Практикум для педагогов
Практическое мероприятие с педагогами по развитию чувства ритма в младшем, среднем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma.docx | 15.88 КБ |
teoriya_k_praktikumu_.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Музыкальные молоточки»
Игровой материал: музыкальные молоточки
Ход игры: Педагог поёт попевку , проигрывает ритмический рисунок, ребёнок – дети повторяют
Возьмём молоточек,Володя, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной
Дятел сядет на сучок
Тук – Тук – Тук! Тук – Тук – Тук! (6 долгих звуков – ударов молоточком или палочками)
Дятел ищет, где жучок
Тук – Тук – Тук! Тук – Тук – Тук!
Возьмём молоточек,Танюша, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной
Над дубравой сильный град
ту – ки – ту – ки – Тук! (4 коротких звука, 1 долгий)
ту – ки – ту – ки – Тук!
С дуба жёлуди летят
ту – ки – ту – ки – Тук!
ту – ки – ту – ки – Тук!
Возьмём молоточек,Андрейка, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной
Строят хату два бобра:
Тук – Тук да тук, Тук – Тук да тук! (2 долгих – 2 коротких, 2 долгих – 2 коротких)
Без гвоздей, без топора:
Тук – Тук да тук, Тук – Тук да тук!
Возьмём молоточки, ребята, сейчас
Я буду играть, вы за мной повторять
(педаго играет любой несложный, ритмический рисунок,
дети повторяют)
Игра «Молоточками стучим»
Игровой материал: молоточки, палочки
Ход игры: Педагог проговаривает стихотворение, предлагает детям не сложный ритмический рисунок, дети повторяют
Молоточком постучали
тук, тук, Тук (2 коротких – 1 долгий; или 1 долгий – 2 коротких звука)
Тук, тук, тук
Дети дружно повторяли
тук, тук, Тук (2 коротких – 1 долгий; или 1 долгий – 2 коротких звука)
Тук, тук, тук
Молоточки замолчали
И не слышен больше стук
Будут палочки стучать
А мы будем повторять
(Педагог выстукивает ритм, дети повторяют)
Будут палочки стучать
Катя будет повторять
(Как и предыдущее упражнение, только педагог обращается к конкретному ребёнку)
У меня есть палочки
Палочки – стучалочки
Музыкантом стать хочу
Вместе с музыкой стучу
(Дети с педагогом отстукивают ритм простой народной мелодии)
Игра с козликом
Ход игры: Дети стоят в кругу, в середине – ребёнок в шапочке козлёнка с ложками в руках. Дети идут по кругу, проговаривая слова, «козлёнок» двигается поскоками внутри круга.
Серенький козлёнок, маленькие рожки
Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках
Будешь, Козлик, ты играть
А мы станем повторять
Дети и Козлик останавливаются. «Козлёнок» выстукивает ритмический рисунок на ложках. Дети повторяют ритм, хлопая в ладоши, топая ногами.
«Козлёнок» подходит к любому ребёнку, даёт шапочку и ложки со словами:
Будешь ты теперь козлёнком
Поиграй на ложках звонко
Игра повторяется
Игра «Громко заиграли»
Ход игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу. «Дед» сидит в центре
Сидит старенький дед
В кожух тёплый одет
Под щекой – кулачок,
Задремал старичок
В конце останавливаются и поворачиваются лицом в круг
А нам не сидится,
Будем веселиться.
Сужают круг
Инструменты взяли,
Громко заиграли.
Отходят назад. Берут инструменты: деревянные ложки, трещотки и т.д. Инструменты находятся за поясом у мальчиков, висят на ленточках на шее у девочек. Дети играют, повторяя ритм народных мелодий таких как: «Андрей – воробей», «Сорока», «Тень – тень, потетень», «Во поле берёзка стояла» и т.д.
«Дед» говорит: Инструменты заиграли
Мне поспать совсем не дали
Буду тоже я играть
Вы за мною повторять
Играет любой ритмический рисунок, дети повторяют, выбирается новый «Дед». После нескольких повторений игры применяется 2 вариант.
«Дед» говорит: Разбудили старика,
Береги теперь бока.
Хватит, не играйте,
Лучше убегайте!
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Развитие чувства ритма в младшем – среднем дошкольном возрасте посредством музыкально – дидактических игр»
Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:
Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка
Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Раскроем подробнее их содержание.
Классик отечественной психологии Б.М.Теплов определил способности как индивидуально – психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения.
Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. Центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство – это эмоциональный компонент музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении законченности мелодии, в чувствительности к точности интонации. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.
Музыкально – слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и воображение.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Ритм ( в переводе с греческого – соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определёнными длительностями; чередование звуков вне определённого ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать только по обозначению длительностей звуков.
(Педагогам предлагается узнать несколько детских песен по ритмическому рисунку: «Маленькой ёлочке», «К нам гости пришли», «Андрей - воробей» и т.д.). В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована. Процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкально – дидактических, музыкальных игр и забав. Если дети от игры на инструментах, от музыкально – двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.