Соловьева Юлия Николаевна

Значение навыков и привычек в жизни ребенка. «Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно… Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу»,- писал русский педагог К.Д.Ушинский. Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из рук воспитателей, ходить, перешагивать через препятствия, бегать, рисовать карандашом и кисточкой… Сначала всякое новое действие, выполняемое малышом, очень несовершенно. Делая первые шаги, он с трудом удерживает равновесие, часто падает. День ото дня он ходит все увереннее, устойчивее держится на ногах, а в три года он шагает уже без всякого напряжения, не контролируя отдельных движений, составляющих ходьбу. Это значит, что ребенок овладел навыком ходьбы. Вымыть самостоятельно руки для двухлетнего ребенка тоже оказывается не просто. На первых порах приходится подумать, с чего начать, как намылить руки, что потереть сначала – ладошки или тыльную сторону – и как бы не забыть смыть пену. Поначалу как неловки его движения, каких усилий стоит ему такое, казалось бы, простое дело! Но вот проходит время, и малыш, ежедневно выполняющий эту процедуру, постепенно запоминает последовательность движений. Они становятся все более ловкими, и одно движение как бы само собой влечет следующее, да и выполняются они быстрее и качественнее. Вырабатывается навык мытья рук. Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования. Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, выполняя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие. Вы купили ребенку новую книжку-раскраску и усаживаетесь вместе с ним за стол, чтобы показать, как и что надо делать. Не забудьте за этим увлекательным занятием обратить внимание на позу ребенка. Ведь именно теперь, когда ребенок все больше приобщается к занятиям за столом, у него формируется привычная поза. Если с самого начала не показать детям, как надо сидеть, занимаясь за столом, и не проследить, чтобы они не наклонялись слишком низко, сидели прямо, у них может сформироваться неправильная посадка, которая наносит вред физическому развитию, в частности, может привести к искривлению позвоночника. Сказанное выше не означает, что закрепившийся неправильный навык нельзя изменить. Однако исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. Если уже закрепились ошибочные действия, ребенку надо показать, как следует действовать, и разъяснить, в чем состоят его ошибки. Исправление неправильного навыка достигается за счет многократных упражнений в правильном выполнении действия. И еще одну общую закономерность надо иметь в виду: чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. Это связано с определенной закономерностью: с овладением навыками возрастает общая умелость, а значит, и способность к обучению. Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения. Привычки, как и навыки, представляют собой частично автоматизированные действия. Но в отличие от навыков они создают не только возможность выполнения того или иного действия, но обеспечивают и сам факт его существования. Приобретение привычки большей частью начинается с овладения навыком. Прежде всего надо научить ребенка хорошо выполнять действие. «Опять неправильно сложила! – делает замечание девочке взрослый. – Ведь сколько раз говорила…» Девочка снова пытается сложить книжку-ширмочку, но длинная вереница плотных страничек никак не слушается маленьких ручонок. Взрослый берет ширмочку и так быстро ее складывает, что девочка даже не успевает заметить, как надо делать. Ошибка взрослого заключается в том, что следовало сначала научить ребенка складывать книжку-ширмочку, а потом уже требовать от него самостоятельного выполнения задания. На основе привычек у ребенка формируются черты характера. Маленький ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослого определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго то того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Ребенок привыкает трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого члена нашего общества. Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т.п., взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь! Консультация для родителей "В детский сад без слёз" Дети приходят в детский сад по – разному: одни, внимательно рассмотрев все, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и долго плачут. Причины разные: у ребенка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы. Особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи. Чтобы привыкание к детскому саду прошло максимально безболезненно, необходимо организовать плавный переход ребенка из семьи в ДОУ. Привыкание проходит в три этапа. На первом, подготовительном этапе проводятся родительское собрание «Добро пожаловать в наш детский сад», индивидуальные встречи с родителями, анкетирование родителей «Давайте познакомимся!» с целью узнать как можно больше об особенностях и привычках ребенка, о том, что он любит, что умеет, что больше всего волнует его папу и маму. Для определения готовности к поступлению в детский сад на каждого ребенка составляется «Карта готовности к поступлению в ДОУ», т.е. уже на этом этапе выявляются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации. Важно настроить родителей на активное участие в процессе приобщения ребенка к детскому саду. Каждой семье предлагается информационное сопровождение (стандартный пакет рекомендаций по подготовке ребенка к посещению детского сада); с родителями проводятся консультации «Особенности развития детей», «Для чего нужен режим дня». Второй этап – основной. Отношения между ДОУ и родителями регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. В процессе организации адаптационного периода в группе были объединены усилия всех специалистов: воспитателей, медика, психолога, социального педагога, логопеда, методиста, заведующей. Педагоги, работающие в адаптационной группе, сами готовят необходимую документацию: план работы, журнал посещаемости детей, сведения о родителях. Все встречи проходят в форме совместных занятий – игр: «Кошечка к нам пришла», «Собери пирамидку», «Давай познакомимся с петушком», «Угадай, кто пришел». Организуя работу, мы опирались на «Систему развивающих занятий с детьми раннего возраста» Т.Дороновой и «Игры с водой» Е.Даниловой. Родители не сразу подключились к работе педагогов с детьми. Им тоже нужно было время для адаптации к новым условиям. В играх им предлагали помочь ребенку выбрать игровую роль, участвовать в совместных занятиях. Это помогает родителям освоить способы организации игр и занятий с ребенком в домашних условиях. Решая игровую задачу вместе с родителями, ребенок незаметно. Испытывая радость от общения со взрослыми, усваивает учебное содержание, чувствуя свою безопасность, защищенность. В процессе игровых действий у ребенка формируются навыки общения, умение понимать чувства и эмоциональное состояние сверстников. На третьем этапе родители приводят детей согласно очередности. Воспитатель ведет индивидуальные «Листы адаптации», что позволяет педагогу наблюдать за каждым ребенком и делать соответствующие выводы, проводит сравнительный анализ адаптации (прогнозируемой и настоящей). Уверены, итогом совместной работы семьи и детского сада должно стать стремление ребенка идти в группу не просто без слез, но с желанием и радостью.

Добавить запись

Защита от спам-роботов