школьная изостудия для одаренных детей "Акварельки".

Маковская Анна Владимировна
      Изостудия «Акварельки» МБОУ "СОШ №1" г.Кашира
 в 2019 году нам присвоен статус ииновацонной площадки
"Выявление и поддержка талантов в области культуры и искусства"
Годом своего рождения проект считает  1988  , когда на базе школы №1 под руководством заслуженного учителя РСФСР Маковской Л.В. открывается школьная изостудия «Акварельки». С 2002 г. руководство передается воспитаннице изостудии и дочери Маковской А.В. В 2013 году изостудия отметила свой 25-летний юбилей. Сейчас в студии воспитывается уже второе поколение - дети первых изостудийцев. Ребята поддерживают сложившиеся традиции и осуществляют новые идеи.

Структура реализации – во время учебного процесса работа школьной изостудии для одаренных детей «Акварельки» - две группы – младшая и средняя по 15 учащихся,

во время летних каникул – работа профильного отряда «Акварельки» (июнь месяц).

Проект осуществляет совместную работу коллектива изостудии  по созданию  творческих отчетов-выставок ,мастер-классов, семинаров с Домами культуры, Экологическими центрами, музеями, музыкальными школами, библиотеками ,фондами .Налаживает  обмен опытом, участие в совместных традиционных мероприятиях, проектах  с  показом  достижений сверстникам,

общественности и  осуществлением общественно значимой работы .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа отряда на 2019 год88 КБ

Предварительный просмотр:

    

                Программа летнего профильного

                отряда — изостудии «Акварельки» 2019 год.

Пояснительная записка

              Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Процесс обучения происходит в виде внеурочной деятельности, имеет обучающий и развлекательный характер.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Во время работы лагеря проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В работе лагеря предполагаются : проведение мастер-классов, экскурсий, пленэрная и музейная практики.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Ценностные ориентиры содержания курса и методические пояснения.

Приоритетная цель —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание курса

  • Живопись.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав не только с помощью привычных живописных элементов, но и с применением необычных техник.

  • Графика

 Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

  • Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

  • Бумажная пластика

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: оригами, работа с бумагопластикой, введение объемных форм в живописную композицию.

  • Декоративная работа

Знакомство с росписями и промыслами (дымка, хохлома), создание объемных игрушек в стиле Дымковской  игрушки, роспись деревянных ложек в хохломском стиле и разработка декоративного блюда с каширскими видами в круге диаметром не менее 30 см.

  • Организация и выставки детских работ
  • пленэрная практика

В работе профильного отряда обязательным элементом является пленэрная работа. Это особый вид работы, который зависит от погодных условий и пространства, в котором будет проходить занятие. Формат творческих работ не должен превышать А4 для его успешного завершения, а материал подходит любой графический (от простого карандаша до полицветов).

                       Занятия  историей искусств.

Введение занятий с познавательной направленностью. Это позволит расширить кругозор воспитанников, углубит знания об истории нашей страны и малой Родины. Небольшие исторические экскурсии будут предшествовать пленэрной практике. Просмотр видео фильмов и организация образовательных экскурсий по музеям мира.

Организация процесса

Творческие занятия проводятся  преподавателями, перемены и подвижные игры организуются воспитателем и вожатыми.

                        Съемка фото и видео о работе отряда.

За время работы отряда будет организована съемка фото и видео материала для создания видео презентации об отряде. На открытие и закрытие смены будет организовано постановочное видео для съемки клипа. Монтаж и добавление спецэффектов будут проводиться в классе с целью знакомства воспитанников с работой в программе Pinnacle studio.

Распорядок дня

№п/п

Режимный момент

время

1

перекличка

8 -30

2

Утренняя зарядка. Прогулка на воздухе.

8-45

3

завтрак

9-15

4

Сообщение темы.

Упражнения.

Беседы по технике безопасности.

Работа над основной темой.

9-30

5

Игры на воздухе

10-30

6

Продолжение работы

11-00

7

обед

12-35

8

Завершение работы.

13-00

9

Уборка рабочих мест

13-30

10

Игры на воздухе.

13-45

Мероприятия  летнего профильного лагеря :

  • пленэрная практика
  • музейная практика
  • посещение мастерских художников
  • участие в очном конкурсе рисунка, посвященном Дню Рождения А.С. Пушкина.
  • Участие в муниципальном конкурсе, посвященном Дню семьи, любви и верности (8 июля)
  • работа с натурными постановками
  • участие в мероприятиях  открытия и закрытия лагеря
  • единый день безопасности
  • единый день здоровья
  • единый день профилактики дорожного транспортного травматизма (ДДТТ)
  • день пожарной безопасности
  • и т.д.

Итогом станет итоговая выставка в стенах родной школы.

Принадлежности:

  • цв. бумага (набор), альбом
  • А3 папка (не менее 12 листов)
  • Ножницы, клей канцелярский или клей-карандаш
  • ватман 2 листа
  • Фломастеры, цветные карандаши
  • Акварель, гуашь (набор или белила в отдельной баночке), кисти ( примерно № 3 и № 6)
  • черная гелиевая ручка или тонкий маркер

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ воспитанников студии:

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация, декоративная композиция;
  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш,  бумага для конструирования;
  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
  • приобретают представления о работе оператора и режиссера кино. Участвуют в съемке и монтаже итогового кино  об отряде.  

Примерное тематическое планирование занятий и мероприятий

по воспитательной работе профильного отряда «Акварельки»:

Мероприятие

Дата

Ответственный

День защиты детей

Концертно-игровая программа «Здравствуй, это я!».

Конкурс рисунков на асфальте.  

Знакомство с распорядком дня, техникой безопасности на занятиях.

Участие в муниципальном Крестном ходе.

Что мы будем показывать на открытии смены (выбираем песню, образ)

тв. работа

03 .06.2019

Маковская А.В.

Абузова И.Н.

Единый день профилактики ДДТТ

Беседа с инспекторами ГИБДД.

Экскурсия на развлекательную программу.

Игры на воздухе.

Спортивные игры на стадионе, подготовка к ГТО

тв.работа - «Правила дорожного движения» (на А4)

04.06.2019

на экзамене Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Седенкова Е.М.

Романовская М.Н.

День сказок А.С.Пушкина. День Русского языка.

Известные иллюстраторы. Иван Билибин. Создание серии иллюстраций по мотивам сказок А.С.Пушкина. Подготовка к открытию смены

05.06.2019

Маковская А.В.

Абузова И.Н.

Громова С.В.

Единый День Здоровья

Физкультура на воздухе. Посещение стадиона, игры на воздухе.

Мастер-класс в детской библиотеке

тв. работа: «Правильное питание», «Правильный вкусный натюрморт»

06.06.2019

на экзамене Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Седенкова Е.М.

День творчества.

тв. работа «Декоративное панно» - работа в круге

с пейзажем каширским ко Дню любви, семьи и верности (до 15 июня)

07.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Торжественное открытие смены

игры, праздничные мероприятия.

тв. работа: доделать панно,

просмотр видео о натюрморте, рисование с натуры «Цветочный букет», акварель

10.06.2019

Маковская А.В.

Абузова И.Н.

День России

концертно-игровая программа

тв. работа «Моя Россия» (березы, лебеди, журавли и т.д.), русские красавицы в национальной одежде и народы России в национальных костюмах.

11.06.2019

на экзамене Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Седенкова Е.М.

День туриста

Участие в муниципальном очном конкурсе, посвященном Дню Рождения А.С.Пушкина в КДЦ Родина

13.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Единый день пожарной безопасности

тв. работа: серия открыток по безопасности

14.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День спорта «Со спортом дружить - здоровым быть»

подвижные игры и викторины

тв.работа : «Мы за ЗОЖ!»

17.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День русских традиций

«В гостях у сказки». Инсценирование  отрывков из русских народных сказок.

18.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

Единый день безопасности

экскурсия в пожарную часть

19.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День борьбы с наркоманией

тв.работа  «Плакат «Нет наркотикам»

мастер-класс в городской детской библиотеке

20.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День друзей

что будем делать на закрытие смены, постановка, клип, кино? репетиция

21.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День памяти и скорби

торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто».

24.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

День экологии «Сбережём нашу планету»

тв. работа: серия открыток «Они должны жить»

25.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

Торжественное закрытие смены

съемка и монтаж клипа

26.06.2019

Маковская А.В

Маркова Г.Ю.

Абузова И.Н.

Чадина К.С.

«Прощай, лагерь!»

игры, викторины, конкурсы рисования, уборка кабинета.

27.06.2019

Маковская А.В.

Маркова Г.Ю.

Чадина К.С.