"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Организация проектной деятельности в начальной школе
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)
- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения;
3. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
6. Исследовать результативность применения метода проектов;
Повышение мотивации учащихся при решении задач;
Развитие творческих способностей;
Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
Формирование чувства ответственности;
Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Актуальность:
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Этапы работы
Диагностический
-изучение литературы по данной проблеме
-повышение квалификации на курсах для учителей.
Практический
-разработка проектов
- выступление на педсовете,семинарах
- участие в конкурсах
- участие в работе МО учителей начальных классов.
- изучение педагогического опыта других преподавателей по данной проблеме
Обобщающий
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
4. Внедренческий.
- распространение опыта работы
Теоретические основы технологии учебных проектов
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учителю же учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Учебный проект Проблема проекта«Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект)Задачи проекта«Что?» Постановка задач(для этого мы делаем) Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов,(мы это можем делать) планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат(как решение проблемы). С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.
Практическая основа технологии учебных проектов:
- коллективные проекты во внеурочной работе;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Технология проектной деятельности
Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.
I. Проблемно-целевой этап:
На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.
II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.
III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.
V. Этап презентации - публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.
Ожидаемые результаты:
-повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;
-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- умение оказать практическую помощь коллегам
- повышение качества преподаваемых предметов
Используемая литература и другие источники
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации- Волгоград – 2012 М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа:www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.