Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"
Технологии развивающего обучения
В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными для нашей средней школы являются следующие технологии:
1 Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Игровые технологии
5. Технология мастерских
6. Здоровьесберегающие технологии
Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе.
1. Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется через реализацию следующих задач:
· использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;
· формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;
· формирование и развитие коммуникативной компетенции;
· направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того нашими учителями используются эти технологии во внеурочной деятельности.
2. Игровые технологии
Обучение в игре позволяет научить :
распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность;
- активизируется мыслительная деятельность;
- самопроизвольно запоминаются сведения;
- формируется ассоциативное запоминание;
- усиливается мотивация к изучению предмета.
3 . Технология творческих мастерских
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
4. Проектная технология
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
3. предполагает особую форму организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке;
4. основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.
5. Здоровьесберегающие технологии
Это, в первую очередь:
соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:
- контингента учащихся,
- их возраста,
- уровня подготовленности,
- темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
Напутствие
А.Л.Пиркулова
Последний школьный день –
Прощанье с детством,
И ты лицом к лицу
С судьбой…
Страх неизвестности
И радость жизни –
Всё чередой встаёт
Перед тобой.
Как зачаровывает
Эта неизвестность!
Как хочется быстрее
Стать «большим»!
Но… не спеши,
Не переусердствуй!
Запомни: жизнь прожить
Не поле перейти.
Иди вперед,
Достойно, горделиво
Неси себя,
Не опуская в грязь, –
Тогда все трудности
И беды
Ты обойдешь
Легко, смеясь.
Июнь.2011г.
Итоговая контрольная работа по литературе
(универсальная подходит
1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?
а) Автор, название, жанр (повесть, рассказ, сказка, новелла, драма).
б) Встречался ли я с этим автором раньше?
в) Как бы я определил основную тему произведения (повести, рассказа, новеллы, драмы)?
г) Что было особенно интересно в повествовании? Какой эпизод произвёл на меня впечатление?
д) Что я думаю о героях повествования и их отношениях друг с другом?
е) Каким мне представляется автор?
2. Посоветовал бы я прочитать это произведение своим друзьям и почему?
3. Чему учит данное повествование?
4. Какой вывод я сделал для себя после прочтения этого произведения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развивающего обучения
составитель Пиркулова Анна Левановна,
учитель русского языка и литературы
В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными для нашей средней школы являются следующие технологии:
1 Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Игровые технологии
5. Технология мастерских
6. Здоровьесберегающие технологии
Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе.
1. Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется через реализацию следующих задач:
· использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;
· формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;
· формирование и развитие коммуникативной компетенции;
· направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того нашими учителями используются эти технологии во внеурочной деятельности.
2. Игровые технологии
Обучение в игре позволяет научить :
распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность;
- активизируется мыслительная деятельность;
- самопроизвольно запоминаются сведения;
- формируется ассоциативное запоминание;
- усиливается мотивация к изучению предмета.
3 . Технология творческих мастерских
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
4. Проектная технология
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
3. предполагает особую форму организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке;
4. основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.
5. Здоровьесберегающие технологии
Это, в первую очередь:
соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:
- контингента учащихся,
- их возраста,
- уровня подготовленности,
- темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".