Презентации к урокам русского языка и литературы

Екатерина Анатольевна Пречистенская

На  странице  собраны презентации  к урокам  русского  языка  и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_9_klass.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типовой экзаменационный вариант (ОГЭ). Русский язык.

Слайд 2

Дорогие ребята! В этой презентации вам предложены 15 заданий экзаменационной работы по русскому языку.

Слайд 3

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение Часть 1.

Слайд 4

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. (2) В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался как умел. (3) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров. – (4) Чего-о ? – изумился он. (5) – А еще офицер! – (6) Есть литр спирту. (7) Разделим пополам, отвези только, браток. (8) С фронта ведь еду, – попросил я. – (9) Это другое дело, – уже иным тоном отозвался сержант, и мы поехали. (10) Минут через двадцать мы вынырнули из балки на пригорок, где стояли с детства знакомые мне Дворики, деревенька домов в тридцать. (11) Шофёр затормозил, мы вышли из машины и минуты три стояли не двигаясь. (12) Вдруг сержант толкнул меня локтем. – (13) Ты погляди-ка туда, старшой! (14) За околицей деревни, куда-то в даль поля, двигалась толпа баб. (15) Низко наклоняясь, они шли путаным шагом, поддерживая на руках белое длинное бревно. (16) Далеко позади них тяжело, еле ноги передвигая, ступал высокий старик, одетый во все белое.

Слайд 5

– (17) Куда это они ползут? – смятенно спросил шофер. (18) Я не знал, и тогда сообразил сам: – (19) Пашут!.. (20) Да, они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, у поручня которого шёл парнишка лет тринадцати. (21) Метров за двадцать от меня бабы остановились, выпрямились, и я услыхал: (22) « Иваниха , да это ж твой!». (23) Бабы кинулись ко мне разом, и все до одной запричитали тягуче, смертно, одинаково. (24) И не разобрать, кто из них мать, и я обнимал их тоже всех разом. (25) Потом подошел тот – белый старик. (26) Этот старик был дядя Тимофей. (27) На лямке он влачил борону. (28) Он отстранился от моих объятий, только сжал руку. (29) Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». (30) И бабы, и дядя Тимофей, и я стояли и гадали: что он задумал? – (31) Чепляй , отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею. (32) Старик удивленно взглянул на меня, но я уже все понял. – (33) Цепляй, дядя Тимофей! (34) Цепляй скорее…

Слайд 6

(35) На пятьдесят седьмом круге «виллис» остановился. (36) Шофёр махнул рукой дяде Тимофею, дескать, всё, потом устало стал отвинчивать пробку бензинового бака. – (37) А ну, давай твой спирт, – приказал он. (38) Я торопливо достал из чемодана заветный литр. (39) – Лей, – твердо сказал шофёр и ткнул пальцем в воронку бензобака. (40) – Лей всё. (41) Доехать-то нужно. (42) Он уже взялся за руль, когда я достал деньги и неуклюже, будто приготовил ему незаслуженную обиду, попросил: (43) «Тогда вот возьми, пожалуйста». (44) « Чего-о ? – знакомым мне тоном спросил шофёр. (45) – Тебе, брат, найдется тут для них дырка. (46) Спрячь и бывай здоров!» (47) Машина снялась с места какими-то смешными рывками. (48) Утопая в свежей пахоте, ко мне подошел дядя Тимофей и, взглянув на зажатые в моем кулаке деньги, с удивлением и восхищением одновременно шепотом спросил: (49)«Не взял? (50) Вот же живая душа!» ( По К.Воробьеву )

Слайд 7

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему шофёр-сержант все-таки согласился подвезти офицера ?» 1 ) "С фронта ведь еду", – попросил я. 2) "А ну, давай твой спирт", – приказал он. 3 ) Чепляй , отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею. 4) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров. Задание 2.

Слайд 8

Задание 3. Укажите , какое средство речевой выразительности используется в предложении: « Куда это они ползут?» – смятенно спросил шофер » . 1. Олицетворение. 2. Метафора 3. Эпитет 4. Гипербола

Слайд 9

Задание 4. Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "присоединения" .

Слайд 10

Задание 5. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».

Слайд 11

Задание 6. Замените слово «швырнул» из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слайд 12

Задание 7. Замените словосочетание «послевоенные дни» (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 13

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Слайд 14

Задание 9. Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным распространенным приложением . Напишите его номер.

Слайд 15

Задание 10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении. – Есть литр спирту. Разделим пополам, 1 отвези только, 2 браток. С фронта ведь еду, 3 – попросил я. Да, 4 они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, 5 у поручня которого шел парнишка лет тринадцати.

Слайд 16

Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Слайд 17

Задание 12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Бабы кинулись ко мне все разом, 1 и все до одной запричитали тягуче, 2 смертно, 3 одинаково. В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, 4 и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался, 5 как умел.

Слайд 18

Задание 13. Среди предложений 10-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Слайд 19

Задание 14. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с союзной (подчинительной) и союзной (сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Слайд 20

Номер задания Правильный ответ 2 1 3 2 4 прицеплен 5 6 бросил 7 дни после войны 8 толпа двигалась 9 10 10 2 11 1 12 1,4 13 11 14 24 Проверьте себя!

Слайд 21

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А.Ильина:"И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она - наша Россия». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами И.А.Ильина. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Не взял? Вот же живая душа!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 22

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 23

Источники: http://asa.my1.ru/load/gia/kim_po_russkomu_jazyku_9_klass_ogeh/10-1-0-423 https://yandex.ru/images/search?text= блокнот%20и%20ручка%20картинки& noreask =1&lr=128452 https://yandex.ru/images/search?text= страница%20в%20линию%20с%20рисунком& noreask =1&lr=128452 https://yandex.ru/images/search?p=1&text= страница%20в%20клетку%20с%20цветными%20карандашами

Слайд 24

Удачи на экзаменах!!!