Образовательный модуль
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют учителя на переход от традиционного преподавания к организации новой системы образования, позволяющей достичь образовательных результатов в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов. Ученик должен владеть умениями самостоятельно учиться, формировать ЗУН и УУД.
Внеурочные формы работы, составляющие 30 % содержания учебной программы, направлены, главным образом, на достижение метапредметных результатов. Одной из таких форм работы является межпредметный образовательный модуль, задача которого заключается в координации учебных предметов, а также социализации учащихся.
Функция учителей заключается в том, чтобы организовать деятельность учащихся, обеспечить условия для формирования предметных и метапредметных результатов в процессе познавательной деятельности: подготовить дидактический материал для работы (карточки индивидуальные и для групповой работы, схемы, алгоритмы и т.д.), организовать различные формы сотрудничества, сопровождать школьников в планировании деятельности и обсуждении результатов работы, предоставить возможность для самоконтроля и самооценки.
Каждое занятие может допускать неокончательное решение главной задачи, что будет побуждать школьников к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, а, следовательно, к самостоятельной познавательной деятельности.
Такая форма работы способствует формированию всего спектра УУД: личностных и метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Для проведения модуля необходим учет этапов системно-деятельностного подхода, поскольку он создает основу для получения качественно новых образовательных результатов.
Для реализации межпредметного модуля учитываются требования Основной образовательной программы основного общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов 2 поколения.
Межпредметный модуль позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик.
Одним из примеров реализации данной внеурочной формы может служить межпредметный образовательный модуль «Литература – История – Музыка – Изобразительное искусство». Тема модуля выбрана в соответствии с данными предметными дисциплинами – «Театр Древней Греции» и рассчитана на 5 учебных часов.
Каждый учитель на своем занятии должен обеспечить условия для формирования познавательной деятельности учащихся так, чтобы ученик становился непосредственным участником процесса познания. Благодаря этому ученики смогут почувствовать театральную атмосферу Древней Греции, побывать в роли древнегреческого актера, прожить его жизнью.
В результате проведения модуля у учеников формируются следующие УУД:
- личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, определение ее значимости, оценка деятельности группы, мотивирование своих действий;
- метапредметные УУД:
1. регулятивные: саморегуляция; контроль, оценивание, выбор средств достижения цели с помощью учителя;
2. познавательные: целеполагание, извлечение необходимой информации из текста, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
3. коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, работа группе, паре, адекватная передача информации, ведение диалога.
При проведении занятий учитываются основные этапы системно-деятельностного подхода.
Постановка учебной задачи проходит на первом занятии (литература-история) на этапе мотивации и целеполагания деятельности, где ученики должны самостоятельно сформулировать цели-результаты уроков, используя глаголы-подсказки, записанные на доске.
Следующий этап первого занятия: открытие детьми нового знания. Информацию представляют учителя, подготовленные ученики, ведется обсуждение, заполнение сравнительной таблицы, представления заданной информации в виде схемы или алгоритма, что важно для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия, в результате чего на последнем уроке ребятам нужно тремя группами представить инсценировки фрагмента древнегреческих пьес. Для этого помогут занятия музыки и изобразительного искусства.
Самостоятельная работа должна прослеживаться на всех занятиях и заключаться в заполнении театрального словарика (первый урок) и подготовке инсценировок заданных пьес в группах: групповое чтение, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, подготовка масок и костюмов для выступления.
Этап самоконтроля и самооценки заключается в том, что каждый ученик проговаривает алгоритм действий «про себя», поскольку за что-то несет ответственность. Этим самым и создается ситуация успеха, у учеников возникает желание представить результат своей работы на завершающем занятии, закрепив удачную подготовку.
Представляя свои инсценировки, пятиклассники должны учитывать требования к древнегреческим актерам, а также пользоваться необходимой для этого терминологией.
Завершающая точка занятия – рефлексия: обсуждение проделанной работы, комментирование достигнутых целей-результатов фронтально, индивидуально и при помощи работы в группах.
Модуль проходит в течение одного учебного дня, для чего в расписание класса и учителей-предметников вносятся необходимые изменения. Для поведения модуля выбирается технически оснащенный кабинет с ноутбуком, проектором, колонками. Учителями готовятся материалы: дидактический материал, ткань для костюмов, заготовки для изготовления театральных масок, музыкальное сопровождение, словари.
Каждый ученик может оценить результат своей работы и работы группы на завершающем занятии в ходе творческого обсуждения после представленных инсценировок, а также отобразив его в листе достижений, который заполнялся в течение всего дня. Кроме того, результатом станет еще и то, что приобретенные знания, умения и навыки ученик сможет применить на разных учебных предметах, а также за пределами школы.
Образовательный модуль "Новый год шагает по плланете"
(пройдите по ссылке заголовка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul.pptx | 610.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
уроки перемены домашняя работа Информация поступает по отдельным каналам - учебным предметам. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует. школьный день ученика
Межпредметный образовательный модуль - это организованная деятельность младших школьников по решению учебной задачи
координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников Цель проведения модуля:
Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно. Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях. Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями. Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. Задачи модуля :
учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства; ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной Внедрение образовательного модуля даёт возможности :
образовательный модуль построен как межпредметная интеграция: русского языка, л итературного чтения, математики , окружающего мира , технологии изобразительного искусства нововведение в нашей школе
Образовательный модуль состоит из проектных задач. Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля осуществляется через : интеграцию учебных предметов на одном уроке, объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.
Проектная задача – это система заданий (действий, направленных на поиск лучшего пути достижения реального «продукта»)
Задачи: Учебная: поиск общего способа для решения большого круга частных задач; решается в учебной ситуации всем классом; «продукт» - модель. Проектная: поиск из существующих способов действий того способа, с помощью которого можно решить проектную задачу; решается в приближенной к реальной ситуации в малой группе; «продукт» - реальный, конкретный.
Запуск модуля (событие) – постановка проектной задачи, мотивация на ее решение. Деятельность по решению проектной задачи. Фазы модуля :
целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других ) рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются следующие способности :
№ Модуль Учебный предмет Дата 1 Стартовый тематический модуль «Братья наши меньшие» Русский язык октябрь Литературное чтение Математика Окружающий мир ИЗО 2 Тематический образовательный модуль «Разворот истории» Русский язык декабрь Математика Окружающий мир Технология 3 Тематический образовательный модуль «Путешествие по городам и странам» Русский язык февраль Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология 4 Тематический образовательный модуль «Чудеса случаются» Русский язык апрель Литературное чтение Математика Окружающий мир Из практики: 3 класс
№ Модуль Учебный предмет Дата 1 Стартовый тематический модуль «Делу время – потехе час» Русский язык октябрь Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология 2 Тематический образовательный модуль «Родной край – часть большой страны» Русский язык декабрь Литературное чтение Окружающий мир ИЗО 3 Тематический образовательный модуль «Природа и мы» Русский язык февраль Литературное чтение Математика Окружающий мир 4 Тематический образовательный модуль «Страна Фантазия» Русский язык апрель Литературное чтение Математика Окружающий мир ИЗО 4 класс
уровня сформированности учебной грамотности учащихся уровня коммуникативных умений учащихся при публичном представлении работы уровня сформированности ИКТ умений учащихся Технологическая карта