Практикум для педагогов

Сухачева Светлана Николаевна

Практическое мероприятие с педагогами по развитию чувства ритма в младшем, среднем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Игра «Музыкальные молоточки»

Игровой материал: музыкальные молоточки

Ход игры: Педагог поёт попевку , проигрывает ритмический рисунок, ребёнок – дети повторяют  

Возьмём молоточек,Володя, с тобой

Я первой сыграю, а ты вслед за мной

Дятел сядет на сучок

Тук – Тук – Тук! Тук – Тук – Тук! (6 долгих звуков – ударов молоточком или палочками)

Дятел ищет, где жучок

Тук – Тук – Тук! Тук – Тук – Тук!

Возьмём молоточек,Танюша, с тобой

Я первой сыграю, а ты вслед за мной

Над дубравой сильный град

ту – ки – ту – ки – Тук! (4 коротких звука, 1 долгий)

ту – ки – ту – ки – Тук!

С дуба жёлуди летят

ту – ки – ту – ки – Тук!

ту – ки – ту – ки – Тук!

Возьмём молоточек,Андрейка, с тобой

Я первой сыграю, а ты вслед за мной

Строят хату два бобра:

Тук – Тук да тук, Тук – Тук да тук! (2 долгих – 2 коротких, 2 долгих – 2 коротких)

Без гвоздей, без топора:

Тук – Тук да тук, Тук – Тук да тук!

Возьмём молоточки, ребята, сейчас

Я буду играть, вы за мной повторять

(педаго играет любой несложный, ритмический рисунок,

дети повторяют)

Игра «Молоточками стучим»

Игровой материал: молоточки, палочки

Ход игры: Педагог проговаривает стихотворение, предлагает детям не сложный ритмический рисунок, дети повторяют

Молоточком постучали

тук, тук, Тук (2 коротких – 1 долгий; или 1 долгий – 2 коротких звука)

       Тук, тук, тук

Дети дружно повторяли

тук, тук, Тук (2 коротких – 1 долгий; или 1 долгий – 2 коротких звука)

       Тук, тук, тук

Молоточки замолчали

И не слышен больше стук

Будут палочки стучать

А мы будем повторять

(Педагог выстукивает ритм, дети повторяют)

Будут палочки стучать

Катя будет повторять

(Как и предыдущее упражнение, только педагог обращается к конкретному ребёнку)

У меня есть палочки

  Палочки – стучалочки

     Музыкантом стать хочу

      Вместе с музыкой стучу

(Дети с педагогом отстукивают ритм простой народной мелодии)

Игра с козликом

Ход игры: Дети стоят в кругу, в середине – ребёнок в шапочке козлёнка с ложками в руках. Дети идут по кругу, проговаривая слова, «козлёнок» двигается поскоками внутри круга.

Серенький козлёнок, маленькие рожки

Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках

Будешь, Козлик, ты играть

А мы станем повторять

Дети и Козлик останавливаются. «Козлёнок» выстукивает ритмический рисунок на ложках. Дети повторяют ритм, хлопая в ладоши, топая ногами.

«Козлёнок» подходит к любому ребёнку, даёт шапочку и ложки со словами:

Будешь ты теперь козлёнком

Поиграй на ложках звонко

Игра повторяется

Игра «Громко заиграли»

Ход игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу. «Дед» сидит в центре

Сидит старенький дед

                                               В кожух тёплый одет

Под щекой – кулачок,

                                               Задремал старичок

В конце останавливаются и поворачиваются лицом в круг

                                                  А нам не сидится,

                                                  Будем веселиться.

                                                  Сужают круг

     Инструменты взяли,

                                                   Громко заиграли.

Отходят назад. Берут инструменты: деревянные ложки, трещотки и т.д. Инструменты находятся за поясом у мальчиков, висят на ленточках на шее у девочек. Дети играют, повторяя ритм народных мелодий таких как: «Андрей – воробей», «Сорока», «Тень – тень, потетень», «Во поле берёзка стояла» и т.д.

«Дед» говорит: Инструменты заиграли

                                     Мне поспать совсем не дали

                     Буду тоже я играть

                           Вы за мною повторять

Играет любой ритмический рисунок, дети повторяют, выбирается новый «Дед». После нескольких повторений игры применяется 2 вариант.

«Дед» говорит: Разбудили старика,

                             Береги теперь бока.

                             Хватит, не играйте,

                        Лучше убегайте!



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Развитие чувства ритма в младшем – среднем дошкольном возрасте посредством музыкально – дидактических игр»

Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:

Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка

Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Раскроем подробнее их содержание.

Классик отечественной психологии Б.М.Теплов определил способности как индивидуально – психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения.

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность.

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для    успешного её осуществления. Центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Оно проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство – это эмоциональный компонент музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении законченности мелодии, в чувствительности к точности интонации. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.

Музыкально – слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и воображение.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ритм ( в переводе с греческого – соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определёнными длительностями; чередование звуков вне определённого ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать только по обозначению длительностей звуков.

(Педагогам предлагается узнать несколько детских песен по ритмическому рисунку: «Маленькой ёлочке», «К нам гости пришли», «Андрей - воробей» и т.д.). В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована. Процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкально – дидактических, музыкальных игр и забав. Если дети от игры на инструментах, от музыкально – двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.