методическая разработка занятия "Динамическая игрушка Петрушка"
Цель: передача знаний и умений, на основе практических действий показа, создание условий для включения детей в активную деятельность.
Задачи:
Развивающие
- развивать интерес к творчеству;
- развивать внимание.
Обучающие
- научить основным технологическим приёмам изготовления динамической игрушки (игрушек – плясунов).
Воспитательные
- воспитывать интерес к народному творчеству, в частности к изготовлению кукол - дергунчиков
Тип: изучение нового материала.
Методы и приёмы проведения:
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: показ фото и мультимедийных материалов, работа по образцу, показ способов действий педагогом;
- практические: выполнение работ по инструкционным картам.
Оборудование: ТСО - электронная презентация
Материалы:
- дидактические: иллюстрации (слайды) с изображением Петрушки, образец игрушки;
- раздаточный материал: картон, плотностью 200 г/см3, окрашенный в массе (тогда задняя сторона и края изделия тоже будут цветными), но можно и любой другой;
- ножницы;
- приспособления для крепления подвижных деталей: пуговицы и проволока;
- инструменты для проделывания отверстий: шило;
- иголка с нитью;
- пастель и фломастеры для подкрашивания и прорисовывания деталей изделия.
Словарная работа – Динамическая игрушка, игрушки – плясуны, дергунчики.
Технология изготовления:
- Из картона вырезать детали игрушки;
- Раскрасить или украсить аппликацией детали игрушки;
- Проколоть шилом отверстия и собрать игрушку при помощи подвижного соединения;
- Подвижные детали скрепить прочной нитью между собой.
Педагог:
| Здравствуйте, ребята, какие вы все сегодня нарядные и красивые. Ой, а я что-то не вижу среди вас своего друга. Вы его не видели? Ничего не понимаю, Он был тут, а сейчас его нигде нет. А-а, я догадалась. Он с нами пошутил и спрятался. Я загадаю про него загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же он? -Герой веселых представлений, Любимец взрослых и детей. У него костюм цветной И характер заводной. Как зовут его...? (Петрушка) - Правильно Петрушка. (Слайд №3) Я вам про него сейчас расскажу: - На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. (Слайды № 4, 5) Главным героем праздников был мой дружок – он любимец взрослых и детей. - ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. (Слайды № 6, 7) До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает. Хотите с ним познакомиться? Так, давайте похлопаем в ладошки, он услышит и придет. Дети хлопают, на экране появляется Петрушка. Слайд №8) |
Петрушка: | -А вот и я. Здравствуйте, ребятишки. И девчонки и мальчишки. Всем привет! Я — Петрушка, Петрушка, Петрушка, Там, где я — там смех и праздник! |
Педагог: | -Петрушка, а наши ребята хотят с тобой поиграть. |
Петрушка: | -Чтоб со мною поиграть, загадки нужно отгадать. |
Педагог: | -Давай-ка, Петрушка, загадки загадывать, Ребятишек радовать. |
Петрушка. | -Я загадывать мастак. Вот послушайте. И так… 1загадка. Высоко летают, песни распевают, Чик-чирик, чик-чирик. Всюду слышен этот крик. (Воробей) (Слайд № 9). |
Педагог: | -Молодцы, правильно отгадали. Слушайте следующую загадку. |
Петрушка: | (Слайд № 10). -Лапки, хвостик и усы удивительной красы. Мурлычет у окошка кто это? (Кошка) (Слайд № 11). (Слайд № 12). -Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (блин.) (Слайд № 13). (Слайд № 14). -То толстеет, то худеет. Громко-громко голосит. (Гармонь.) (Слайд № 15). (Слайд № 16). -Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.) (Слайд № 17). (Слайд № 18). -Кольцо не простое — кольцо золотое. Всем на загляденье. Просто объеденье! (Бублик.) (Слайд № 19). (Слайд № 20). -Поменял зимой он цвет, а потом запутал след. (Заяц.) (Слайд № 21). (Слайд № 22). - А-а, загадку отгадать – это вам не на печке спать. -Гуляют у речки рога и колечки. (Овца.) (Слайд № 23). (Слайд № 24). -Треплют, катают, всю зиму таскают. (Валенки) (Слайд № 25). (Слайд № 26). -По деревьям скачет ловко, и в дупле ее кладовка. (Белка.) (Слайд № 27). (Слайд № 28). -Утром песни распевает, солнце в небе поднимает. (Петух.) (Слайд № 29). - Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали! |
- Педагог: | Наш добрый друг Петрушка — Веселая игрушка. В литавры громко бьет. На праздник всех зовет. |
Петрушка | (Слайд № 30). Нет ничего проще. На веселых праздниках играют и поют. Вот и я предлагаю веселую танцевальную игру. Внимание! Я буду называть движения, а вы повторяйте за мной. Будьте внимательны! Условия игры понятны? Дети (хором). Да! |
Петрушка.
| (Слайд № 31). Играет веселая музыка, под которую Петрушка поет, показывая детям разные упражнения. Песня- игра повторяется три раза, каждый раз увеличивается темп исполнения. (Слайд № 31, музыка 2). -Ай да молодцы! Весело посмеялись! |
Педагог: | А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться? |
Петрушка.
| (Слайд № 32) На нашей ярмарке есть Город мастеров. Там ремеслу обучат — будь здоров! |
Педагог: | Охота бы и нам с ребятами там побывать, Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать. |
Петрушка.
| (Слайд № 33) Я Петрушка, Петрушка, Петрушка! Я веселый, нарядный, смешной. Никакая на свете игрушка, Ни за что не сравнится со мной. |
Педагог: | Точно не сравнится… - Ребята, я предлагаю сделать вот такого Петрушку своими руками. (Слайд № 34) Подумаете, что нам понадобиться для изготовления Петрушки? (ответы детей) (Слайд № 35) -картон с готовыми контурами деталей игрушки; (Слайд № 36) -пастель и фломастеры для подкрашивания и прорисовывания деталей изделия; (Слайд № 37) -инструменты для проделывания отверстий: шило, дырокол; (Слайд № 38) -приспособления для крепления подвижных деталей: пуговицы и проволока; (Слайд № 39) -ножницы для вырезания деталей; (Слайд № 40) -иголка с прочной нитью, для соединения деталей; Разберём порядок изготовления игрушки по технологической карте: (Слайд № 41) 1. Вырезать детали игрушки по линиям. (Слайд № 42) 2.Раскрасить детали игрушки. (Слайд № 43) 3.Проколоть шилом отверстия в деталях. (Слайд № 44) 4.Изготовить подвижное соединение (проволоку согнуть пополам и продеть через отверстия пуговицы) (Слайд № 45) 5.Подвижные детали скрепить пуговицами и проволокой. (Слайд № 46)(Слайд № 47) 6.Проложить прочную нить для привода деталей игрушки в движение по схеме. |
Петрушка | (Слайд № 48) - Ой-ой, какие красивые у вас ножнички, какие хорошенькие иголочки |
Педагог: | Стоп, Петрушка! Без повторения правил безопасности к работе приступать нельзя. Ребята, напомним правила безопасной работы с ножницами иголками и шилом. (Слайд № 49). (Дети отвечают.) - Соблюдая технику безопасности, приступаем к работе. Самостоятельная работа: Вырезание деталей. Раскрашивание деталей игрушки. Скрепление подвижных деталей пуговицами и проволокой. Прокладывание нити для привода деталей игрушки в движение. |
Педагог: | Посмотрите, какие красивые и веселые у вас Петрушки получились. Давайте научим игрушки двигаться. Учитель показывает. Дети повторяют за ним. |
Петрушка | (Слайд № 50, звук № 1) Игрушки да смешки, шутки да потешки. Кто в куклы играет, тот счастье узнает… |
Педагог: | Пословицы знаешь — Видать, книжки читаешь? |
Петрушка.
| (Слайд № 50, звук № 2) В наше время, чтоб специалистом стать, Книг нужно много прочитать. А чтобы хорошо трудиться, Не дело лениться. |
Педагог: | Я тоже много поговорок про труд знавал, Да вот только начало, а конец — забывал. |
Петрушка. | (Слайд № 50, звук № 3) Ты начни, а Петрушки у ребят по очереди продолжат. |
Педагог: | И то верно! Ребята, вспомните какие пословицы, мы учили с вами… Показ, подготовленных мини-сценок со своими готовыми игрушками - Петрушками. Скучен день до вечера... (коли делать нечего). Судят не по словам, а... (по делам). Не пеняй на соседа, когда... (спишь до обеда). Сделал дело... (гуляй смело). Делу — время... (потехе — час). Терпение и труд... (все перетрут). Хочешь, есть калачи... (так не сиди на печи). Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда) Горька работа... (да сладок хлеб). Кто любит трудиться, тому... (без дела не сидится). Труд человека кормит, а... (лень портит). |
Петрушка. | (Слайд № 51, звук 1) Эй, купи мне ведро. |
Педагог: | А зачем тебе оно? |
Петрушка. | (Слайд № 51, звук 2) Реветь хочу – расставаться пора. |
Педагог: | Так хватит ли одного-то ведра? Я тебе два ведра возьму. |
Петрушка. | (Слайд № 51, звук 3) Нет, я столько не нареву. |
Педагог: | Тогда и совсем не реви, Платком свои слезы утри. (Слайд № 52) (Вытирает Петрушке глаза и нос) Закрывай свою ярмарку да к нам приходи Чай пить да есть пироги. -Ребята, пригласим Петрушку На нашу пирушку? (ответы детей) |
Петрушка | (Слайд № 52, звук 1) Тогда мне остается с народом попрощаться Да к вам на пироги мчаться. Только мне еще очень охота узнать, понравилась вам моя ярмарка? |
Педагог: | А пусть Петрушки у ребят покажут. - Руки вверх – ДА! - Руки вниз – НЕТ!! (Дети показывают) |
Петрушка | - Как я рад! Что вам очень понравилось у меня на ярмарке. |
Педагог: | Расходись, честной народ, по домам! Открывала ярмарка двери вам, А теперь, друзья, до свиданьица. |
ЛИТЕРАТУРА:
- В. Подгорная. Игрушки – дергунчики. Издательство: АСТ – Пресс Книга.
- Интернет ресурсы:
- www. muzofon.com