогика», 1989.
- http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС.
- http://copy.yandex.net – КТД в школе.
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии.
- http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики
обучения.
- http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель современного образования – не знания, а действия
«Инновационные технологии преподавания русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций обучающихся» Тема опыта
С одной стороны: Ведущая педагогическая идея разработка и реализация комплекса педагогических условий (инновационных методик), обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетенции школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализации С другой стороны: Ряд задач, требующих обязательного решения проблема несоответствия уровня обучения школьников их реальным возможностям; низкий уровень мотивации; снижение или отсутствие интереса к предмету; высокий уровень тревожности обучающихся. Противоречия
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Актуальность опыта
Цель опыта: представить систему работы по формированию ключевых компетенций обучающихся, а именно познавательной и коммуникативной, с помощью инновационных технологий обучения при изучении русского языка и литературы, опираясь на научные труды и разработки. Задачи: создание условий для обучающихся при реализации инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе ; формирование у обучающихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем; формирование критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; адаптирование известных научных разработок по теме к своей педагогической деятельности.
Технология проблемного обучения разработана Т.В.Кудрявцевым, М.И.Махмутовым, И.Я.Лернером Основные положения : изучение материала сопровождается созданием проблемных ситуаций с помощью творческих задач и вопросов; для решения творческих задач используются алгоритмы; анализируются результаты учебной деятельности . Особенности проведения урока Теоретическое обоснование педагогического опыта Ознакомление с планом урока и постановка проблемы. Выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала. Анализ результатов учебной деятельности.
Структура урока по технологии РКМЧП Технологические этапы I стадия II стадия III стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения Технология развития критического мышления посредством чтения и письма - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом
Кластеры Инсерт Синквейн Эссе Взаимо- вопрос Приёмы работы Технология педагогического опыта Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы
Метод "Альтернатива" – пример технологии проблемного обучения Работа в рамках технологии основана на принципе совместной деятельности. Деятельность в рамках технологии содержит следующие шаги: 1. Формируются 4 подгруппы, каждая из которых выполняет задание. 2. Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом решения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы во время выступления. 3. Затем группы обмениваются заданиями, и им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована. 4. Участники подгрупп делятся со всей группой альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации. 5. Участникам предлагается заполнить экспертные карты эффективности работы всех подгрупп по четырем критериям (каждый критерий оценивается по 10-ти бальной шкале): Технология педагогического опыта
Внеурочная деятельность по предметам На занятиях кружка «Юный журналист» выпускается газета «Школьный коктейль»
Результативность опыта
Результативность опыта
Результативность опыта
Результативность опыта
Ожидаемая модель выпускника, который должен: уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Прогностический аспект педагогического опыта
Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по русскому языку и литературе; разработке уроков с использованием инновационных технологий; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами в контексте работы с текстами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта Диссеминация педагогического опыта Выступление на: - ШМО; - РМО; - открытые уроки.
Т.Лакоценина и др. Современный урок Часть 4. Альтернативные уроки, «Учитель», 2007. 2. О.Даутова, О.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении. «КАРО», 2006. 3. В.Сериков. Обучение как вид педагогической деятельности. «Академия», 2008. 4. В.Беспалько Слагаемые педагогической технологии «Педагогика», 1989. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС. http://copy.yandex.net – КТД в школе. http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии. http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение. Список литературы
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Что такое причастие» | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Тема | Что такое причастие |
Автор/ы урока | Савина Зинфира Фаиловна |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ с. Могилевка |
Описание урока: | |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цели урока | Предметные: обучающийся научится отличать причастие от других частей (глаголов и прилагательных) Коммуникативные: вырабатывать умения давать развернутые ответы на поставленные вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, Регулятивные: формирование умения работать в группе в паре, осуществлять само – и взаимопроверку, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты собственной деятельности; Личностные: формирование грамотной устной и письменной речи Познавательные: дополнять готовые информационные объекты, характеризовать языковые единицы |
Дидактические средства | для учителя: компьютер, медиапроектор, презентация; для обучающегося: тетрадь, учебник, лист самооценки. |
Аннотация к уроку русского языка по теме «Что такое причастие».
Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса. К началу изучения темы у учащихся уже накоплен определенный багаж знаний о глаголах и прилагательных. Применение таких приемов как: «Знаю – Хочу знать – Узнал», «Кластер», «Фишбоун», «Дерево понятий» - позволяет обосновывать свои познавательные запросы, опираясь на уже известные лингвистические понятия. В ходе работы ученики должны научиться сопоставлять представленную информацию, анализировать ее, находить ответы на поставленные вопросы и осознанно строить речевое высказывание, анализировать результаты.
На уроке предполагается индивидуальная, групповая, парная, фронтальная учебная деятельность
Данный урок сопровождается презентацией. Результаты своей деятельности учащиеся оценивают и фиксируют в листе самооценки.
Этап урока, цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | УДД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Приветствие | Приветственное слово учителя - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствуют учителя, друг друга. Проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация. Работа на определение темы урока и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; обобщение ЗУН; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании | Проверка Д/З Упр. 387
Работа по вариантам. Взаимопроверка. | - Прочитайте выразительно поэтические строки из домашнего упражнения. - Назовите глаголы и прилагательные, которые вы выписали из текстов. - По каким признакам вы определили, что это глаголы и прилагательные? - Какие слова ввели вас в сомнение? Почему? - Как выдумаете, какой частью речи они являются? Как это определить? - Определите возможные морфологические признаки у данных слов. 1 вариант – пронизанных 2 вариант –летящий. Учитель: Такие слова называются причастиями. | Проверяют свою работу и отвечающего. Один ученик у доски выполняет морфологический разбор глагола и прилагательного (из Д/З) Дают ответы и обосновывают их. Определяют морфологические признаки, какие можно определить у слов, вызвавших затруднение в определении части речи. Делают вывод | Фронтальная, индивиду альная | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Постановка учебной задачи (проблемы). Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | Объявление темы, постановка цели урока. | - Итак, чем мы будем заниматься на уроке (тема урока)? -Чему должны научиться? | Делают предположения о теме урока, о чем будут говорить на уроке, дают ответы и обосновывают их | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Фаза урока «Осмысление» Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Построение проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. «Приём Знаю - Хочу узнать -Узнал» Работа с § 34 учебника. Обсуждение таблицы «Знаю - Хочу узнать -Узнал» Работа над практическим заданием | -Давайте обратимся к таблице-помощнице «Знаю - Хочу узнать -Узнал» (приложение1) - Итак, что мы знаем о причастии? - Заполняем таблицу 1 и 2 столбцы. - А чтобы узнать о причастии, где ищем информацию? - Откройте учебники на стр. 164. Прочитайте параграф, познакомьтесь с информацией, расположенной на экране. Заполните 3-й столбец. - Что вы записали в колонке «Узнал»? - Составьте проект по прочитанному в параграфе материалу и таблице «Знаю - Хочу узнать -Узнал». | Делают предположения, дают ответы и обосновывают их. Заполняют таблицу Читают § 34 учебника, информацию на экране Заполняют 3-й столбец таблицы. Дают ответы. Выявляют отклонения в собственной работе. Составляют проект | Фронтальная Индивидуальная, работа в парах Фронтальная Групповая | Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Физкультминутка | Организация физминутки: http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd | - Не забудьте правила работы в команде. | Выполняют движения в соответствии с командами героя мультфильма | Фронтальная | Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки |
Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. | «Выброс на доску» Обсуждение результатов. | - Вы составили проект и заполнили таблицу, обсудим результаты. -Вы сделали правильно, расскажите, как делали? - Почему вы ошиблись? В чем причина ошибки? | Представляют свои проекты (кластер, дерево понятий, фишбоун) Выявляют отклонения в собственной работе. Делают предположения по заданию. Планируют путь выхода из затруднения. | Фронтальная/индивидуальная | Регулятивные: оценка, контроль, коррекция Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Применение полученных знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Выполнение упражнения с помощью своего проекта и краткой записи таблицы. Самопроверка Самопроверка с экрана. | Задания: 1. Придумайте причастие по увиденному образу на картине. 2. Найдите словосочетание с причастием. Черная туча – чернеющая туча Желтая поляна – желтеющая поляна Стареющий охотник – старый охотник Тест. (приложение 2) | Выполняют упражнение. Отвечают по поднятой руке. Комментируют. Решают тест. Проверяют себя, комментируют ошибки. | фронтальная, индивидуальная | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Подведение итогов, проведение самооценки. | Чем мы сегодня занимались на уроке? Что для себя открыли нового? Что было на уроке интересным, что трудным? У кого из вас только пятерки за задания, у кого есть тройки? Что нужно сделать, чтобы свои улучшить результаты? | Анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников, сами оценивают свою работу и конечный результат. Аргументируют ответ. Работают с оценочным листом (Приложение3). | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце садится, и ветер утихнул летучий, Нет и следа тех огнями пронизанных туч; Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий, Всю эту степь озаривший и гаснувший луч. (А.Фет) Лист летящий, лист спешащий Под походочкой моей, Воздух в быстрых отпечатках Женских маленьких ступней. (А.Вознесенский)
Солнце садится , и ветер утихнул летучий, нет и следа тех огнями пронизанных туч; вот на окраине дрогнул живой и нежгучий, всю эту степь озаривший и гаснувший луч. (А.Фет) Лист летящий, лист спешащий Под походочкой моей, воздух в быстрых отпечатках женских маленьких ступней. (А.Вознесенский)
Солнце садится, и ветер утихнул летучий , нет и следа тех огнями пронизанных туч; вот на окраине дрогнул живой и нежгучий , Всю эту степь озаривший и гаснувший луч. (А.Фет) Лист летящий, лист спешащий Под походочкой моей, воздух в быстрых отпечатках женских маленьких ступней. (А.Вознесенский)
Солнце садится, и ветер утихнул летучий, Нет и следа тех огнями пронизанных туч; Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий, Всю эту степь озаривший и гаснувший луч. (А.Фет) Лист летящий , лист спешащий Под походочкой моей, Воздух в быстрых отпечатках Женских маленьких ступней. (А.Вознесенский)
садится живой пронизанных утихнул женских озаривший дрогнул быстрых гаснувший маленьких летящий спешащий
Знаю Хочу узнать Узнал(а) 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4
Знаю Хочу узнать Узнал(а) 1. Причастие – 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». 3. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении) 4. Причастие по смыслу схоже с глаголом.
Знаю Хочу узнать Узнал(а) 1. Причастие – 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». 3. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении) 4. Причастие по смыслу схоже с глаголом. 1.Что именно обозначает причастие? На какие вопросы отвечает? 2. Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? 3. Какими членами предложения бывают причастия? 4. Как образуются причастия?
Знаю Хочу узнать Узнал(а) 1. Причастие – 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». 3. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении) 4. Причастие по смыслу схоже с глаголом. 1.Что именно обозначает причастие? На какие вопросы отвечает? 2. Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? 3. Какими членами предложения бывают причастия? 4. Как образуются причастия? 1 . Признак по действию. Какой? Какие? Что делающий? Что сделавший? 2. Как у глагола – время, вид, возвратность Как у прилагат. – род, число, падеж. 3.Определением. 4. От глаголов при помощи суффиксов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Найдите словосочетание с причастием Черная туча – чернеющая туча Желтая поляна – желтеющая поляна Стареющий охотник – старый охотник
ТЕСТ 1.Выделенные словосочетания замените причастиями: Небо, которое светлеет- ? Голос, который звенит- ? Задача, которую решили- ?
Проверка задания Светле ющ ее небо Звен ящ ий голос Реш ённ ая задача
2. Найдите причастия и определите их синтаксическую роль Выглянувший солнечный луч. Серебристые сверкающие звёзды. Холодное бушующее море. Освещённая уютная комната.
Проверка задания Выгляну вш ий солнечный луч. Серебристые сверка ющ ие звёзды. Холодное бушу ющ ее море. Освещ ённ ая уютная комната.
3. Отметить причастие в каждом столбце Читающий Читать Читательский Писать Письменный Написанный Красный Краснеющий Краснеть
Отметить причастие в каждом столбце Читающий Читать Читательский Писать Письменный Написанный Красный Краснеющий Краснеть
4. Найти соответствие Белел Белеющий Белизна Беленький а) глагол; б) прилагательное; в) существительное; г) причастие.
Найти соответствие Белел Белеющий Белизна Беленький а) глагол; б) прилагательное; в) существительное; г) причастие.
5. Выбрать предложения с причастием Блестевший на солнце снег слепил глаза. Снеговые вершины холодно блестели. Волшебные звуки мелодии очаровывали. Сверкающий иней опушил деревья.
Выбрать предложения с причастием Блестевший на солнце снег слепил глаза. Снеговые вершины холодно блестели. Волшебные звуки мелодии очаровывали. Сверкающий иней опушил деревья.
Критерии оценок 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 ошибок – не зачтено
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль Эпиграфы
Определения причастий Причастие – самостоятельная часть речи … ( М.В. Ломоносов , академик Н.М. Шанск ий и други е ) Причастие – особая форма глагола… ( А кадемик Л.В. Щерб а , М.М. Разумовск ая и другие ) Причастие – отглагольное прилагательное… ( А кадемик Ф.И. Буслаев и други е ) «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту ; слуга, метущий комнату ; мы говорим: которая скачет , который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом», - А.С. Пушкин
Что нового открыли для себя на уроке? На сегодняшнем уроке я узнал, что кроме глагола и прилагательного есть…
Итоги урока 1. Какие слова называются причастием? 2. Какие морфологические признаки имеет причастие? 3. Что обозначает причастие? 4 . На какие вопросы отвечает? 5 . Какие морфологические признаки имеет? 6 . Какова синтаксическая роль?
Домашнее задание Подготовить устный рассказ на тему «Что такое причастие», опираясь на таблицу (для всех учащихся). На выбор: 2. Выполнить упражнение № 391. 3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», «Спор двух частей речи» и др.