Современные подходы к проведению урока в начальной школе
Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - своеобразное действо - целью которого является получение новых образовательных результатов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dunaevasa_statyakasli.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дунаева С.А.
г. Касли, МОУ СОШ №27
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время актуален вопрос, каким должен быть современный урок в начальной школе? Есть мнение, что урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. А урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Поэтому знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы. Чтобы урок стал более результативен в условиях реализации ФГОС необходимо изменение позиции учителя, активизация познавательной деятельности учащихся, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности, организация различных видов самостоятельной работы учащихся, совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, использование интерактивных технологий. В традиционном подходе учитель ставил цели, планировал, контролировал, корректировал, оценивал. В современном уроке учащиеся вместе с учителем осуществляют совместную деятельность. Учитель становится организатором учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправным участником диалога. Учитель приводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает, совещается. Он создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, формирует мотивы учения, проявляет поощряющую требовательность, координирует, закрепляет авторитет ученика среди товарищей. Учащиеся ставят и решают учебные задачи, контролируют и оценивают свою деятельность, сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют, общаются, отстаивают свою точку зрения, слушают и слышат одноклассников, активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность. При подготовке к уроку по ФГОС использую технологическую карту, в которую вписываю тему урока, цели, оборудование, планируемые результаты, ход урока записываю в таблицу:
Этап урока | Содержание урока | Деятель- ность учителя | Деятель- ность учащихся | Формируемые УУД |
Технологическая карта позволяет мне:
- поставить цель и определить результат изучения темы
- построить последовательность работы по освоению темы от цели до результата
- определить формирование, каких УУД возможно в процессе изучения темы
- определить межпредметные связи, формы и время для проведения промежуточной и итоговой диагностики
- осмыслить воспитательные возможности темы
- выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя
На уроке больше времени уделяю самостоятельной работе детей, характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мои ученики выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Самостоятельная деятельность формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снижает у детей уровень тревожности при их выполнении, повышает мотивацию к обучению. Начальная школа играет немаловажную роль в создании и организации условий, необходимых при выполнении преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю на основе системно-деятельностного подхода. Образование в начальной школе является не только базой всего последующего обучения, но и огромным опытом новой социальной жизни ребенка. Младшему школьнику для дальнейшего и эффективного образования необходимы, в первую очередь, обобщенные способы деятельности. В настоящее время обновление средств обучения решается через формирование универсальных учебных действий.
Для формирования личностных УУД применяю следующие виды и формы работы: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий: «найди отличия»; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (перенос знаний извне вовнутрь через речевые формы). Поэтому, чем больше возможности у каждого моего ученика в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения). Для развития регулирующей речи на уроках использую совместную учебную деятельность: работа в парах, группах, где речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую). Постоянно обращаю внимание, чтобы в речи говорящего ученика была адекватно отражена цель учебной задачи, чтобы он проговорил шаги решения задачи, сформулировал полученный результат. Учу детей слушать, так как речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся).
Таким образом, современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов - счастливые, верящие в себя люди XXI века.